25 апреля 2015 года
Помнится, как в детстве на первомайских демонстрациях мы шли под лозунгами «Мир. Труд. Май». Понятия «мир» и «май» не изменились. А что такое «труд» уже понимают не все. На вопросы отвечает иерей Сергий Скузоваткин.
— В советское время воспевался социалистический труд ради будущих поколений. А на чем основано отношение к труду православного христианина (помимо того, что труд дает средства к существованию)?
— В советское время нас учили, что труд облагораживает человека. Один известный священник в те годы иронично сказал, что мы не верим в то, что труд создал из обезьяны человека, но если человек не будет трудиться, он может превратиться в обезьяну.
Действительно, труд является важным условием человеческого существования. И Библия об этом говорит. «В поте лица твоего будешь есть хлеб», — сказал Бог Адаму, когда изгнал его из рая (Быт. 3, 19). Но еще до грехопадения Господь поселил первого человека в саду Эдемском, «чтобы возделывать его и хранить его», т. е. трудиться (Быт. 2, 15).
Человек был призван в первую очередь возделывать землю своей души, и весь окружающий природный мир помогал ему в этом. Когда же человек пал, необходимым условием его существования Господь положил труд «в поте лица». Это не наказание, но благо для человека. И если ему хлеб будет даваться даром, то не пойдет на пользу ни его телу, ни душе. Например, изобретение химических удобрений или ГМО призваны облегчить возделывание земли, но как это отражается на здоровье человека? Никак не получается обойти условие трудиться в поте лица...
В повседневной жизни вокруг нас пропагандируют легкую жизнь. В идеале: как можно меньше работать и как можно больше получать. Поэтому того, кто много трудится, переживает за свою работу, порой воспринимают, как глупого и недалекого. Но с христианской точки зрения это не так.
Православный человек по совести относится к труду, ему должно быть совестно делать плохо. На тебя Бог смотрит, и нельзя уронить свое высокое достоинство человека ложью, получением платы за не выполненную или выполненную кое-как работу. Также православный человек должен относиться к себе скромно. «Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17, 10). Тот, кто думает, что он трудится больше всех, скоро не сможет исполнить и малого труда. Это духовный закон.
Настоящий христианин стремится послужить другим. И в советское время люди стремились служить Родине, а сейчас для многих на первое место вышли деньги, хотя мы живем неплохо, все сыты, обуты-одеты. Казалось бы, работай на совесть, а сколько тебе заплатят, столько и достаточно. Таким должно быть христианское отношение к труду, соединенное с нестяжательностью.
— Существуют расхожие штампы: «работать на дядю» (на хозяина либо государство), «за такие деньги еще и работать?!» Они подразумевают, что труд имеет смысл не сам по себе, а только в связи с оплатой. Что я с этого буду иметь? Может ли так раcсуждать верующий человек?
— Конечно, православный так не скажет. Труд поддерживает его в физическом, интеллектуальном и духовном тонусе. Человек должен трудиться, даже если у него все есть, и он не нуждается в оплате.
— Апостол Павел призывает трудиться: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3, 10). А Господь в Нагорной проповеди учит: «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?» (Мф. 6, 25). Нет ли здесь противоречия?
— Спаситель в Нагорной проповеди не поощряет тунеядство и не отрицает необходимую заботу о хлебе насущном. Но Он предостерегает от чрезмерного попечения о пище, питье и одежде, когда человек вкладывает в это все душевные силы. Господь учит нас прежде всего заботиться о духовных потребностях; учит о том, что главное в жизни, а что — не главное.
Слова же апостола Павла были обращены к конкретным людям, христианской общине Фессалоник, теперь это — г. Салоники. Они впали в ересь, со дня на день ожидая второго пришествия Христа и конца света. Апостол Павел призывает их вернуться к своим обычным трудам и обязанностям: «Ибо когда мы были у вас, то завещали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб» (2 Фес. 3, 10-12).
— Есть и другая крайность — трудоголизм, когда труд становится своего рода наркотиком. Где та грань, которая отделяет трудоголизм и ответственное отношение к труду?
— У разных людей труд может занимать разное место в жизни. Одни работают от звонка до звонка, с восьми до пяти, а для других — в основном для людей творческих профессий — работа это образ жизни, и они думают о ней постоянно. Правда, такая увлеченность — удел немногих. Тут важно, какую цель ставит перед собой человек. Но, в любом случае, самое большое и трудное дело это — внутренняя работа над собой, спасение собственной души.
Я думаю, что всякий труд должен иметь остановки, чтобы человек посмотрел со стороны и осмыслил, то ли он делает, туда ли идет. Четвертая заповедь Декалога напоминает нам: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему» (Исход 20, 8). Исполнение этой заповеди дает возможность не впасть в трудоголизм, и в седьмой день освятить свои труды в течение остальных шести дней.
— Выражение «потрудиться во славу Божию» понимают, как даром и внутри Церкви. А может ли верующий человек рассматривать свою обычную трудовую деятельность — во славу Богу и ближним?
— Можно часть своего рабочего времени или заработанных денег выделить на храм или людям, которым ты хочешь помочь. Все мы — грешники и должники перед Богом. Христос за нас страдал на Кресте, Он все отдал. Поэтому и мы должны хоть что-то делать ради Христа, а не только ради собственной выгоды. Упражняясь в этом, мы сами становимся ближе к славе Божией.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна