Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Новая волна наркотиков — психоделики

20 марта 2015 года

Однажды мой хороший друг сообщил, что собирается купить курительную трубку. Поскольку я являюсь противником любого вида курения, то была против покупки. Он, желая меня успокоить, сказал, что будет курить только легкие курительные смеси. Тогда я решила выяснить, что они из себя представляют, и в Интернете нашла много негативных отзывов не только о действии современных курительных смесей (по сути, наркотиков), но и так называемых «спайсах». Узнать больше о вреде «легких» наркотиков помог знакомый священник Валентин Марков, врач-психолог ОО «Осознание», занимающийся реабилитацией наркозависимых.

Непредсказуемо токсичны

— Отец Валентин, что такое «легкие» наркотики и чем они опасны?

— Сейчас мы находимся перед лицом новой — трудно сказать даже какой, третьей или четвертой — волны наркотиков. Наркотиков абсолютно новых, о механизме действия которых мы практически ничего не знаем.

До этого употребляли опиаты, синтетический героин и наркотики растительного происхождения (опий, стимуляторы — кокаин и марихуану). Были достаточно хорошо изучены механизм их действия и способы реабилитации людей, длительно принимавших данные наркотики прошлого поколения. Они не вызывали таких разрушений в биологических структурах мозга, как это происходит при употреблении современных наркотиков. Мы практически не знаем, что нас ждет в перспективе, потому что сейчас победили героиновую наркоманию (те, кто были зависимы, вылечились либо умерли), и распространение героина почти сошло на нет. Возрастной сегмент, который употреблял этот наркотик, почти весь исчез. На смену героиновым наркоманам пришло новое поколение молодежи, которое выбирает смеси.

Стоит их попробовать, и психическая зависимость появляется мгновенно. С физиологической зависимостью иначе, она пропадает почти сразу же после прекращения приема наркотика. Т. е. смеси не вызывают обычной зависимости, но катастрофически разрушают системы и участки головного мозга, и даже до конца не изучено, какие. Организм становится не чувствительным к эндорфинам — веществам, вызывающим чувство радости, удовольствия. Человек живет, а удовольствия не получает, что бы он ни делал. В этом случае ему очень тяжело переживать кризисы, и необходима поддержка.

Курительные смеси — даже не наркотики как таковые, поскольку первоначальная цель наркотика — погружать в оцепенение, сон. Смеси это психоделики, или их еще называют галлюциногенами. Они вызывают устойчивое искажение реальности на уровне восприятия, причем, не только необратимые психические изменения, но и органические поражения. Человек становится постоянным посетителем психиатрической больницы, поскольку если он перестанет употреблять эти наркотики, нет гарантии, что ему до конца жизни не придется проходить реабилитацию, чтобы компенсировать искаженное восприятие реальности. У человека повреждается сенсорный аппарат. Спичка ему может казаться бревном, а телеграфный столб веткой, которую легко сломать ударом руки.

— Можно ли узнать, что входит в состав современных наркотиков?

— Ужас в том, что совершенно невозможно точно сказать, что именно находится в этих пакетиках, которые приобретают любители острых ощущений. Не факт, что в пакетике, который вы купили сегодня, находится то же самое, что было вчера. Вообще, изначально употребление этих смесей подразумевало обязательно присутствие так называемого «ситера», который, оставаясь трезвым, наблюдал бы за тем, кто употребляет, поскольку его поведение невозможно предсказать: захочет ли он полетать над крышами или походить сквозь стены. Это состояние быстро проходит, и человек почти не помнит, что с ним было, но переживание оставляет приятное «послевкусие». По этой причине молодежь и подсела на эти вещества (так называемые «легалки»), потому что они не являются наркотическими препаратами — просто смесь, которую можно купить в любом магазине, и ее стали употреблять все чаще и чаще.

Но в итоге, на смену «легалке», как это всегда случается, пришли синтетические смеси. И сейчас то, что называется «спайсом», в лучшем случае может оказаться травой, сеном, сдобренным химическим веществом. К примеру, химическим «аналогом» марихуаны, если его можно так назвать, поскольку механизм воздействия более интенсивный, грубый, жесткий и вызывает устойчивые изменения рецепторной части нейронов. Это одно из нескольких веществ, синтезированных химическим путем, которые добавляют в траву. И она, в зависимости от того, чем сдобрена, оказывает разное воздействие на мозг. Мало того, что она вызывает галлюцинации, которые могут повлечь неадекватное поведение и смерть, но уже сами эти вещества токсичны. Человек, употребив их, может умереть, к примеру, из-за того, что отключится дыхательный центр. Это всего лишь побочный эффект.

Бывает, что человек умирает, употребив то же самое, что и вчера. Дело в том, что распространители и сами не знают, что находится внутри этих пакетиков, закупая их у производителей, а те их делают из сырья, купленного через Интернет. Концов просто не найти. Эти вещества непредсказуемо токсичны. Нет никакой гарантии, что вещество, однажды употребленное без серьезных последствий, не окажется порцией яда в следующий раз. Когда был распространен героин, наркоманы хотя бы примерно знали, что находится в порошке, и соблюдали некую осторожность. Но невозможно узнать состав смесей, даже химических анализ может ничего не показать.

В опасности — дети

Кто из населения сейчас находится в большей опасности, связанной с употреблением «спайсов»?

— Это дети... Распространение наркотиков связано с таким понятием, как «входные ворота». «Входными воротами» для марихуаны является курение. Если человек привык курить, спокойно глотает дым, то ему легко закурить «косяк» с марихуаной. Поэтому многие священники говорят о том, что курение опасно не только, как грех, но и может стать следующим шагом к наркотикам. А «входные ворота» для современных наркотиков это — любая сладость: начиная от китайских мармеладок и кончая обычными жвачками. Фактически, этим веществом можно сдобрить все, к чему дети сейчас привыкли: чупа-чупсы, жвачки, конфетки. Все это является «входными воротами». И если ребенку предлагают попробовать, он соглашается, ведь это — просто жвачка. А следствием может стать смерть ребенка. Предлагают чаще всего сверстники, потому что им это тоже кто-то предлагает. Детям могут понравиться новые ощущения: появилась смешливость, метаморфозы восприятия, цвета стали ярче. И они на предложение еще раз пожевать, конечно, согласятся. Подсадив таким образом детей, им могут дать уже что-то более серьезное. И оно может их убить. Не обязательно что-то курить или вдыхать, достаточно просто пожевать, съесть мармеладку.

— Как бороться с этим?

— Бороться на современном этапе практически невозможно, поскольку в каждом магазине на кассе полно пакетиков с жевательными сладостями. Бабушки, родители и сами дети покупают их, и это нормально — пожевать заводскую жвачку, которая прошла контроль и не опасна. Но именно привычку детей к этим безобидным штучкам используют наркодилеры для того, чтобы их подсадить на наркотики.

Дети начинают с малых доз, начинают привыкать. Заботясь о том, чтобы наркотики покупались, распространитель обычно предлагает первую дозу попробовать бесплатно. Чтобы получить следующую, дети чаще всего начинают воровать, собирать мелочь по карманам, красть вещи у одноклассников, формируется целая криминальная ячейка, которая фактически воспринимает свои действия как игру, не допуская мысль о том, что это преступление. И это происходит с детьми, начиная с 8 лет.

Трудно сказать, как это можно остановить, поскольку все дети жуют жвачки. А они могут быть отравлены дрянью и распространяться среди малышей. Эта волна, как цунами, может захлестнуть общество детскими смертями или безумными малолетками, которые внезапно появятся на улицах города. Это вполне возможно, потому что родители и не подозревают, что их дети жуют жвачки, приобретенные уже не в киосках, а у своего друга, который даже не предполагает, чем торгует. Это просто весело, «прикольно».

Трагедия безнаказанности

— Отличаются ли методы реабилитации от новых наркотиков?

— Сейчас все по-другому. Если сравнивать с героином, то потребление того наркотика происходило системно и на фоне созависимого окружения — семьи, родственников, которые начинали спасать наркомана. А главная рекомендация в реабилитационном процессе — не спасать! Отпустить человека, чтобы он получил негативный опыт, понял, что родственники ему не помогают, и осознал, что так жить дальше он не может. Нужно дойти до определенной стадии, чтобы успешно выйти из зависимости. И это происходило с людьми в возрасте около тридцати лет.

Сейчас же употребление психоделиков приходится на недееспособный возраст, начиная от 12-13 и заканчивая шестнадцатью годами, когда ребенок уже сложившийся наркоман. Родные просто не могут его кому-то перепоручить. Они юридически за него несут ответственность, и он этим пользуется. К примеру, он накурился смесей, пошел гулять и что-нибудь украл. Его забрали в полицию. И мать не может оставить его в камере. По закону она обязана его забрать в течение нескольких часов, иначе будет нести ответственность. И за все, что делает ребенок, несут ответственность родители, поскольку, по закону, они еще дети. Это становится трагическим фоном, на котором развивается безнаказанное употребление наркотиков.

Государство не может наказать этих распустившихся малолеток, родители абсолютно бессильны, они вынуждены тянуть их на себе. Доходит до того, что ребенок, приняв слишком много, может упасть где-нибудь на улице. С ним может все что угодно произойти раньше, чем он достигнет возраста, когда его можно будет определить в спецзаведение. Сейчас речь идет о том, что должна быть госструктура, занимающаяся этими малолетними «мутантами». Что с ними делать, сейчас никто не знает. У них есть внутренняя устойчивая тяга к употреблению наркотика, которая моментально реализуется, если они выходят из-под контроля. Как только ребенок оказывается в среде одноклассников, других подростков, там мгновенно происходит продолжение «легкого счастья». Ребенку очень трудно сформировать негативный образ наркотика, потому что он не видит последствий.

Очень часто родители не могут понять, в чем причина скверного поведения. Он не учится? Так весь класс не учится. Безобразно себя ведет? Все одноклассники так себя ведут. Учителя не могут повлиять на ситуацию, потому что на нее не могут повлиять родители.

Потенциал семьи

— Что же делать семье, столкнувшейся с такой ситуацией?

— На фоне победно шествующей ювенальной юстиции, когда ты распоясавшегося ребенка и пальцем тронуть не можешь, все выглядит еще более печальным. Дети перестают слушаться уже во втором классе, и взрослые ничего не могут с этим поделать. Дети сейчас с большой скоростью получают информацию, нашпигованную предложениями насилия, секса и «культуры» потребления наркотиков. Родители могут стать барьером на пути этого кошмара, но об этом надо позаботится до того, как ребенок начал употреблять. И делать это правильно, подробно, вплоть до того, что объяснять, почему, к примеру, нельзя жевать жвачки, даже если все вокруг их жуют. Словам родителей о том, что в жвачке могут быть наркотики, ребенок просто не поверит, если в семье нет доверительных отношений. Для этого должно быть безграничное доверие друг к другу, то есть на первый план выходит институт семьи.

Нужны школы, где будут обучать молодых родителей — как формировать доверие между родителями и детьми, когда любой воспитательный процесс подразумевает элементы волевого воздействия, насилия, запрещения. Родители всегда будут для ребенка фигурой, вызывающей напряжение. И потому с шести лет ребенок начинает врать, прятаться, и в этот момент ему как раз могут предложить употребить какие-то вещества. Причем зачастую практически даже невозможно понять, что ребенок употребляет. Он пришел веселым из школы? Просто хорошее настроение. Он злой и агрессивный? Ну, день прошел не очень хорошо. Ребенок чешется? У него температура? Аллергия. Ну, в школу не сходит, зато вечером пойдет гулять, ведь все прошло. И каждый раз могут быть разные проявления, поскольку вещества постоянно разные, и в какой дозе — непонятно.

Родители должны уделять внимание здоровью своих детей с раннего возраста. Приучать их к культуре труда, воспитывать сосредоточенность и терпение. Если ребенку в 7 лет покупают айфон, то он в нем находит все игрушки, удовлетворяющие его любопытство, любую программу, которая поможет ему больше ничего не хотеть в жизни. А когда ему и это надоест, он начнет искать чего-нибудь новенького. Поэтому родители, которые по-настоящему заботятся о своем ребенке, никогда не купят ему гаджет, который должен иметь взрослый человек со сформировавшейся психикой, осознающий, что это не игрушка. Многие родители сажают своих детей перед телевизором, чтобы они не кричали, не мешали, включают им мультики. В таком случае, они в 90 % случаев получат наркомана. Если в 3 года он смотрит мультики, то через три года, в 6 лет, когда ему предложат пожевать ту самую жвачку, со словами, что мультики можно смотреть и наяву, он обязательно попробует.

Очень часто люди просят совета, что им стоит делать в таких ситуациях. И главный совет состоит в том, что им стоит ПРЕКРАТИТЬ делать. Прекратить нужно сразу много, например, разрешать ребенку сидеть за компьютером. Причем пока он маленький, это возможно без проблем. Пару дней ломки, криков и капризов, и ребенок уже будет с увлечением клеить какие-нибудь бумажки, собирать конструкторы. Стоит ему только это предложить.

Родителям не следует забывать, что семья выполняет не только материальную функцию (одеть, накормить), но и эмоциональную, ментальную, духовную. Если маме некогда, она не имеет права сказать ребенку, что она деньги зарабатывает. И папа не имеет права открещиваться от ребенка под предлогом того, что он устал, потому что вкалывал и хорошо выполнил долг кормильца. Он должен также выполнить эмоциональную функцию. А вот как раз ее современные родители часто не выполняют. Прячась за усталость, они разрушают у ребенка чувство поддержки, эмоционального тепла, близости. Они сами отдаляют, отталкивают ребенка. Куда он пойдет? Туда, где его ждут, куда позовут. Поэтому пора прекратить сосредотачиваться только на том, где взять деньги, и начать заниматься своим ребенком, иначе потом не хватит никаких денег, чтобы наверстать упущенное. Если вам не до ребенка, то он найдет, чем заняться. Только потом пеняйте на себя, если он будет заниматься не тем, чем следует.

Бегите, глупцы!

— Тот, кто употребляет смеси, обречен?

— Раньше были токсикоманы — дети, которые нюхали клей. А потребители смесей много хуже токсикоманов, потому что у них почти нет шансов избежать органических поражений мозга. Плюс еще и тяжелая психологическая зависимость, потому что ребенку после того, как он попробовал вещество, которое мощно ударило по рецепторам восприятия, жить в реальном мире уже скучно и не интересно. Ему все кажется серым.

В итоге, мы получили пациента, у которого диагноз с предположительным исходом – смерть. Около 90 % тех, кто попробовал смеси, умрут. А остальные 10 %, либо чего-то испугаются и перестанут, либо перейдут на другие наркотики. Скажем, не на синтетику, а на «природу». Тот, кто продавал наркотики, не может позволить себе потерять клиента. И он начинает продавать марихуану, выращенную на подоконнике и сдобренную химическими веществами, которые легко синтезируются.

— Какая альтернатива употреблению наркотиков?

— На самом деле, все прекрасно знают, какая есть альтернатива. Это и спорт, и походы, и активный образ жизни, правильное питание, творчество. Проблема в том, что это не интересует тех, кто уже знаком со способами «расслабиться». Советы по профилактике молодым людям, у которых есть выбор употребить или нет, бессмысленны. Если человек подошел к границе, когда все скучно и неинтересно, и ему предложили что-то употребить, это означает, что он настолько далеко зашел, что назад дороги не будет. И единственное, что я могу посоветовать ему, это как в фильме «Властелин колец» Гендальф, выпучив глаза, кричит хоббитам: «Бегите, глупцы!» Это единственный добрый совет. Бегите, а там разберетесь. Бегите куда угодно. Лучше всего — в церковь, но, главное, подальше от места, откуда ползет это зло. Займитесь спортом. Но не стоит забывать, что должна быть соответствующая компания, антураж. Слава Богу, сейчас этого тоже достаточно. Где беззаконие, там изобилует благодать. Сейчас много подобных предложений. Те же самые ФОКи, которые строятся повсеместно. Есть сообщества экстремалов, туристов, бардов, ролевиков... Читайте, пишите стихи, заведите собаку… или умрете… Все просто.



Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Беседовала с о. Валентином Марковым Анна Малькова

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.