13 февраля 2016 года
Мы познакомились с Ольгой Гальцевой и молодежным фольклорным театром «Вечёра» из Дальнего Константинова на фестивале домашних вертепов «Ясельки». Ольга Валерьевна – заведующая сектором этнографии Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника и руководитель Центра традиционной культуры села Дальнее Константиново.
В коллективе театра «Вечёра» 12 человек. Это не только исполнительский, но исследовательский коллектив. Первые участники уже создали свои семьи. Приходят новые ребята, как считает Ольга Валерьевна, еще есть молодежь, которую трогает за живое народная песня. Значит, у русской народной культуры есть будущее.
О. Гальцева: "Когда первый раз я услышала настоящую народную голосовую песню, я была потрясена. Я тогда была студенткой, считала, что лучше рок-н-ролла ничего нет… Наверное, в нашем театре и собираются такие дети, которые могут уловить удивительную красоту подлинной народной песни, а как это здорово – петь на голоса. Это невозможно передать. А духовные стихи? В них раскрывается дух народа. Ведь за небольшой отрезок времени, невозможно рассказать, какие мы, русские. А в песне это понимание передается".
Жизнь фольклорного театра непроста. У Ольги Гальцевой театр – не основная работа, поэтому ощущается дефицит времени. А главный помощник в этом деле – семья.
О. Гальцева: "Мы с мужем занимаемся сбором и изучением традиционных танцев. Это совершенно незнакомый для современного человека жанр. К примеру, на севере одна пляска может длиться полтора часа, в ней сорок фигур. Это универсальный способ общения, своеобразная терапия. Многие через народный танец приобщаются и к духовной культуре. На сегодняшний день наш народ почти полностью утратил и традиционную досуговую культуру, и культуру общения. Мы собираем это наследие по крупицам и стараемся приобщить к ней соотечественников…"
Кроме представленного саровскому зрителю вертепного действа у «Вечёры» есть еще ряд авторских программ, к созданию которых подталкивает сама жизнь. Несколько лет назад зав. церковного музея села Богоявление Римма Хадиатовна Таболкина нашла на чердаке старого дома священника письма с фронта I-й мировой войны. В этом году им исполняется 100 лет. Целый век назад юные солдаты писали своему младшему другу в деревню. Из этой удивительной находки выросла программа о Первой мировой войне, в которой тексты писем перемежаются с военными песнями того времени.
О. Гальцева: "Есть у нас есть еще одна военная программа, посвященная Великой Победе, она называется «Наша Победа» и построена на этнографических и фольклорных материалах о Великой Отечественной войне. Это воспоминания, и фрагменты писем, фронтовые стихи, песни военных лет, частушки и даже народная драма, а также и более архаичные жанры: лирика, плачи, духовные стихи. От её показа были самые яркие впечатления, потому что это живая культура, она сплачивает, именно 9 мая можно почувствовать себя частью Великого народа Победителя. В этот день, как никогда, актуальны все жанры народной культуры".
– Ольга, как вы пришли к необходимости создать театр?
– За 15 лет собирательской деятельности этнографа и, параллельно, работы в музее, я поняла, что мы ничего не знаем о своем народе, за нами целая вселенная, а мы ищем идеи и смыслы на стороне. А главное и стремления к этому нет, особенно волнует в этом отношении молодежь. Поэтому пять лет назад появился молодежный фольклорный театр. Одной из первых была написана программа, которая на самых простых примерах рассказывала «Русским о русских» – так она и называется.
– Какое значение вы придаете песне?
– Народ у нас поющий. Церковная служба поется, народная свадьба поется, жития святых распеваются в народных кантах, детские игры сопровождаются песней, впрочем, как и физический труд. Песня всегда была основой народной жизни, ее душой. И эти песни еще сохранились.
Этим летом в селе Большое Терюшево (недалеко от Дальнего Константинова) мы записали потрясающие старинные песни. Там до сих пор собираются бабушки и поют на четыре голоса. Сами просят внуков их записать, чтобы эти шедевры не исчезли, не забылись безвозвратно.
Я современным детям говорю: «Представьте себе ситуацию, когда вы со своими бабушками поете одни и те же песни». Для них это странно. А раньше внучке было за счастье, если бабушка разрешила ей спеть какой-то подголосок во взрослой песне.
Песни были самые разнообразные, как говориться, на все случаи! Вот эта – молодежная, другие пелись семьей, когда провожали сына в армию, а самые сложные и певучие – на престольный праздник…
– А вера отражается в песне?
– Изучая народную песню, я была удивлена, насколько глубоко воспринимается русским народом Православие. Мне как человеку верующему, всегда обидно слышать, что наш народ ничего не понимает, о его якобы темном язычестве. Городские храмы в 19-м веке часто пустовали. Дворянство предпочитало говорить на иностранном языке. В чести были протестантство и масонство. Крестьянская же культура и вместе с ней родная вера считались в высшем обществе древним пережитком и дурным тоном. Так что хранителем тысячелетней христианской культуры на Руси было и остаётся крестьянство. В нем жила Святая Русь. В этом аспекте мы и стараемся рассказывать о русской культуре.
Из христианства народ воспринял и сохранил самое главное – любовь к Богу и своему ближнему, как писал Дмитрий Ростовский, «незлобие и чистоту сердца». В одной из экспедиций по Кулебакскому району Нижегородской области нас принимала у себя бабушка, которая живет по дороге в Кутузовский монастырь. Она до сих пор сохраняет обет – кормить всех странников, который она дала Богу, когда у нее очень болел сын. Обет, данный Богу, и возможность его исполнить – большое благо для человека. К сожалению, сейчас человек все более утрачивает потребность отдавать, а ведь это часть нашего менталитета. Были в гостях у другой бабушки, в том же районе. Так она на стол все вытащила, что только имела. И потом я случайно услышала, как, отойдя в уголок перед иконами, она молилась: «Господи, благодарю тебя за то, чтобы Ты дал мне возможность кого-то накормить». Тогда меня это поразило.
– Что главное для вас в вашем деле?
– Мне очень обидно за свой народ. И то, что мы делаем, это просто реабилитация перед молодым поколением культуры своего собственного народа. Потому что жить без гордости за свой народ нельзя.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна