27 мая 2015 года
Русский язык и литература – величайшее сокровище нашего народа. Как относятся к нему современные дети? Какие проблемы возникают у преподавателей? Об этом мы поговорили с учителем русского языка и литературы МБОУ «Лицей №3» Светланой Васильевной Ериной, которая работает в школе уже 27 лет.
– Светлана Васильевна, многие говорят о том, что в последнее время дети мало читают серьезную литературу. В чем причины этого?
– Язык классической литературы для современных детей сложен, часть лексики устарела, и они многих слов не понимают. К тому же классика поднимает очень непростые проблемы (хотя это – вечные проблемы, и они не перестали быть актуальными), в которых детям сложно разобраться.
Кроме того, у современных детей несколько иная психология. Они привыкли к эффектам, которые бьют наповал. Им нужен динамичный сюжет, наполненный яркими событиями, потрясающими воображение. Их утомляет неспешность классической литературы, внимание к деталям и психологии героев, присущие Гоголю, Толстому, Гончарову, Лескову. Детям хочется быстро пробежать глазами произведение, ухватив какие-то яркие моменты, и все.
Понимание классики затрудняет и то, что у ребят изменились нравственные установки. В этом году в 10 классе мы изучали «Преступление и наказание» Достоевского, и я впервые столкнулась с тем, что наибольшее негодование, возмущение и даже отвращение учеников вызвали не такие циники, как Свидригайлов или Лужин, а безобидный Мармеладов. Я стала анализировать, почему это так. Десятиклассники считают Мармеладова опустившимся ничтожеством, они не видят в нем никаких светлых сторон, его раскаяние воспринимают как пустые слова, не замечают трагедии этого человека. Их абсолютно не трогает то, что он когда-то женился на Екатерине Ивановне, тем самым поддержав ее в трудной ситуации. Думаю, дело в том, что Мармеладов – слабый, а кумир современной молодежи – это успешный человек.
К тому же, чтение отнимает немало времени, а современные дети дорожат им. У многих, наверное, жизнь расписана по минутам. Может быть, им жалко затрачивать на чтение время, интеллектуальные и моральные силы.
И все-таки, мое глубокое убеждение – отказываться от классической литературы нельзя, даже если устаревает лексика. Нас объединяют книги, которые мы читаем, они делают нас единым целым, народом.
– Как пробудить у ребенка любовь к слову, интерес к чтению?
– И я, как учитель литературы, ищу выход из этой ситуации. Мне кажется, нужно возродить культуру чтения в семье. Раньше во многих семьях читали. А сейчас в лучшем случае родители читают малышам, а когда те взрослеют и становятся школьниками, прекращают чтение. Это неправильно.
Во многих семьях большие библиотеки, но дети редко видят своих родителей за чтением книг. А у ребенка должен быть перед глазами положительный пример. Если бы в кругу семьи вместе что-то читали и обсуждали, это бы помогло приобщить детей к чтению. На уроках литературы учеников всегда заинтересовывает такой прием, как выразительное чтение наиболее ярких отрывков из произведений. Они это любят.
Для того чтобы ребенок читал и воспринимал прекрасное, нужно как можно чаще соприкасаться с культурой в ее разных проявлениях: участвовать в конкурсах чтецов, хоровых фестивалях, посещать театр, Художественную галерею. Это воспитывает у ребенка восприимчивость к искусству и тягу к прекрасному.
– Изменились ли подходы в преподавании русского языка и литературы?
– Я не вижу каких-то существенных изменений. Литература – это, по-прежнему, чтение, беседа с детьми, сочинения.
– А как обстоит дело с грамотностью и, в целом, владением языком?
– Не скажу, что у нынешнего поколения моих учеников намного упала грамотность. Что касается интереса к русскому языку, то никогда не было такого, чтобы весь класс интересовался изучением этого предмета. Но в каждом классе находится группа ребят, которые увлечены русским языком. Причем часть из них имеет научный склад ума, особую дотошность, их интересует лингвистика как наука, и у них всегда наготове глубокие вопросы. А часть учеников тяготеет к литературной деятельности, их отличает особая восприимчивость к слову, любовь к чтению.
– Когда я училась в школе, многие ребята не любили правила русского языка в рамочке. Они воспринимались, как хаотическое нагромождение информации, которую приходится зубрить без понимания.
– Сейчас в учебниках русского языка не дается таких правил, которые нужно вызубрить и применить по заданной схеме. Зубрежка в прошлом. Изложенный материал рассчитан именно на понимание. И это – большой плюс. Также сейчас больше внимания уделяется этимологии слов. Если раньше это было вынесено в отдельную тему, то сейчас сведения о происхождении слов вкраплены во многие темы.
– Каким образом изменился список изучаемой литературы?
– Сейчас существует более десятка УМК, и автор каждого из них составляет свой круг писателей и их произведений, но в каждый включены произведения отечественной и зарубежной классики.
– Какие проблемы волнуют школьных учителей?
– Главная проблема состоит в том, что учитель поставлен в двойственную ситуацию. С одной стороны, он должен привить детям интерес к литературе. Для этого на уроке должно быть неспешное чтение со вниманием к деталям. Но, с другой стороны, нужно готовить детей к сдаче ЕГЭ по русскому языку и литературе. Если же заниматься только этим, то отобьешь всякий интерес к чтению. Приходится искать компромиссы.
– Упоминаются ли на школьных уроках русского языка и литературы святые Кирилл и Мефодий, может быть, какие-то сведения о церковнославянском языке?
– В курсе русского языка есть тема «Графика», где изучают буквы и их начертание, обязательно упоминаются Кирилл и Мефодий. Кстати, многие ребята интересуются старинной азбукой. На уроках литературы изучаются произведения древнерусского периода: «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», житие Сергия Радонежского и другие.
– Сравниваю, как преподавали литературу нам и нашим детям. Стало очень много теории. Получается, в центре обсуждения не столько содержание произведения, нравственная оценка поступков героев, сколько форма – литературные методы и приемы. Способствует ли это лучшему овладению языком?
– Нравственная составляющая уроков литературы как была, так и осталась. Что касается теории литературы, которая введена в уроки, я считаю, что если к этому подходить формально (найти в стихотворении эпитеты, метафоры, олицетворения и т. д.), то пользы не будет. Если же идти от идеи или от настроения, которое сумел выразить автор, и посмотреть, как при помощи средств языка ему удалось это до нас донести, то от такого подхода будет очень большая польза. Это углубляет понимание произведения.
– Дети любят рассуждать, какой предмет им пригодится в жизни, а какой – нет. Никто вам не говорил: «Русский язык мне не нужен»?
– До сих пор ни один ученик так не сказал. Все-таки они понимают, что русский язык нужен. И литература тоже. Недавно дети писали сочинение-размышление по фантастическому рассказу Майка Гелприна, в котором изображено общество будущего без литературы. Там люди абсолютно не читают, и даже в школе нет такого предмета.
Интересны были отзывы учеников, никто из них не хотел бы увидеть такое будущее. Ребята написали: «Уроки литературы учат нас быть нравственными». Умом они это понимают. Но чтобы было интересно, нужно приложить какие-то усилия. А чтобы захотеть приложить усилия, нужно этим заинтересоваться самому. Получается замкнутый круг. Вкус к чтению, к хорошему слову можно приобрести даже через волевое усилие, через понуждение себя.
Общаясь с выпускниками лицея, всегда задаю им вопрос: «Читаете?» Многие отвечают: «Читаем и перечитываем то, что было в школе». Легла на сердце фраза одного выпускника: «Светлана Васильевна, классическая литература – это ваш духовный дом». Это действительно так.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна