29 сентября 2015 года
Выступление председателя Русского экономического общества им. С. Ф. Шарапова, Валентина Юрьевича Катасонова 26 сентября в г. Сарове на заседании Духовно-научного центра с докладом «Экономика денег или экономика созидания».
— Братья и сестры! Когда я узнал, что сюда еду, и что мне дается 15 минут на выступление, понял, что заранее готовить доклад бесполезно. Поэтому решил так: помолюсь, и как Господь даст, так и буду вещать...
Конечно, экономика сегодня всех волнует. Но это трепетное отношение к экономике как к части нашей жизни используется врагом рода человеческого и, конкретно, нашими геополитическими противниками для того, чтобы нас же победить. Я тезисно буду говорить то, что мы выработали на протяжении достаточно длительного периода работы нашего Русского экономического общества. Например, такой парадоксальный тезис: если человечество ставит в качестве высших целей экономические, то экономика такого общества — обречена. Как в физике есть законы, так же и здесь, но это сфера не экономическая, а духовная. Русский мир парадоксален. Его нельзя рационально объяснить, нельзя рациональными методами спасать, потому что это — православный мир, который зиждется на вере Христовой, которая является даже неким вызовом для язычников. А любая вера, религия — иррациональны...
Я бы хотел остановиться на одном важном аспекте. Совершенно правильно говорят, что молодежь это — будущее любой страны, нации. И обороноспособность России напрямую зависит от того, кого мы воспитаем. Традиционно, еще до революции, в воспитании всегда участвовали семья, Церковь, школа и т. д. А сегодня, к сожалению, молодежь отдана не на воспитание, а на растерзание непонятно кому. Как человек, каждый день напрямую соприкасающийся со студенческой молодежью, могу сказать, что это направление даже более серьезное и важное, чем разработка ядерного оружия, какие-то военно-технические и военно-экономические вопросы.
Интерес к экономике используется нашим геополитическим противником и мы получаем этакого Троянского коня под названием: «экономическая наука», «экономическое образование», «экономическая наука». В значительной степени это инструмент идеологии, разрушающей Русскую цивилизацию и русского человека. И безусловно, это не просто идеология. Об идеологии говорилось еще в советское время. Тогда я преподавал политическую экономию, и в учебниках по политэкономии не стеснялись говорить о том, что у экономической науки есть три функции: познавательная (действительно, понимая часть общества, мы лучше понимаем целое), преобразовательная (совершенствование хозяйства и экономических отношений) и идеологическая. Почему-то нынешнее поколение учебников и профессоров вообще не упоминают о последней функции, а на самом деле, я вам честно скажу, это — на 99 % идеология. Причем идеология иррациональная. Авторы этих учебников и теорий кичатся тем, что они рационалисты и логики, но на самом деле это — религия, поэтому мой доклад и назван «Экономика денег или экономика созидания».
Через экономическую науку идет разрушение нашей цивилизационной матрицы. И это явление не ново для русской истории. Еще такие великие русские мыслители, как Федор Достоевский, протоиерей Сергий Булгаков, Николай Бердяев, Лев Тихомиров, Константин Леонтьев говорили о таком феномене, как экономический материализм. Неожиданно он захлестнул Россию в конце XIX века, и они говорили, что до добра это не доведет.
Парадокс заключается в том, что мы вроде бы собрались для того, чтобы обсуждать экономику, а, с другой стороны, я говорю, что экономический материализм — это вид религии, и если мы будем ставить во главу угла экономику, то получим обратный результат.
Это вытекает из того, что мы идем на поводу у Запада. Еще свт. Феофан Зактворник в середине XIX века говорил о т. н. «тьме западной науки». Русский человек стал постепенно угасать духовно. Это «духоугашение» наиболее проявлялось в верхних слоях общества, в элите политической, предпринимательской (мы помним, как себя повели т. н. русские предприниматели в 1917 году), интеллектуальной (которая забыла Бога и стала поклоняться рациональной науке, где на самом деле за красивой вывеской скрывались чудища, например, маммона).
Мои рассуждения могут показаться слишком общими и неконкретными, потому что я предпочитаю идти от общего к частному. Но иногда действую и наоборот, особенно со студентами, когда те открывают на любой странице учебник по экономике, и я начинаю расшифровывать эти каббалистические тексты и объяснять, что за ними скрывается. Для молодого человека так более понятно. Поэтому первое, что меня волнует, это — надо спасать молодежь. Объяснять ей, что экономика в первую очередь духовное явление. Объяснять, какое место она занимает в структуре любой цивилизации, а потом переходить к тому, что такое экономика в структуре Русской цивилизации.
Ядром любой цивилизации является религия, она определяет некие константы, нормы отношений между людьми, между человеком и Богом и между человеком и природой. Эти три типа отношений четко определяются любой религией. И для православия эти законы поведения являются железными. Они более «железные», чем те законы, которые написаны в учебниках по экономике. В этих учебниках придуманные лукавые законы, которые пытаются сформировать некий стереотип мышления и поведения современного человека, сделать из него этакого «homo economiсus», т. е. биоробота.
У меня возникает вопрос. Еще сегодня ядерное оружие может создаваться, а как оно будет создаваться завтра? В экономике, как и в любой сфере человеческой жизни, есть свои альфа и омега. И я думаю, что такой альфой и омегой в экономике является человек. Про альфу в экономике еще вспоминают, это трудовой ресурс. Но сплошь и рядом забывают, что человек это еще и цель экономики. Формирование человеческой личности происходит не только через трудовую деятельность, но даже через то, как человек выстраивает свои экономические отношения с окружающими.
Сегодня мы видим, что через т. н. экономическую науку и практику осуществляется разрушение человеческой личности. У святых отцов сказано, что человек создан по образу и подобию Божию, а когда мы перечисляем свойства Бога, то самое первое — это Творец. И человек должен быть творцом. А сейчас формируется тип человека «homo economiсus», который является кем угодно, только не творцом. С другой стороны, святые отцы говорили и об обезьяне Бога, Его антиподе. Это — мистификатор, перераспределитель и некий манипулятор. Все это мы прекрасно видим. И то, что мы по инерции называем экономикой, на самом деле не экономика. И ваш Ядерный центр существует в очень сложном мире, который нельзя назвать экономическим миром. Это мир хрематистики.
Как говорил Аристотель, есть экономика — деятельность человека, направленная на удовлетворение его жизненно необходимых потребностей, домостроительство, а есть хрематистика — накопление богатства. Ближайший и понятный человеку аналог — капитализм. Безусловно, капитализм не продуктивен, не креативен, он разрушителен, он может заниматься только перераспределением.
Мы уже давно заметили, что учебники выполняют идеологическую функцию, и я попросил своих помощников-студентов ответить на вопрос, какой термин чаще всего встречается в учебниках по экономике? Взяли электронный учебник, посмотрели и выяснили, что чаще всего встречающийся термин это — «рыночная экономика». Однако для меня это — абсурдное словосочетание, потому что экономика — это созидательная деятельность, а рынок ничего не создает, но только перераспределяет... Если мы будем понимать такие простые вещи, то поймем, что загружать ум, память и душу молодого человека в течение шести лет изучением этой небезвредной псевдо-религии — это, конечно, страшный грех.
Я это прямо говорю в т. ч. и молодым людям, спрашиваю их, зачем они сюда пришли учиться. Некоторые откровенно отвечают: «Хочу делать деньги». — «Если ты хочешь делать деньги, зачем ты тут сидишь? Иди и делай. В списке Форбса все ведущие миллиардеры — люди, не имеющие высшего образования».
Современный молодой человек совершенно утратил способность к целеполаганию. Это еще одна черта современного человека. Некоторые филологи считают, что слово «человек» произошло не от «чело», а от славянского слова «целовек», что означает целый, целостный, целомудренный, целеполагающий. Мы не можем говорить об экономике, если в ней нет целеполагающего существа. Пожалуй, эта характеристика более всего отличает человека от животного. Вы видите, что я сейчас выхожу на некий антропологический, метафизический уровень. Потому что не решив этих, мировоззренческих, вопросов, бесполезно обсуждать экономику. А если мы поймем мировоззренческие вопросы, обретем духовное зрение, то вдруг станет понятным, что «король-то голый». И мы тратим время и силы совсем не на то. Поэтому, как это ни парадоксально, но я использую тему экономики только для того, чтобы поднимать гораздо более серьезные — духовные и метафизические вопросы.
Особенно этот прием срабатывает в отношении молодежи, потому что современная молодежь заражена нездоровым интересом к экономике, финансам, деньгам. И как апостол Павел говорил с еллинами как еллин, с иудеями как иудей, так поступаю и я. Если вы хотите обсудить рынок Forex, то давайте, обсудим, кто создал этот рынок, кто на нем играет, почему одни выигрывают, а другие проигрывают, и как вообще люди попадают на этот рынок.... Неизбежно я им начинаю объяснять, что такое прилог — категория православия.
Владыка, с моей точки зрения, складывается странная ситуация, когда наши богословы очень дистанцируются от экономических проблем. Я выступал в МДАиС, перед выпускниками Высших православных курсов и чувствую слабину на этом направлении. С другой стороны, я не говорю про профессиональных экономистов, которые просто не понимают, что такое духовная жизнь. И эта территория остается как-бы незанятой. Но это кажется только на первый взгляд. Эта территория оккупирована людьми с ярко выраженным отрицательным духовным зарядом, которые прекрасно понимают, что такое экономика, они контролируют эту сферу экономики.
Когда мы начинаем серьезный разговор о финансах и финансовых рынках, приходится объяснять людям, что такое талмудический иудаизм, каббалистика, символы и цифры в ней, что такое манипуляция этими цифрами. И в какой-то момент люди понимают, что попали в запретную зону каббалистики, куда святые отцы новейшего времени, когда она обрела влияние и силу, даже запрещали смотреть. По сути современный человек погружен в этот мир каббалистики. И речь не идет о том, что эти мастера каббалистики манипулируют с цифрами. На самом деле они манипулируют с человеческим сознанием. Каким образом им удается в этом достигнуть чрезвычайной эффективности? Это удается в силу того, что современный человек духовно не защищен.
И я всегда говорю представителям богословия и духовного образования о том, что нужно усиливать это направление. Именно здесь — незащищенный фланг, с которого духовный противник наносит удары...
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна