8 февраля 2016 года
Благочинный Саровского округа протоиерей Александр Долбунов 5 февраля провел совещание, во время которого священники и миряне, принимавшие участие в XXIV Международных Рождественских образовательных чтениях, поделились своими впечатлениями.
Протоиерей Александр Сухоткин, помощник благочинного по культуре:
– Прослушав доклады на конференции «Потенциал отечественной культуры и искусства», проходившей в рамках направления «Церковь и культура» на территории Сретенского монастыря г. Москвы, я сделал выводы, что работа Церкви в сфере культуры должна быть направлена на приобщение молодежи к христианским ценностям через русскую литературу, искусство и краеведение. Ближайшей перспективой видится популяризация местных святынь, организация паломничества к ним, открытие музеев при храмах.
Протоиерей Владимир Кузнецов, помощник благочинного по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями:
– В Военной академии Генштаба ВС РФ прошла научно-практическая конференция «Служение военного духовенства на современном этапе развития Вооруженных сил», а на следующий день подобное мероприятие состоялось в Академии МВД.
Сегодня, согласно опросам, 88 % военнослужащих считают себя православными. С ними в армии ведется большая работа. На территории Минобороны России действует более трехсот храмов. Возрождается институт военного священства, сейчас более 145-ти священников служат помощниками командиров по работе с верующими военнослужащими, причем, в их обязанности входит «проведение занятий по общественно-государственной подготовке со всеми военнослужащими, независимо от их вероисповедания». Мы узнали о славных традициях военного священства. Например, половина из пяти тысяч полковых священников, отправленных на фронт во время Первой мировой войны, были награждены за проявленное мужество и героизм.
На конференции говорилось о пастырстве и духовничестве в войсках, христианском просвещении и мотивации военнослужащих, их окормлении в духе православных ценностей, а также о профилактике распространения различных радикальных исламистских и неоязыческих течений, представляющих угрозу безопасности России.
Большое впечатление произвел доклад о неоязычестве в России протоиерея Андрея Хвыля-Олинтера, доцента Академии управления МВД России. Язычниками себя называют всего полтора процента населения страны, они поклоняются богам и силам природы. О. Андрей определяет язычество, как состояние души, лишенной Богообщения. Но неоязычество не имеет отношения к древним языческим традициям, это искусственно придуманная религия, основанная на вольных реконструкциях дохристианских славянских верований. Неоязычники ведут активную пропаганду среди молодежи (особенно спортсменов, военнослужащих, силовиков), и это – не безобидное увлечение. В России распространено родноверие, и часть родноверов стоят на ультраправых экстремистских позициях. Приверженцы этих сект были в числе лидеров антиконституционного переворота и эскалации насилия в Украине. Также говорилось о том, что в этих сектах до сих пор, в ХХI веке, практикуются человеческие жертвоприношения.
Иерей Даниил Гатин, помощник благочинного по Дивеевскому району:
— Я участвовал в работе секций «Воспитание культуры милосердия: путь длиною в жизнь» (направление «Личность, общество и Церковь в социальном служении»), а также «Информационная поддержка церковных и церковно-общественных мероприятий».
На первой секции, проходившей в ПСТГУ, меня заинтересовал доклад итальянца Алессандро Салакконе, который рассказал о культуре милосердия в современной Европе. Оказывается, в странах Евросоюза живут 60 млн православных христиан. По мнению докладчика, главная проблема Европы – в теплохладности самих христиан. Но и там у людей есть потребность бескорыстно помогать нуждающимся. Понравилось выступление сотрудников исследовательской лаборатории «Социология религии», которые изучали, как развивается социальная работа на приходах Русской Православной Церкви. Интересно, что там, где налажено взаимодействие священников и мирян, это дает больший результат, чем наличие ресурсов.
Директор московского Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей Елена Калмыкова рассказала о воспитании культуры милосердия через историю российских традиций благотворительности. Музей проводит интерактивные экскурсии для школьников. У современных детей становится все меньше радости от созидательного труда. Е. Калмыкова рассказала о дореволюционной педагогической системе, которая обязательно включала трудовое воспитание, заботу о младших и о том месте, где находится ребенок, только тогда он будет это место любить. Экскурсии в музее предпринимателей, меценатов и благотворителей заставляют детей о многом задуматься.
Мне хотелось узнать, как делают новости в СМИ. Поэтому я побывал на встрече председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимира Легойды с руководителями епархиальных пресс-служб. Была поставлена задача церковного присутствия в соцсетях, в них молодежь ежедневно проводит по 6-8 часов. Для участников встречи провели мастер-класс, где рассказывали, как грамотно это сделать. В первые три дня после того, как была открыта страничка Святейшего Патриарха «ВКонтакте», туда вошло 3 млн посетителей. Такие возможности нести слово Божие дают соцсети, если использовать эти технологии.
Наталия Суздальцева, директор Саровской православной гимназии:
— Трое представителей нашей гимназии побывали на открытии Чтений, на совещании руководителей епархиальных образовательных учреждений и на слушаниях в Общественной палате РФ на тему «Актуальные вопросы и пути реализации «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», которые возглавил митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий.
В новом законе об образовании сказано, что образование есть процесс воспитания и обучения, т. е. воспитание поставлено на первое место. В Стратегии развития воспитания попытались определить задачи и направления воспитания, но в ней не говорится, кого мы хотим воспитать, там даже нет слова «гражданин». Стратегия была утверждена в марте 2015 года, но она до сих пор вызывает массу нареканий. Владыка Игнатий отметил, что принципы мультикультурализма, заложенные в этом документе, уже показали свою несостоятельность в Европе. Он считает, что наше общество консолидируют традиционные ценности российского государства, и нам нужно формировать культуру межрелигиозного взаимодействия.
Из положительных моментов Стратегии нужно отметить большое внимание семье, утверждается приоритет семейного воспитания, но, к сожалению, еще нет механизма реализации семейного образования. Т. е. если я обучаю ребенка дома (такое право мне дано), то почему не получаю субвенции от государства? Вообще пути реализации Стратегии во многом не проработаны. Директор Института развития дошкольного образования РАО Виктор Слободчиков говорил о необходимости включить Стратегию в дорожную карту на местах и сделать программу деятельности по ее реализации охватывающей все структуры, чтобы все не скатилось к проведению мероприятий для галочки.
Интересным было выступление почетного председателя кадетских объединений России, «старшего кадета» страны генерал-майора Александра Владимирова, которому президент поручил возродить подготовку кадетов – воспитание элиты, служилого сословия России для военной и государственной службы. За кадетами будущее, убежден А. Владимиров, и в Стратегию развития воспитания входит целый блок о кадетах. Специалист Синодального отдела религиозного образования и катехизации Светлана Шестакова предложила также включить туда православные гимназии.
А на совещании руководителей епархиальных образовательных учреждений обсуждали проблемы православных гимназий. Их в настоящее время в России порядка двухсот, они отличаются между собой гораздо больше, чем муниципальные образовательные учреждения, где-то из-за недостаточного финансирования откровенно бедствуют. И только в Нижегородской области православные гимназии получают субвенции.
Многих участников возмутила идея устроить рейтинг православных образовательных учреждений. А С. Шестакова предложила провести фестиваль православных гимназий России, создать ассоциацию православных гимназий. Все записали свои предложения, в каком формате это можно сделать. Мы предложили взять за образец фестиваль-конкурс «Мининский призыв», который ежегодно проводят православные гимназии Нижегородской области, при этом собираться в разных городах страны.
Елена Михайлова, учитель начальных классов Саровской православной гимназии:
— Я посетила секцию «От христианского воспитания и образования – к социальному служению в современном мире: личностные и культурные измерения», совместный проект Нижегородской епархии и НИРО. Возглавляли секцию министр образования и науки Нижегородской области Сергей Наумов и руководитель отдела образования и катехизации Нижегородской епархии протоиерей Евгений Худин. Опыт нижегородцев привлек большое внимание делегаций из различных областей России, зал был переполнен.
Выступление министра Наумова вызвало шквал эмоций, особенно когда он спел песню собственного сочинения о батюшке Серафиме. Сергей Васильевич считает важной задачей – научить ребенка любить Бога, такой человек будет творить добро. А власть в лице образовательной структуры должна всячески помогать. Уже более десяти лет назад было заключено соглашение о взаимодействии областного министерства образования с Нижегородской епархией, и это дает плоды. В Нижегородской области больше всего православных гимназий в ПФО – уже одиннадцать. Появляются православные детские сады, их пока два. По мнению губернатора Шанцева, если у людей есть такая потребность, надо сделать все, чтобы ее удовлетворить. Сергей Наумов рассказал, что ему не хватало православных знаний, поэтому он поступил в Нижгородскую духовную семинарию и в этом году ее заканчивает. Он считает, что курс ОРКСЭ должен вести воцерковленный учитель. Вот какой у нас министр образования!
Протоиерей Евгений Худин рассказал о работе отдела образования и катехизации Нижегородской епархии, о региональных образовательных Рождественских чтениях, которые проводятся уже десять лет, а также о взаимодействии с другими епархиями. Он отметил, что уникальность нашего времени – в том, что есть возможность соединить глубинное понимание человека в православии с проработанной методической базой светского образования. Наша задача – объединить их, не исказив христоцентричности православной педагогики.
Я лично впервые побывала на Рождественских чтениях и меня поразило огромное количество людей, неравнодушных к вопросу духовно-нравственного развития не только детей, но и всего общества в целом.
Роман Сванидзе, помощник благочинного по культурно-просветительской деятельности:
— Секцию «Православие. Воспитание. Театр» возглавил художественный руководитель Московского театра русской драмы «Камерная сцена» Михаил Щепенко. В своем докладе о русском искусстве в эпоху постмодернизма он говорил о том, что в современных спектаклях часто отсутствует главная идея, ради которой обращаются к зрителю, происходит самопоказ художников. Но искусство не должно уводить людей из мира, но вести их в мире, должно вернуться к истокам русской культуры, которая, по словам Ильина, есть культура любви, совестливости и сердечности.
Организатор фестиваля «Золотой витязь» народный артист Николай Бурляев призвал всех участвовать в обсуждении закона о культуре. С интересными докладами выступили организатор масштабных детских лагерей с элементами исторической реконструкции Ричард Соколов и руководитель ансамбля «Колокола России» Галина Афанасьева, которая воспитывает детей посредством колокольного звона. Театральный критик Валерий Бегунов обозначил проблемы детской драматургии и дал рекомендации по поиску современных пьес для детей. Кроме того, мы познакомились с некоторыми новыми тенденциями современного театрального процесса, побывав на спектаклях московских театров.
Ирина Семенчук, руководитель Культурно-просветительского центра, добавила, что в отличие от театров, которые еще делают ставку на «чернуху», весь репертуар уличных музыкантов в московских пригородных электричках – православно-патриотический. А раз такие произведения востребованы простыми людьми, значит, что-то меняется в нашем обществе…
Кристина Кудрявцева, ведущий специалист ДМиС:
— Каждый год я бываю на разных секциях Рождественских чтений, стараюсь привезти как можно больше информации, впитываю новые идеи. А концентрация священников и благодати на Чтениях просто зашкаливает.
На меня неизгладимое впечатление произвела Марфо-Мариинская обитель милосердия, где я побывала впервые. Там проходила встреча руководителей епархиальных отделов социальной направленности с председателем Отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископом Орехово-Зуевским Пантелеимоном. Работа с молодежью, которой я занимаюсь, очень часто пересекается с социальным служением и работой с семьей. Кстати, по благословению Святейшего Патриарха, 2016 год объявлен в Церкви Годом социального служения. На встрече обсуждалась духовная составляющая социального служения, приоритетные направления работы, организация волонтеров, помощь многодетным и неполным семьям, профилактика абортов и помощь женщинам в кризисной ситуации. Епископ Пантелеимон поделился размышлениями о том, какие качества должен развивать в себе руководитель церковного социального отдела.
Во второй день Чтений я посетила секцию «Патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи средствами кино и телевидения» на базе Международного кинофестиваля «Свет миру» (г. Ярославль). Секция проходила в Русском духовном театре «Глас». А в Храме Христа Спасителя была интересная конференция «Наследие святых отцов в жизни семьи и общества». Там говорилось о правильном устроении христианской семьи, цель которой — воспитание святых. Например, митрополит Калужский и Боровский Климента рассказал о домашнем укладе и практике воспитания в семье свт. Феофана Затворника.
В третий день я побывала в Спасском монастыре на конференции «Истинность и глубина православного понимания истории на основе работ русского мыслителя Льва Александровича Тихомирова», ее возглавляли митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл и епископ Городецкий и Ветлужский Августин. Говорилось о популяризации идей незаслуженно забытых отечественных философов, которые и сегодня актуальны. А на базе Сретенского монастыря прошел мастер-класс «Православные молодежные программы и проекты». Организаторы православного молодежного миссионерского центра «Атриум» рассказали, как построить молодежную миссионерскую общину. А коллеги из Вятки – о проектах Ассоциации молодых семей по укреплению семейных ценностей в обществе.
На Рождественских чтениях я познакомилась с коллегами из Белоруссии, представителями молодежного движения «Сорок сороков» и другими интересными людьми, обменялась с ними контактами, а также встретила старых друзей.
Ирина Герасимова, гл. специалист департамента дошкольного образования:
— Уже третий год делегация департамента дошкольного образования принимает участие в Международных Рождественских образовательных чтениях. В этом году в Москву поехали представитель департамента дошкольного образования, заведующая детским садом, старший воспитатель и воспитатели, работающие с детьми по программе «Социокультурные истоки».
Мы приняли участие в работе двух секций: конференции для педагогов по программе «Социокультурные истоки» и мастер-классе для преподавателей по учебным изданиям, получившим гриф Синодального ОРОиК.
На церемонии открытия Чтений прозвучало видеообращение Патриарха Кирилла, который призвал сохранять лучшее, что накоплено предшествующими поколениями и поддерживать то новое, что не противоречит традиционным ценностям. Патриарх отметил важность воспитательной функции, которая всегда была сильной стороной отечественного образования.
На Чтениях вновь был затронут вопрос о необходимости расширить преподавание курса ОРКСЭ с четвертого класса школы на другие годы обучения, т. к. незнание основ веры, заложенных в культурную матрицу, приводит к формированию у ребенка искаженных взглядов, способных нанести большой вред и отдельной личности, и государству в целом.
Первый зам. министра образования и науки России Наталья Третьяк отметила, что в последние годы Минобрнауки проводит много совместных конкурсов и мероприятий совместно с Русской Православной Церковью, и эта работа будет продолжена, т. к. способствует решению общих воспитательных задач.
Педагоги на Чтениях имели возможность пообщаться с коллегами, задать вопросы авторам программы «Социкультурные истоки». В рамках мастер-класса мы познакомились с учебно-методическим комплектом для дошкольников «Добронравие для маленьких». В основе программы лежит воспитание детей русской поэзией, которая учит желать добра и противостоять злу, дорожить своей семьей и деятельно заботиться о близких, пробуждает потребность стать созидателем Отечества. Думаем, эта программа заинтересует наших педагогов. Со всеми новыми методическими материалами, которые мы привезли из Москвы, педагоги детских садов смогут познакомить на очередной встрече творческой группы по духовно-нравственному воспитанию.
Также мы посетили образовательно-выставочный комплекс «Россия — моя история», экспозиции которого подготовлены Патриаршим советом по культуре при поддержке Правительства Москвы. Современная мультимедийная экспозиция, посвященная 1000-летию царствования династий Рюриковичей и Романовых, произвела грандиозное впечатление. Думаем, что именно такие выставки позволяют лучше узнать историю страны и проникнуться идеалами предшествующих поколений. Все, что мы узнали, несомненно, найдет свое отражение в работе с детьми.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна