Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Тест на человечность: чужая боль – это наша проблема или нет?

4 июля 2015 года

Летом все мысли – про огороды, поездки и отпуска. Однако напоминаем нашим читателям, что продолжается сбор продуктов для Луганска. Как там живут люди? И что для них значит помощь из России? Об этом мы поговорили с протоиереем Евгением Гнатенко, который приехал в Саров из Луганска.

Жизнь под обстрелом

– Судя по новостям, сложилось впечатление, что украинские военные специально стреляли по храмам. Так ли это?

– Я бы не сказал. Стреляют куда попало. Поэтому вероятность того, что снаряд прилетит в твой дом или в храм, абсолютно одинакова. Например, в конце августа две мины упали на трамвайные пути менее чем в десяти метрах от окон нашего дома. Кто был в доме – уцелел, но на дорожке перед домом погибли двое, муж и жена. Также был случай, что на престольный праздник в храм Сергия Радонежского во время службы попал снаряд. К счастью, люди не пострадали.

Иногда приходили мысли, что надо бы вспомнить времена первых христиан, которые собирались в катакомбах, прячась от гонений. Тем более не стыдно прятаться от бессмысленных обстрелов. Но у нас это не принято, мне кажется, мы просто не ожидали и были не готовы адекватно отреагировать на ситуацию. Только в тех храмах, где есть нижний придел, туда переносили богослужения, а иногда там даже спали люди. Конечно, было страшно, но батюшки служили, и постоянные прихожане, которые не уехали, приходили в храмы.

Осенью после первого перемирия мы с друзьями прикинули, что, в какой бы точке Луганска ты ни находился, обязательно будет как минимум одно попадание в радиусе ста метров. Весь город усеян воронками от снарядов и ракет, хотя Луганск интенсивно обстреливали всего полтора месяца, и сейчас там затишье. Но кроме Донецка и Луганска есть более десятка населенных пунктов на линии фронта, которые уже год постоянно под обстрелом, практически стертых с лица земли. Например, Горловку или Первомайск даже страшно себе представить. Это настоящая катастрофа.

Все нуждаются во всем

– Если наступило относительное затишье, значит, самое страшное уже позади?

– Даже если продолжится «перемирие», не нужно забывать об экономическом бедствии. Вдумайтесь – несколько миллионов людей уже год не имеют источников доходов. Кончаются все запасы и сбережения, ветшает одежда и обувь. Серьезным подспорьем было натуральное хозяйство. Но прошлогоднюю домашнюю консервацию уже съели, а в этом году урожая не будет. Многие загородные дачи расположены под Счастьем, где находится захваченная украинскими военными электростанция, – это уже «зона рискованного земледелия». Сейчас по дачам стреляют бойцы АТО, а если пойдут в наступление ополченцы, то будут стрелять они. На войне, в первую очередь, решают военные задачи, а уже потом заботятся о мирном населении.

– В новостных сюжетах показывают отрывочные сведения, из которых трудно составить общую картину экономической ситуации.

– Общая картина – простая: люди год живут без зарплаты и без перспектив, что это скоро наладится. Производства практически нет. Министерство финансов ЛНР даже говорит, что бюджета у республики тоже нет, когда они получают деньги, тут же их распределяют.

Предлагаю провести мысленный эксперимент. Представьте, что вы живете в мирном Сарове. На вас не падают снаряды, не отключают воду, электричество и мобильную связь. Но вы год сидите без зарплаты. И в вашей семье никто ее не получает: ни муж, ни жена, ни родственники. Бывают только эпизодические выплаты, например, кому-то разово дадут пенсию. Пенсия у нас порядка двух тыс. рублей, за последний год ее выплачивали три раза. Преподаватель вуза суммарно получил за год максимум 5-6 тыс. рублей.

Правда, сложилась система, что за коммуналку мы не платим, и на это смотрят сквозь пальцы. Но на что покупать еду, лекарства? Все дорого, привозится из России по российским ценам, потому что со стороны Украины – блокада. Я едва набрал денег весной, чтобы купить лекарства от банального бронхита. А если что-то серьезнее? Поэтому большое дело делают те люди, которые привозят лекарства и продукты.

Сейчас у нас все нуждаются во всем, нет людей, которые не нуждаются. Работающий человек почти не отличается от неработающего. Все находятся в равно плохих условиях. Это касается и таких востребованных специальностей, как врачи, сотрудники ЖКХ или пожарные, которые рисковали жизнью, выезжая тушить пожары во время обстрелов. Украинская армия практиковала повторные обстрелы – через полчаса в то же самое место, когда ясно, что люди выползли из-под обломков, приехали пожарные, собрались зеваки. Во время таких обстрелов гибло много людей, и пожарные оставались без рук, без ног.

Почему не едут в Россию?

– В основном кто из мирных жителей остался?

– Это старики, их дети и родственники, которые ухаживают за ними. Малоподвижные или парализованные люди не могут спуститься в бомбоубежище. Воды нет, а их надо обмывать. Одни мои друзья подсчитали, что для ухода за мамой им нужно 150 л воды ежедневно. А это 30 пятилитровых баклажек каждый день. Найти, выстоять в очереди, когда неподалеку рвутся снаряды, донести – иногда и на 10 этаж… Сейчас в Луганске снова начались трудности с водой, т. к. с украинской стороны перекрывают водозабор. Многие больные и престарелые люди не имеют нормального ухода и лекарств, им бы прокормиться. Пенсионеры – люди неприхотливые, но хоть что-то им кушать надо.

Когда прибыл первый путинский гуманитарный конвой с макаронами, тушенкой, сахаром, гречкой, это было очень своевременно. Август 2014-го года, когда 15 дней Луганск был в полном окружении, мы продержались на овощах и фруктах, которые с риском для жизни продавали на импровизированных рынках. А больше ничего не было. Когда же стали давать по килограмму круп, по три банки тушенки, то хоть как-то стало можно жить. Сбор продуктовой помощи по-прежнему актуален, и будет актуальным еще как минимум год, пока раскрутится экономика.

Есть принцип: «Своих не бросают». Поэтому нужно определиться – несколько миллионов жителей Новороссии для вас свои или не свои? Если свои, то им нужна не разовая, а постоянная помощь.

– Некоторые говорят: «Зачем они там сидят? Пусть едут в Россию, где им предоставят статус беженцев».

– Конечно, спасибо, что в России – единственной стране – дают такой статус, но самые социально не защищенные люди не могут и этим воспользоваться. Одна моя соседка с кучей иждивенцев уехала в Россию – было очень страшно, а потом вернулась обратно. БОльшая часть ее зарплаты (воспитателя детского сада) уходила на съем жилья, прокормить семью было нереально. А в Луганске – хоть своя крыша над головой.

Без помощи не прожить

– Помогают ли людям при храмах?

– Старейший в Луганске Николо-Преображенский храм, где я служил, оказался на линии водопровода, которая питается самотеком. Поэтому при отключении электричества там не пропадала вода. В прошлом году на приходе открыли благотворительную столовую, с 12 до 14 – кормежка. Это было очень важно для людей, у которых ничего нет. Возле другого храма была своя артезианская скважина, стали постоянно качать и раздавать воду. При многих храмах стараются как-то помочь людям, там же раздают гуманитарную помощь.

– Откуда идет гуманитарная помощь?

– Только из России, украинская сторона не помогает жителям Донбасса. Значит, это остается делать русским людям. И это логично. Потому что Луганск и Донецк восстали прежде всего как русские люди – против насильственной украинизации. Помогать им – общее дело, а не только православных. Верующие могут выступать организаторами, но теребить они должны всех, напоминая, что это – не разовая акция.

– Проживут ли луганчане без помощи?

– Конечно, нет. В идеале, пусть каждый выделит из своей зарплаты какую-то посильную сумму (хотя бы сто рублей), найдет фонд, которому доверяет, и передает через него эти деньги. Нельзя оставаться равнодушными.

Также мне представляется логичным, чтобы каждый православный приход России брал шефство над каким-нибудь приходом Донецкой или Луганской области. Что-то собрали и перечислили, привезли, взяли кого-то на лечение. У нас за все время по православной линии только один раз привезли гуманитарную помощь из России. Конечно, Церковь не готова в полном объеме брать на себя социальные функции. Но я верю в то, что земля Русская не оскудела хорошими людьми.

Есть поразительные истории, когда семьи беженцев с детьми встречали совсем чужие люди в России, снимали им жилье, находили работу и поддерживали, пока те не вставали на ноги. Один мой друг уехал из обстреливаемого Луганска последним поездом, который шел через Украину. Младшему из его детей было 10 дней от роду. В результате они оказались в Армавире. Теща друга когда-то там принимала участие в научной конференции, причем не лично, а высылала статью. Завязался контакт с коллегой, историком из Армавира, а когда тот узнал, что у нее родился внук, предложил молодым приехать к нему, чем они и воспользовались. И он их фактически содержал первые полгода. Представьте себе степень шапошности этого знакомства!

От равнодушия до подвига

– Как, по-вашему, обычные люди в России относятся к происходящему?

– По-разному. Некоторые говорят: «Украина – это другая страна, и то, что там происходит, нас не касается». «Погодите, – отвечаю я им, – неужели вы согласились в душе с распадом Советского Союза? C тем, что Украина – колыбель православия на Руси – отрезанный ломоть?» Многие жители Восточной Украины, Луганска и Крыма все эти годы жили с мыслью, что нынешняя раздробленность будет преодолена точно так же, как и средневековая раздробленность русских удельных княжеств.

Мы в Луганске никогда не рассматривали Россию, как чужую страну. Согласно соцопросам, у нас всегда рейтинг российского президента был выше, чем украинского. Мы радовались даже самым маленьким намекам на интеграцию, с надеждой смотрели на развитие Таможенного союза. Если же россияне воспринимают Украину как другую страну, значит, конец всем надеждам? Украина как самостоятельное государство существует всего 24 года, в исторических масштабах – это ничто. Как-то очень легко люди отказываются от нашей общей тысячелетней истории. Возможно, они не хотят принимать события на Украине близко к сердцу, потому что иначе надо что-то делать.

В то же время, я общался с добровольцами, которые приехали из России в Луганск. Это и молодежь, и люди зрелого возраста. К нашей одинокой соседке приехал пятидесятилетний сын из Сергиева Посада. Тогда в августе нарушилась телефонная связь, и он тревожился за мать. Попал он как раз на те дни, когда была полная блокада Луганска, он неделю добирался 50 км от границы. Немного пожил с мамой, вставил выбитые стекла, а потом записался в ополчение, т. к. у него была военная специальность.

Ополченцы вызывают бесконечное уважение, они совершают настоящий подвиг. Человек едет добровольцем, на свой страх и риск. Если его ранили, то у него нет тех гарантий, которые есть у военнослужащих. Он сам себя обеспечивает и экипирует, а в полевых условиях формы хватает на месяц-два. Это очень тяжело, это подвиг в подвиге.

Говорят, почему у вас воюют люди с российскими паспортами? Надо понимать, что у многих близкие родственники живут в Ростовской области, люди привыкли ездить друг к другу, по сути это – одна семья. Ростовская область и Юго-Восток Луганской области входили в территорию Войска Донского, исторически это – одна общность людей. Им не объяснишь, что теперь это другое государство. И если на Луганщине бомбят их родителей или братьев-сестер, ростовчане берут оружие и едут их защищать.

Во время первого перемирия россияне имели возможность поступать на заочные отделения вузов Луганска, и теперь там учится около двухсот ополченцев. Я общался со студентами-заочниками из Омска. Эти ребята восприняли войну как свою собственную. Но достаточное число россиян относятся к этому пассивно и отстраненно – как к чужой беде… А чужая боль не болит.

Помогая жителям Новороссии, мы сдаем два экзамена. Первый экзамен – на человечность: способны ли мы откликнуться на боль страдающих людей, следуя примеру милосердного самарянина из Евангельской притчи, который показал, как нужно исполнять заповедь любви к ближнему. А второй экзамен – проверка гражданской позиции: можем ли что-то оторвать от себя, любимых. Способны ли мы на мобилизацию сил, как наши деды-победители, которые жили по принципу: «Все для фронта, все для Победы».

Взаимодействие. Церковь и мир / 2013 год - все события / 2013_Серафимовские детские чтения - Персоны
Иерей Александр Брюховец
Иерей Александр Б...
Беляева
Беляева
М.Г.Васляева
М.Г.Васляева
иерей Евгений
иерей Евгений
Протоиерей Евгений Худин
Протоиерей Евгени...
Игумен Никон (Ивашков)
Игумен Никон (Ива...
Е.Рогожникова
Е.Рогожникова
Е.Г.Рогожникова
Е.Г.Рогожникова
О.В.Савченко
О.В.Савченко
Н.В.Суздальцева
Н.В.Суздальцева
М.А.Федоровская с учениками
М.А.Федоровская с...

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Беседовала М. Курякина, фото Луганска - о. Евгения Гнатенко

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.