1 марта 2015 года
Есть мнение, что во время Великого поста каждому человеку надо совершить какой-то духовный подвиг. Побороться с чем-то в себе, что в обычное время не получается, ускользает. Существуют греховные страсти, с которыми каждому надо бороться. С чего начать? О первых шагах в борьбе со страстью чревоугодия с иереем Сергием Скузоваткиным побеседовала Анна Виноградова.
– Батюшка, у каждого своя мера поста, ограничения варьируются, но из-за этого некоторые начинают думать, что пища вообще не важна. Ограничивать ли себя человеку, если он болен? Насколько важен пост телесный?
– Телесный пост необходим, потому что человек трехсоставен: дух, душа и тело. Душе и духу что-то мешает развиваться. Что? В человеке неизбежно происходит сообщение свойств этих трех составляющих, в процессе которого дух зачастую приобретает черты изначально ему не свойственные – к нему переходят свойства тела. Таким образом, душа и дух становятся «телеснообразными». Постясь, мы возрождаем истинные свойства души, вернее, ее высшей части – духа.
У человека есть естественные радости. Одна из таких естественных радостей – поддержание жизни тела. Это радость – именно телесная, и она не должна радовать дух. Однако радует, т. к. дух наш стал «телеснообразным». Это и есть плоды чревоугодия – греха, суть которого — в искаженной зависимости от радости поддержания жизни тела.
Данный грех не замкнут на одном только потреблении пищи и получении удовольствия от этого. Вдумаемся в смысл слова «чревоугодие»: угодить чреву – тому, что внутри тела. Внутри тела действуют и другие страсти, например, страсть, связанная с другой естественной жизнью тела — размножением. При этом все страсти тела связаны и между собой. Для борьбы с ними мы должны в пост ущемить их действие, а духовной жизни дать простор и в мыслях, и в устремлениях.
– Что влияет на чревоугодие?
– По учению святых отцов, к чревоугодию еще приводит «похоть очес», наша привычка кушать с телевизором – получать удовольствие на этом фоне. С точки зрения духа, совершенно бездарное времяпрепровождение. Убираем все это в первую неделю поста: не смотрим ТВ, не заходим в Интернет, ограничиваем себя в пище (едим невкусное), и сразу появляется мысль: «Чем занять себя?» Т. е. мы начинаем обращать внимание на то, что у нас внутри. И, оказывается, человек-то я пустой! Это пустота накоплена жизнью тела, которое принижало и забивало жизнь духа. Поэтому пост нам нужен, чтобы ощутить эту свою пустоту, поставить перед нам определенные духовные вопросы.
По словам прп. Серафима, «сытое брюхо к молитве глухо», так же, как и к учению, и к любому труду. Есть такая шутливая поговорка: «По закону Архимеда после вкусного обеда полагается поспать»… Сон – тоже из спектра грехов чревоугодия. Монашескому опыту это известно. Поэтому в пещерных кельях Саровской пустыни мы видим не кровати, а лежаночки, не пригодные для глубокого сна. В связи с этим в Евангелии не случайно многократно говорится о бдительности, в аскезе именуемой «трезвением», которая, прежде всего, потребна телу. Трезвение надо понимать как адекватность, бодрость (ведь и великопостные поклоны надо делать энергично). Телесные труды, понесенные с радостью и бодростью, обязательно становятся духовной радостью для человека.
– Чем еще опасно чревоугодие?
– Оно опасно еще и тем, что является другом уныния. Вроде бы чревоугодие не пускает уныние – покушаешь, и на какое-то время уныние отходит. На самом деле, чревоугодие заслоняет эту страсть, становится как бы спутником, предвестником и предтечей уныния. Эта связь может оказаться переходом на другой, более высокий, уровень греховности. Уныние, печаль и отчаяние – более страшные грехи, но это уже умные страсти.
– С чего же можно начать бороться с чревоугодием?
– Святые отцы разделяют борьбу с чревоугодием по направлениям или обстоятельствам естественного насыщения. Это обстоятельства места (не везде можно кушать), времени (кушать по часам очень важно, нельзя «кусочничать») и количества. Когда не соблюдаются эти обстоятельства, нормальное удовольствие от пищи незаметно переходит в страсть. Известно, например, что за разговором мы начинаем есть все подряд и много. Проще говоря, надо всегда помнить: где, когда, с кем и сколько можно есть. Соблюдение этих обстоятельств дисциплинирует человека и дает шанс не попасть в плен страсти.
– И все-таки пост должен быть разным. Как быть людям больным?
– Разным людям (даже здоровым) нужно по-разному поститься: как машина с мощным двигателем требует больше топлива, так и человек. Больным я благословляю все объективно необходимое, о чем они говорят: растительное масло, рыбу, молоко. Но молочное благословляется только как лекарство. Не мороженое или йогурт, а именно молоко или кисломолочные продукты и, желательно, по часам, как и таблетки. Принимать лекарство необходимо не когда захочется, а, соблюдая обстоятельство времени. Тогда это послужит пользе и не несет в себе соблазна.
– Нужно ли отслеживать этикетки продуктов, есть в их составе что-то скоромное или нет?
– Да, пищевой аспект поста имеет и такую сторону. Иногда люди, что называется, «отцеживают комара». Можно придать постному продукту вкус не постного, и наоборот, добавка в рецептуру хлеба яиц или молока не изменит вкус продукта. Мое мнение таково: всегда нужна скромная пища – простая и внешне, и на вкус. Ведь современная химия достигла значительных высот в обмане вкуса. Поэтому надо поститься, соблюдая внутренние правила, о которых мы сказали.
Но самое главное – чтобы пост был не целью, а средством. Все, о чем мы говорили, лишь помогает увидеть свою пустоту, страстность, злобу (которые проявляются, когда человек голодный). Однако, вместе с тем, должна быть у поста высокая цель: более искреннее и глубокое покаяние, любовь к конкретному человеку – ближнему или дальнему, приближение к Богу, святость. Этому способствует чтение духовной литературы. Внешний пост — это все-таки лишь условие, внешняя среда для начала спасения. Ведь кончится пост – и сразу будет меньше условий для размышления о вечной жизни.
– Батюшка, если говорить о страсти чревоугодия, стоит ли разбирать ее виды, чтобы наблюдать за собой, или лучше не соблазняться?
– Об этом много написано. Хорошо, если человек борется со страстями умно, применяя стратегию, и военные хитрости, взятые у Святых отцов. Страсти разводятся, как бактерии или тараканы там, где у нас что-то залежалось. Пост — это движение и очищение от внешних врагов, от этих «бактерий». Однако, главная борьба – с умным врагом. А пока мы не очистились внешне, ему даже бороться с нами не надо, для него мы как лежащие на печке лентяи.
– Есть такой грех, как «тайноядение». Некоторые трактуют его, как трапезу без молитвы Богу. Другие — как специальное принятие пищи в одиночестве; когда ешь один, не на виду, ты больше услаждаешь себя, переедаешь.
– Тайноядение – это чревоугодие с присовокуплением такого греха, как обман, ложь. Нарушены обстоятельства места и времени (ем один и вне обычной трапезы), следом может нарушаться и обстоятельство количества… «Тайно…» – уже означает выход на другие, более сильные страсти. Но, с другой стороны, если человек увидит и признает за собой этот грех, он сделает шаг к более глубокому покаянию.
– Когда мы заботимся о теле больше, чем о душе, это — чревоугодие? Например, увлечение оздоровительными системами? Как следить за собой так, чтобы это не стало страстью?
– Сложный вопрос. Нормально, когда организм дает сигнал: надо начинать лечиться. Беречь организм, свою рабочую лошадку просто необходимо. Как с автомобилем – аккуратное вождение, техобслуживание…. Но если стремиться к сверхсовершенству при помощи всяческих оздоровительных систем, то это может помешать самой жизни человека. Как понять, о том ли я переживаю? В помощь нам есть врач и духовник – они могут посмотреть со стороны и увидеть, является ли это нашей причудой или нормальной заботой об организме. Друзья и родственники помогут обрести объективный взгляд на себя, подскажут. Сам человек не способен быть объективным. Главное, чтобы у человека было открытое сердце, не гордое, а способное принять совет.
– А зарядку надо делать?
– Обязательно. И детей приучать. Хотя им объективно зарядка не очень нужна, но пусть они к ней привыкнут, чтобы делать, когда станут взрослыми.
– Как сделать так, чтобы страсть чревоугодия снова не возобладала над нами, когда пост закончится?
– Все дело в скромности, как мне кажется. Даже не в количестве еды. Непритязательность человека к телесному освобождает его и даже открывает новые естественные возможности – видеть красоту Божьего мира, знакомиться с культурой… Надо, чтобы скромность стала правилом нашей жизни во всем, в том числе и в еде.
Подпись к картинке:
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна