16 сентября 2015 года
Лилияна Юриковна Буланова трудится инженером-программистом в РФЯЦ-ВНИИЭФ и второй год преподает на катехизаторских курсах прихода храма Всех Святых (на втором курсе «Апостол», а на третьем — «Православный катехизис» и «Сектоведение»).
Лилияна: «Передо мной даже не стояло выбора: преподавать или не преподавать. Зачем тогда я училась, как не для этого? Ведь Господь не зря дает нам возможность что-то получить. А раз мы это получили как дар Божий, то должны его отдавать. Было бы кощунственно «закопать» полученное образование…»
Воцерковление через знание
Семь лет назад Л. Булановой захотелось узнать о православной вере. Она не знала, что в Сарове есть приходские катехизаторские курсы, поэтому поступила в ПСТГУ на пятимесячные дистанционные курсы «Основы православия». Когда она стала задавать множество вопросов преподавателю-священнику, тот посоветовал поступить на курс теологии. И она дистанционно проучилась еще пять лет, ездила в Москву только на сдачу экзаменов и защиту диплома.
Текущая учеба проходила так: студентам в электронном виде выдавали литературу и перечень вопросов, за 3-4 дня им нужно было успеть разобрать одну тему и отослать ответы на вопросы. Также проводились групповые семинары в режиме интернет-конференции, когда они в чате отвечали на вопросы. Тема ее дипломной работы в прошлом году: «Отличия в богословском содержании и совершении Таинства Евхаристии в Римо-католической и Русской Православной Церкви». Лилияна: «Теперь я понимаю, что тот диплом, который я писала в техническом вузе, достаточно слаб...»
У женщины семья, двое детей. И то, что она получила теологическое образование, больше считает заслугой мужа, чем своей. Без поддержки она бы не вытянула семью, работу и учебу. Зато теперь ей многое стало понятнее, проще.
Л. Буланова: «Это мой путь в Церкви, через знание. Аналитический склад ума требует доказательств и систематизации. Должно быть понятно, что ты делаешь и во что веришь. Не потому, что это — традиция (которая тоже на чем-то основана), а потому что это — правильно.
Кроме того, теперь мне легче отвечать на вопросы собственных детей. Я им упрощенно рассказываю то, что сама изучала. Апостол Павел сказал, что «жена спасется чадородием». А «чадородие» это не только родить, но и достойно воспитать. Дети должны понимать ценность церковной жизни. Однажды сын нашел какую-то игру в Интернете и говорит: «Мама, тут портал «В рай». Я ответила: «Портал «В рай» у тебя в храме». Мне хочется, чтобы мои дети были «помехоустойчивыми», потому что в современном мире много соблазнов».
Учимся отстаивать веру
Со слушателями курсов Лилияне интересно, идет туда с удовольствием, готовится к лекциям. Хотя чтобы слушатели усвоили материал, они должны начать говорить об этом с другими.
Апостольские послания — достаточно сложный предмет, их трудно понять, не зная православного вероучения. Но на занятиях неоднократно приходили к выводу, что то или иное послание, написанное для конкретной общины первых христиан, актуально и для нас. Материальные условия жизни изменились, а духовная жизнь и проблемы – все те же. Для современных верующих по-прежнему актуальны учения о браке, о подчинении властям — вопросы не догматические, а, скорее, практические. Евангелия передают не все слова Христа, а апостолы общались с Ним и доносят до нас суть Его наставлений.
Что касается сектоведения, то хоть секты и не играют такой роли, как в 90-е годы, но любой человек может попасть туда, на каждого найдется свой гуру. Самая большая группа риска — наши дети с не устоявшимися психикой и мировоззрением, именно они чаще всего становятся жертвами сект. Поэтому важно уметь распознать секту, знать меры безопасности. На курсах больше говорят не о конкретных сектах, которых очень много, а об их общих признаках, классификации и методах вербовки. По нашему городу слушателей интересовало, что из себя представляет община неопятидесятников, а также коммерческие культы.
Лилияна: «Мне кажется, что православный верующий должен быть скептиком. Поэтому даже если вам человек понравился, всегда нужно собрать информацию об организации, куда он зазывает. Вообще сектоведение — очень опасная область. Преподаватели ПСТГУ рекомендовали чаще причащаться, когда мы проходили этот курс, потому что, изучая секты, сталкиваешься с ложью и человеческим горем».
В прошлом году был расширен курс православного катехизиса, в него добавили элементы антропологии. Третьекурсники разбирали произведение свт. Феофана Затворника «Начертание христианского нравоучения», которое помогает увязать православную догматику с повседневной жизнью.
Лилияна старается дать слушателям то, что им нужнее. Предлагает желающим готовить небольшие сообщения на разные темы (например, как свт. Феофан оценивает эстетические чувства). Это – повод прочесть и проанализировать первоисточник. Поначалу люди неохотно брали вопросы, а потом втянулись, стали их разбирать, и не по одному. Дело в том, что слушатели часто сталкиваются дома и на работе с ситуациями, когда нужно уметь кратко ответить на вопрос, изложив самую суть. Они учатся сжато формулировать мысль. Многие ходят на курсы для того, чтобы самим укрепиться в вере и, во-вторых, уметь отвечать вопрошающим, отстаивать свою веру.
Л. Буланова: «Мы все призваны к апостольству. Я думаю, что православный человек должен уметь читать и анализировать святоотеческую литературу, используя комментарии и толкования святых отцов. Это наши маячки, на которые надо ориентироваться.
В воскресенье вечером хочется отдохнуть или побыть с семьей. Поэтому для слушателей курсов учеба – тоже своего рода подвиг. И я надеюсь, что мы прививаем людям вкус к систематическим знаниям, что у них не будет страха перед толстыми книгами. Открываются новые горизонты для самообразования, прививается навык самим искать ответы на вопросы. Где? У святых отцов…»
Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна