21 марта 2016 года
Активно набирает подписчиков группа прихода храма великомученика и целителя Пантелеимона «ВКонтакте» (https://vk.com/sv.panteleimon). Администратор группы и работница храма Валентина Царапкина подготовила интервью с клириком храма протоиереем Александром Сухоткиным…
Несмотря на то, что батюшка в нашем храме служит регулярно всего третий год, люди успели полюбить его за доброту и умение выслушать, уловить самую суть проблемы и готовность помочь. Стоит отцу Александру ступить на порог, как его тут же окружают все, кому нужен совет, благословение на начинаемое дело или просто – на грядущий день, а, порой, идут за добрым словом и взглядом. Батюшка не строил здание храма, не стоял у истоков формирования общины, он не застал многих людей, не наблюдал за развитием приходской жизни в течение 11 лет, зато так легко и органично вошел в наш коллектив, что уже сложно представить храм без отца Александра. Все мы знаем батюшку по его проповедям – простым, но возвышенным, наполненным любовью ко Христу и к каждому из нас.
С марта 2016 года по благословению благочинного Саровского округа протоиерея Александра Долбунова, являющегося также настоятелем прихода храма св. Пантелеимона, наш пастырь также несет послушание дежурного священника в храме Больничного городка, и любой нуждающийся может обратиться к нему за помощью, советом в трудной жизненной ситуации, просто поговорить. В одно из таких дежурств мне представилась возможность побеседовать с ним.
– Отец Александр, в социальной сети «ВКонтакте» начала работу группа прихода церкви во имя св. великомученика и целителя Пантелеимона. Большинство подписчиков группы – наши молодые прихожане, и в первую очередь беседа, наверное, будет ориентирована на них. Отец Александр, священническая миссия у многих ассоциируется с участием в богослужении, совершением Евхаристии. Но мы знаем, что у каждого священнослужителя есть еще дополнительные послушания. Для чего они нужны?
– Вопрос о нужности или ненужности общественных нагрузок священника решает паства. Есть потребность – будет отклик. Я имею в виду не только требы или беседы. Например, в настоящее время я являюсь помощником благочинного по культуре и вместе с председателем ПТО «МiР» Романом Сванидзе курирую организацию культурно-массовых мероприятий как в пределах Саровского благочиния, так и совместных с Нижегородской епархией.
– Батюшка, сейчас наблюдается интеграция Церкви в различные сферы светской жизни. Каково ваше мнение: принесет ли это пользу тем и другим?
– Церковь – это не что-то отдельное, она и есть общество, объединенное определенным вероучением, укладом, обрядами, которое не может существовать вне границ социума.
– Я имею в виду, что долгое время культура, наука, искусство, образование были абсолютно безрелигиозными. А сейчас мы видим, что и в школьной программе изучают основы православной веры, и в культуре тема православия звучит все громче.
– Я не отделяю одно от другого, считаю, что нельзя делить наше цельное и единое большого русское общества. Однажды уже поделили – на 70 лет. Попытались вытравить все духовное, что привело к множеству проблем. Попытка построить абсолютно светское общество потерпела неудачу. Так или иначе, но в жизни народа должно присутствовать духовное начало и религиозно-нравственный идеал. Атеистов, на самом деле, не так уж и много. А их атеизм, по сути, – это такая же вера, убежденность в том, что Бога нет. И они верят горячо, громко кричат, доказывают, и чаще всего гораздо активнее, чем православные, отстаивают свою позицию. К примеру, только в России в школе принято изучать теорию Дарвина как единственную, имеющую право на существование, как будто альтернатив нет и быть не может! Какая гордость – считать только свое мнение важным! И неверно говорить, что сейчас Церковь проникает в культурную жизнь общества. Я думаю, что она там всегда присутствовала, просто сейчас она спокойно заявила о себе.
– Батюшка, как вы считаете, насколько священнику можно и нужно высказываться публично на общественные темы?
– У каждого человека может быть свое мнение и политические взгляды. В Церкви же есть ряд четких правил и догматов, относительно которых у всех ее членов должно быть полное единомыслие. Все, что касается, частных вопросов, это сугубо личное дело человека (в т. ч. и священнослужителя). Поэтому нужно уметь различать позицию конкретного клирика и позицию Церкви.
На самом деле, Церковь старается быть вне политики и не навязывать своей пастве какие-то политические убеждения, а в некоторых острых и спорных вопросах – вообще избегает выражать свою позицию, делая акцент на духовной составляющей. Я также стараюсь не заострять внимание людей на своих взглядах. Тем более, считаю, что священник не должен использовать амвон как трибуну для политической пропаганды, ведь смысл нашей проповеди совсем в другом.
– Отец Александр, какое место храм св. Пантелеимона занимает в вашей жизни? Стал ли он для вас своим?
– Любой приход, на который назначают клирика, становится основным в его жизни. Я прослужил настоятелем храма в пос. Сатисе более пятнадцати лет. Естественно, привык к людям, сроднился с ними. Окрестил и обвенчал большую часть своих прихожан, кого-то отпел. И мгновенно переключиться на приход, в котором раньше бывал лишь наездами, очень трудно. Но священник должен относиться ко всему, как к воле Божьей. Вчера была воля Божья на одни обстоятельства, а сегодня – на совершенно другие. Надо привыкать. Так проверяется степень доверия Богу. Не всегда переход к другой пастве протекает спокойно, бывают конфликты, идет притирка. В случае, когда происходит замена одного священника на другого, всегда есть недовольные, всем невозможно угодить. Но меня ввели как второго клирика, поэтому мое врастание в приход храма св. Пантелеимона прошло очень спокойно, ведь не пострадали ничьи интересы.
– Существует мнение, что до революции приходы были сплоченными общинами, похожими на семьи. Некоторые так и говорят: община происходит от слова «общее», а «приход» – это куда приходят на богослужения, и все.
– Придумывают люди от незнания. Сейчас мы как раз вернулись к такому формату, который был до революции. Территориально благочиния поделены на части или приходы, каждый из них относится к конкретной церкви и может включать до нескольких деревень. Границы прихода четко обозначены, и в обязанности служащего священника входит окормление всех своих пасомых. Сейчас дан старт инициативе по обустройству в каждом, даже самом небольшом, населенном пункте места для молитвы. Это и поклонные кресты, и молельные комнаты, и часовни. Туда будет приезжать священник и работать с людьми. Время покажет, как будет реализовываться это нововведение. А городской приход может включать и более одного храма.
Община же это – люди, постоянно посещающие конкретный храм. Общину возглавляет священник, который всех знает и является духовником верующих. Где-то община крепкая, а где-то расслабленная, пассивная… В городе несколько общин, и порой люди переходят из одной в другую, начинают сравнивать священников, происходят конфликты, обиды… А в селе один храм, и при любом священнослужителе общение проще. В сельской местности люди знают друг друга всю жизнь, по сути это большая семья.
– Батюшка, вы служите у нас уже три года, присмотрелись. На ваш взгляд, есть ли у нас в храме община?
– Есть, и это четко выражено. Может быть, она не так явно вовлечена в социальную работу взаимопомощи прихожан, как хотелось бы. Но тому есть причина – разделение на молодых и пожилых, и эти две группы дистанцируются друг от друга. В идеале, надо преодолеть это разделение. В деревне, конечно, проще, поскольку многие являются родственниками, а здесь надо потрудиться над этим.
– Батюшка, на самом деле, благодаря совместным мероприятиям – это ставшие традиционными Рождественские и Троицкие гуляния, подготовка к ним, совместные трапезы на некоторые праздники, капитальная уборка храма дважды в год, работа в цветнике с мая по ноябрь, помощь по хозяйству – люди сближаются. Они знакомятся, общаются. Опять же, у нас есть опыт совместной молитвы друг о друге. Общие дела объединяют людей и стирают границы социальных различий. Знаю, что многие молодые люди трепетно относятся к пожилым работницам храма, как к родным бабушкам, а те им отвечают любовью и добрым советом…
– Это очень хорошо! Чем больше совместных мероприятий, направленных на улучшение жизни своей общины, тем лучше. Вместе таскать кирпичи, мыть полы, и батюшка тоже может быть где-то рядом, не чураясь, не обосабливаясь, потом всей гурьбой попить чаю и помолиться вместе, конечно!
– Мне кажется, сейчас приход молодеет…
– Как любое общество. Пожилые люди, к сожалению, болеют, умирают. Их сменяют прихожане среднего и молодого возраста… Когда начали возрождаться приходы, у самых истоков стояли бабушки… На заре своего служения в моей первой десятке были женщины за 60. Сейчас живы несколько из них, увы – не все.
– Есть категория людей, приводящих детей к Причастию… некоторые пытаются их подтолкнуть. Как не оттолкнуть?
– Приводя детей к причастию все чаще и чаще, родители, наконец, и сами придут к нему, но уже осознанно. К сожалению, даже в самом лучшем приходе находятся люди, по гордости считающие, что они самые умные и правильные, которые к тому же еще и социально активные. На службе они заняты не молитвой, а внимательно следят, кто как крестится, кто к кому повернулся спиной, и считают себя вправе делать замечания.
– Батюшка, на это можно и не обращать внимания, но где та тонкая грань в общении с ближними, как не потерять их, не оттолкнуть, не настроить против Церкви?
– Надо самому меняться нравственно в лучшую сторону. Не пытаться никому навязывать свое мнение. Мы начинаем учить всех, мол, вы не знаете, как жить, а вот я-то знаю, как нужно, меня в Церкви научили! Не надо пытаться весь мир вокруг себя сделать сразу православным, начните со своей души!
– Батюшка, дайте напутствие на пост молодым подписчикам нашей группы в социальной сети «ВКонтакте».
– Поститесь спокойно, без надрыва. Больше читайте святых отцов и современных пастырей, меньше слушайте всевозможных домыслов. Например, недавно я с удивлением узнал от прихожан, что якобы Церковь запрещает своим чадам читать Священное Писание в дни спасительного поста. Это ж надо такое придумать!
– Некоторые священники запрещают посещать соцсети постом.
– Надо четко знать, с какой целью заходишь в Интернет. Если хороший сайт, то ничего плохого. Главное – мера.
– В нашей группе ВКонтакте мы даем информацию об особенностях богослужений и литургии. К текстовым публикациям стараемся прилагать аудио- и видеозаписи. Правильно ли это?
– Мне кажется, люди должны читать. Если человек хочет просвещаться, развиваться, он должен взять книгу, что-то более серьезное, чем тоненькие брошюрки. Иначе проникнуть в смысл службы невозможно. Литургия очень многогранна, содержит в себе множество важных моментов. Понимание Таинства Причащения или Евхаристии приходит не сразу. Гораздо проще начать ходить в церковь, чем осознать важность и смысл Евхаристии. Многие так и умирают со своими заблуждениями на этот счет. Чтобы понять службу, нужно читать подробное изъяснение. Начать можно с книги «Евхаристия» архимандрита Киприана (Керна). Она непростая, но четко описывает смысл всех нюансов богослужения.
– Моей самой первой книгой о литургии было толкование схиигумена Саввы, достаточно простое по стилистике, но очень подробное. Делюсь ею со всеми желающими. Помню, после прочтения я плакала всю службу оттого, что хоть отчасти начала осознавать смысл происходящего.
– Это хорошо. Нужно взять книжку, в которой толкуются слова и священнодействия, прочитать ее, потом взять чинопоследование литургии с краткими пояснениями и читать ее на службе. Тогда все начнет вставать на свои места, станет понятно, что всего две части. Это самый главный момент – пресуществление Святых Даров и общественная служба, направленная на прихожан (литургия верных и литургия оглашенных). Сперва батюшка молится, читается Апостол, Евангелие, затем в древности произносилась проповедь, которая сейчас перенесена в конец службы. А потом начинается сакральная часть службы, направленная на другую часть Церкви. Прихожанам нужно понимать одну очень простую вещь: все собравшиеся в храме являются членами и действительными совершителями литургии, все в какой-то мере сопричастны к великому таинству, являясь одним телом, устремленным в молитве для того, чтобы произошло пресуществление освященных хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Человек должен четко осознавать, что он не просто зачем-то зашел сюда, не сам по себе, а именно часть единого организма, который просит во время богослужения у Господа снизойти до него (причем, независимо от того, причащается ли конкретный человек или нет). Должно быть осознание соучастия. Ты пришел не пообщаться или рассказать новости, как в клуб по интересам. Здесь живое Таинство, общее тело Христово, здесь сам Христос.
– Батюшка, Великим постом в среду и пятницу совершается литургия Преждеосвященных даров. Людям сложно попасть на нее, ведь это – рабочее время. Нужно ли постараться хотя бы раз прийти на это богослужение?
– Обязательно! Хотя бы для того, чтобы познакомиться, узнать, что есть такое богослужение, увидеть, чем оно отличается от литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого.
Предназначение литургии Преждеосвященных даров совершенно иное. Она направлена не на совершение таинства, а на прихожан. У нее нет Евхаристического канона, нет кульминации, поскольку Святые Дары имеются изначально. Эта долгая литургия совершается для того, чтобы верующие готовили себя к принятию Святых Христовых Таин, к соединению с Богом. И тут уже многое зависит от человека, от того, как он потрудился, как настроил душу на молитву. Как ты поработаешь над собой, так Господь к тебе и придет. Здесь уже ни батюшка тебе не поможет, никакой духовный костыль тебе не подставит, ни собрат твой, рядом стоящий.
– Батюшка, некоторые православные считают, что помощь храму – дело святое, а нуждающимся и обездоленным пусть помогают волонтеры, которые сами решили на себя такие тяготы взвалить. Что бы вы ответили на это?
– Мы должны помогать всем, кто нуждается в нас в данный момент. Нельзя делить – это наше дело, а это – не наше. Вера обязательно должна подкрепляться делами, а иначе это не вера, но пустые слова. Служить Богу – означает служить тем, кому это требуется.
Великий пост – это шествие ко Христу, к Воскресению Христову. Можно сказать, весь пост – это одна большая служба, у которой будет своя кульминация, как Евхаристический канон у литургии. И смысл в том, чтобы человек дошел до того радостного момента, когда запоют «Христос воскресе!», и разделил свою пасхальную радость со всеми. Аминь!
– Спаси Христос, батюшка, за беседу!
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна