2 декабря 2015 года
Предлагаем вниманию читателей интервью с благочинным Саровского округа протоиереем Александром Долбуновым.
— Отец Александр, с марта 2015 года в нашем городе действует программа «Саров благословенный». Улучшилось ли в связи с этим взаимопонимание церковных и светских структур? Cтало ли легче работать?
— Наверное, пока каких-то значимых результатов программы не видно. Но она сегодня дает нам право свободно проявлять себя, развивать работу по таким направлениям, как образование, социальное служение или культура не только внутри церковной ограды, но и вне ее. Сейчас все зависит от нас. Никто к нам не придет: «Ну давайте же вместе работать!» Мы сами должны проявлять инициативу, потому что миссионерское служение — наша обязанность. Нужно выходить за церковную ограду и нести слово о спасении через те добрые дела, которые понятны людям. И даже эти дела направлены не на молитву и покаяние, а на просвещение, то и они нужны — для осознания своей причастности к русской православной традиции и культуре. Если наш народ об этом не вспомнит, то деградирует окончательно. Мы сегодня должны идти и стучать во все двери. Программа «Саров благословенный» дает нам такую возможность и, я считаю, что за ней будущее. Главное, не проспать это время, а максимально наполнить программу конкретным содержанием.
Взирая на символ нашего спасения
— C установкой часовен и поклонных крестов что может измениться в жизни сельских приходов?
— Многие не понимают, зачем устанавливают поклонные кресты. Но если заглянуть в свою душу, то найдется ответ. Крест — не просто знак на дороге, а символ нашего спасения. И это миссионерская проповедь, которая побуждает людей задуматься. И, может быть, в человеческом сердце произойдет нечто доброе, он откажется от злого поступка, захочет кому-то помочь. То, что мы сегодня делаем по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, это очень нужное, полезное и востребованное дело для жителей глубинки. Взирая на крест, люди задумываются о том, что земная жизнь проходит очень быстро, и впереди нас ждет вечность, которая определяется тем, какие поступки мы совершаем здесь, на земле. Причем, больше всего это нужно детям и молодежи, чтобы в их душах зажглась какая-то искорка.
— К сожалению, мы знаем, что из малых деревень сейчас идет отток молодежи...
— Это наша беда. Но и к пожилым людям, которые остаются в деревне, приезжают их дети и внуки. Бабушки — самая духовная часть нашего общества, они молятся за нас. Один Бог ведает, что будет с деревней. Нам кажется, что она вымирает и не имеет будущего, но по милости Божией может все измениться, и произойдет возрождение. Если у людей появится внутренняя потребность работать на земле, начать обрабатывать и кормиться от нее, это будет прорыв. А пока этого нет, мы так и будем завидовать другим, и говорить, что нам не дают работать. Никто за нас не будет обустраивать нашу землю.
Когда мы освящали крест в Полупочинках, люди подошли и сказали, что им хочется построить пусть небольшой, но все же свой храм. И это всего в четырех километрах от Дивеева! Если же в деревне строят храм, то она становится селом. Повышается статус и духовная составляющая, а это играет роль даже в демографическом вопросе.
О духовной брани
— В последний год отмечаю всплеск проявлений воинствующего атеизма в медиапространстве Сарова. Поводом для этого может стать крестный ход или восстановление монастырского собора. Как нужно относиться к этому православным верующим? Вступать в полемику или не обращать внимания и делать свое дело?
— Тут нужно разделять два явления. Первое — это то, что нам кажется с точки зрения обывателя, а второе — надо понимать духовную подоплеку происходящего.
Когда начинается доброе дело, против него ополчается лукавый. И если человек живет в грехе, диавол не трогает его, поскольку он и так в его власти. Если же грешник исправляет свою жизнь, начинаются искушения. Недавно я беседовал с семейной парой, которая прожила вместе 30 лет. Но стоило им обвенчаться, как начались серьезные внутрисемейные проблемы, вплоть до развода. Получается, когда в Таинстве Венчания супругов коснулась благодать Божия, диавол стал их «щипать». Точно так же и здесь.
Не забывайте о том, что на месте восстановления монастырского собора Ангел Божий стоит!
Недавно была закладка храма в пос. Сатис. А вы видели остов ранее сгоревшего на этом месте храма? Внутри него плотно росли березки, которые никто не сажал, а снаружи не было ни одного деревца! Господь хранил его от поругания, отметив таким образом. И нам не надо было искать другое место. Более того, даже после единожды совершенной литургии, на этом месте поставлен Ангел Господень. Поэтому восстановление саровских святынь для врага рода человеческого — большой вызов. А поскольку мы, люди, в основной своей массе живем у него в порабощении, то мы начинаем кричать, писать жалобы, возмущаться. Это — духовная брань.
Что же касается взгляда обывателя, то когда будет построен храм, все это недовольство быстро забудется. Успенский собор, этот памятник культуры был построен не нами, а нашими благочестивыми предками для прославления имени Божия. И не нам обсуждать эту тему. Мы сегодня должны, если есть возможность, хоть немного восстановить историческую справедливость. Все остальное — наши человеческие страсти.
Саров как один большой приход
— Если говорить об обывателе, то он не видит различия между Саровским монастырем и православными приходами города...
— Ничего страшного. Я считаю, что мы, наоборот, должны между собой объединиться и не создавать даже видимости такого разделения. Мы одна единица Тела Христова — Церковь, которая должна жить в мире и нести этот мирный дух всем окружающим людям. Нам не надо делить ни прихожан на «приходских» и «монастырских», ни нашу миссионерскую работу. Мы все вместе. Я это знаю, как «Святый Боже...» В противном случае мы делаем что-то не то и не должны находиться в таком святом месте, как Саров.
— В нашем городе исторически сложилось так, что многие затрудняются определить, прихожанами какого храма они являются, потому что ходят в разные храмы. Как вы считаете, правильно ли это?
— Саров настолько небольшой и компактный город, например, по сравнению с Нижним Новгородом, что прихожане должны чувствовать себя единым целым. И я не вижу проблемы в том, если человек сегодня пришел в один храм, а завтра — в другой. Это Нижний Новгород, город-миллионник, где уже с полсотни православных приходов, нельзя рассматривать, как один приход, а Саров — пока еще можно.
Если же говорить о том, что прихожанин должен быть членом какой-то общины, в которой люди себя чувствуют одной семьей, то, конечно, к этому нужно стремиться. И я считаю, что сегодня на приходе храма Иова Многострадального или на приходе храма вмч. Пантелеимона созданы такие общины, где многие люди не просто приходят на богослужения, а посильно участвуют в жизни храма. Это — примеры, достойные подражания. Хорошо, когда священник может сказать прихожанам: «Я своей спиной прикрою вас, а вы своими делами — меня, и мы вместе пойдем ко спасению, исполняя то дело, на которое каждого из нас поставил Господь». И когда священник входит в храм, и к нему подходят люди, он должен благословить каждого, улыбнуться, сказать доброе слово, откликнуться на их любовь. И тогда прихожане увидят в нем истинного пастыря...
Мы недооцениваем тот факт, что Господь не каждого ставит на том святом месте, где мы с вами находимся. И если человек в храме хотя бы тряпкой пол протрет, то это, по слову батюшки Серафима, «превыше всякого другого дела поставится у Бога». А мы часто этого не осознаем, не чувствуем благоговения и страха Божия. Это неправильно. В каждое дело нужно вкладывать душу, но особенно в то, которое связано с церковным служением.
Царские храмы и социальное служение
— Отец Александр, расскажите, как идет строительство двух Царских храмов, в Дивееве и в Сарове.
— Господь благословил нам это многотрудное делание. В Сарове мы сейчас испытываем трудности, нехватку финансов, чтобы продолжать строительство. Никак не могу понять, почему город состоятельных людей не может построить небольшой храм. Есть два-три главных попечителя, которые помогали вести строительство, а теперь не могут. Но я обращался к целому ряду крупных предприятий и предпринимателей и услышал в ответ: «У нас свои проблемы, и нам не до вас...»
Объясняешь, что это — общегородское дело, знак благодарности саровчан Царской семье за то, что они поучаствовали в прославлении батюшки Серафима. Если бы они не успели его прославить, и наступила бы революция, когда бы это произошло?
Сегодня батюшка Серафим — наша духовная опора. И в особенности — Сарова. Он здесь главный защитник и управитель. Все это знают. Но понимают не духовно, а как некий гарант своего личного благополучия: «Живем в Сарове, как у Христа за пазухой».
У людей есть средства. Ну помогите же нам войти в зиму, чтобы сохранить то, что уже построено. Для этого нужно 3-4 млн. Неужели в Сарове нельзя собрать такую сумму? Мы уже вложили 60 млн в этот храм. Спрашиваю: «Вы знаете, что в Сарове строится храм?» — «А где?» Информация о храме размещена на крупных баннерах, везде об этом говорим, а люди до сих пор не знают или не хотят знать. Это моя боль. Очень хотелось бы, чтобы кто-нибудь откликнулся, и эта боль претворилась в радость.
И все же я надеюсь, что этот храм будет построен, пусть и не так быстро, как нам хочется. На все воля Божия. Всем нам нужно усилить об этом свою молитву.
А дивеевский храм, слава Богу, растет, как гриб. За четыре месяца уже возведены кирпичный остов и своды. Этот храм строится по проекту храма в г. Дармштадт (Германия), который возвел Государь Николай II на родине своей супруги, св. блгв. Царицы Александры. И если нам удастся воспроизвести облик великолепного дармштадтского храма, это будет чудо — Царский уголок на дивеевской земле.
В будущем хотелось бы объединить два Царских храма, в Дивееве и Сарове, и дивеевский приходской Елизаветинский храм делом социального служения, которое несли святые сестры-новомученицы — Александра и Елисавета Феодоровны. Пока не удается найти состоятельных людей, которые бы прониклись этой идеей и поддержали создание в Дивееве Центра милосердия имени прпмц. Елисаветы. Мы закупаем кирпич, и на следующий год с Божией помощью приступим к строительству. Свой Центр милосердия в Дивееве необходим. Множество обездоленных людей нуждаются в том, чтобы мы открыли для них свои сердца. И у нас, христиан, есть потребность откликаться на чужую беду.
Каждый день ко мне приходят люди и говорят: «Батюшка, помоги, я погорелец». Отвечаю им, что у меня нет денег, Церковь это не банк». Но если будет Центр милосердия с благотворительной столовой, где нуждающийся поест горячей каши, получит первую медицинскую помощь и на гуманитарном складе подберет себе одежду, это уже будет неплохо. Там же планируется детская комната, где можно будет перепеленать младенца или оставить детей, пока мама молится в храме.
А социальное служение в Сарове планирутся развернуть на базе семейного центра «Отрада», который также будет носить имя прпмц. Елисаветы. Есть люди, которые имеют большое желание работать в этом направлении. И хотя финансовые трудности пока не дают в полной мере претворить эти проекты в жизнь, мы не останавливаемся, мы трудимся.
Два полюса Саровского благочиния
— Читатели «Православного Сарова» отмечают возросшее число публикаций о событиях в округе. Раньше многие из них вообще не знали, что происходит за пределами города. Говорит ли это о большем сплочении Сарова и Дивеевского района в рамках единого благочиния?
— Я сразу поставил своей задачей, чтобы это было единым целым. И Саров, и Дивеевский район по-своему уникальны. Они как два полюса магнита — плюс и минус, которые не существуют по отдельности, но лишь вместе уравновешивают и дополняют друг друга. Нас не должна разделять колючая проволока, но быть духовное единение.
— Каким был уходящий 2015 год?
— Я считаю, что духовенство и верующие Саровского благочиния достойно молились и трудились в этом году. У нас были заложены два храма и часовня, освящены поклонные кресты в ряде населенных пунктов. Реализуются социальные проекты и акции с участием волонтеров. Каждый день мы оказываем помощь нуждающимся. Слава Богу за то, что Он дает нам сегодня возможность так работать.
— Какие кадровые изменения произошли в Cаровском благочинии?
— Помощником благочинного по Дивеевскому району назначен иерей Даниил Гатин, он же теперь несет послушание старшего священника дивеевского храма прпмц. Елисаветы и остается настоятелем Покровского храма в с. Глухово. А иерей Максим Поздов назначен настоятелем Покровского храма в с. Большое Череватово, являясь, по-прежнему, штатным клириком Елисаветинского храма.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна