27 января 2015 года
Отзывы и рекомендации взрослых участников Серафимовских чтений (организаторов, гостей и членов жюри).
Оксана Барышникова, учитель начальных классов лицея № 3, преподаватель ОПК:
– В составе жюри Серафимовских чтений участвую четвертый раз и третий раз – как руководитель работы. Мне нравится организация работы секции младших школьников, в которой участвую. Хочется отметить выросший уровень подготовки ребят. Больше стало детей говорящих, а не читающих по бумажке, передающих свой личный опыт, а не просто воспроизводящих информацию.
В этом году педагоги могли ознакомиться с работами накануне. Это очень хорошо. Обо всем знать невозможно, и прежде бывали неловкие моменты, когда сходу трудно оценить достоверность фактов. А это один из критериев оценки работ. В этом году я смогла подготовиться (выписывала из работ незнакомые или спорные для меня понятия, термины, трактовки), дома почитала, с чем-то согласилась, а что-то вызвало недоумение. Но могла уже обосновано говорить с руководителем работы.
Меня удивляет то, что наблюдаю не первый год. Дети приходят с родителями, а учителя нет. Почему? Для меня это непонятно. И хотя Серафимовские чтения – это всегда занятый единственный выходной день, мне нравится в них участвовать, и я ни разу не пожалела о потраченном времени.
Оксана Савченко, зав. кафедрой теологии СарФТИ НИЯУ МИФИ:
– Участвую в Серафимовских чтениях уже третий раз, но впервые – в жюри новой секции старшеклассников и студентов. Все работы были хорошие, более самостоятельные, чем у малышей. На будущее, мне кажется, нужно определить требования к работам заранее, еще в сентябре. Предложить участникам секции «Духовная безопасность» провести анализ культурных явлений в современном обществе с христианской точки зрения. Оценить их место в культурной жизни России с четко выраженных нравственных позиций и суметь это обосновать.
Ирина Семенчук, режиссер, художественный руководитель ПТО «МiР»:
– Мне как члену жюри секции музыкально-литературных композиций не хватило общения со взрослыми постановщиками. Хотелось бы обсудить важные и для многих спорные вопросы. Можно ли сыграть святого, и уместна ли на сцене молитва? Как относиться к подбору материала? Что стоит показывать и как это делать? К сожалению, формат работы секции не предусматривал «разбора полетов». Может быть, по горячим следам, имеет смысл организовать такое обсуждение? Ведь ребята еще не раз будут участвовать в постановках на православную тему.
Алексей Голубев, сотрудник ВНИИЭФ, катехизатор, преподаватель воскресной школы:
– Все доклады на секции «Духовные страницы русской истории» были небольшие, но искренние, яркие и интересные, несмотря на юный возраст участников (5-6 класс). Порадовало, что все четко сформулировали тему, поставили вопрос и, в меру своих знаний и возраста, постарались найти ответ. Личного труда детей в подготовке доклада было очень много, это чувствовалось и по глазам докладчика, и по ответам на вопросы.
Члены жюри отметили информативные, динамичные презентации, не перегруженные текстом или спецэффектами. Прекрасно, что дети открывали нам духовные страницы русской истории. Рекомендация на будущее всем участникам: не читать доклад, а рассказывать его, глядя на слушателей.
Ксения Серухина, директор НОУРО «Православная гимназия г. Дзержинска»:
– В этом году мне довелось быть председателем жюри секции «Православное искусство». Эта тема мне очень близка. Поразило то, что дети все пропускали через себя. Девочки из Арзамаса каким-то чудесным образом проникли в архив (несмотря на возрастной ценз) и добыли материалы для своего доклада. Я бы не сказала, что на прошлогодних чтениях было хуже, а сейчас – лучше. Просто наши дети растут и меняются. Уровень работ достаточно высокий, хотя нам не составило труда выделить лидеров. И в этом году были дети, которые просто выучили и рассказали текст. А кому-то не хватало эмоциональности или исторической глубины. Но иначе, наверное, не было бы лидеров. В прошлом году сильно выделялись выступления православных гимназистов на фоне учеников светских школ, которые были далеки от православной тематики, рассказывали поверхностно и слабо ориентировались в том, что говорили. На мой взгляд, в этом году ситуация значительно лучше.
Елена Сисяева, преподаватель Саровского медколледжа:
– Наши ребята сами захотели участвовать в Чтениях и выбрали интересные им темы. Работа о влиянии интернет-зависимости на депрессию у подростков разработана студентами с небольшой корректировкой преподавателей. Вторая тема была предложена базовым Нижегородским колледжем для участия в их конкурсе против наркотиков. Но сценарий и воплощение видеоролика – полностью работа ребят. Участие в Серафимовских чтениях – это очень значимый опыт для наших студентов. Они с интересом слушали другие доклады. Очень приятно видеть такую реакцию и желание участвовать. Мы уже второй год активно сотрудничаем с о. Александром Брюховцом. Он у нас ведет занятия по курсу «Духовные аспекты медицины». Возможно, нам стоит рассмотреть проблемы биоэтики с духовной точки зрения.
Анна Виноградова, гл. редактор сайта «Православный Саров»:
– Как фотокорреспонденту мне предстояло за полтора часа обойти пять секций, чтобы постараться запечатлеть всех детей, принимающих участие в чтениях. Эта задача, математически простая, оказалась трудно решаемой в реальности. Потому что как только я попадала в класс, где дети с волнением и искренностью рассказывали о своих работах, о том, что им дорого, время замирало. Все выступления, которые удалось услышать, были для меня чрезвычайно интересны. И начав слушать ребенка, уже невозможно было уйти.
С секции «Православная этика» я начала, и она дольше всех меня удержала. Например, Лиза Ганина из гимназии № 2 раскрыла понятие «преданность» на примере жизни своей тезки – Елизаветы, урожденной Пеленко, ставшей известной в конце своей жизни, как мать Мария. Монахиня в конце Второй мировой войны попала в концлагерь и пошла в газовую камеру вместо другой женщины, многодетной матери, перешив номерки. Эссе не только было насыщено историческими фактами, но и интересно самим подходом: можно быть преданным не только человеку, но и своей вере. По мнению девочки, это показала мать Мария, монашеский путь которой был, по ее же словам, «хождением по водам» – т. е. невозможным, если ты теряешь веру. Поэтому в наименование доклада и поставлены слова матери Марии: «Надо только все время верить».
Ярослав Чивкунов (Саровская православная гимназия) назвал свое эссе «О силе детской молитвы», в нем он описал пример из жизни своей семьи. Прабабушка мальчика во время Великой Отечественной войны (тогда ей было 8 лет) непрестанно молилась за своих дядей, ушедших на фронт. И все четверо вернулись живыми.
В секции «Духовные страницы русской истории» Ваня Андроманов (гимназия № 2) также взял тему, связанную с войной, но опирался на художественную литературу. Он назвал свой доклад «На войне атеистов не бывает», а примеры для него почерпнул из книг «Несвятые святые», «отец Арсений», «Тесный путь» и др. Меня подкупило спокойное и серьезное изложение материала. Я почувствовала, как важно мальчику изучать и осмыслить эти мужественные примеры защиты Отечества. На вопрос, за что была послана Богом война, он ответил – за атеистическую власть, за убийство Царя и чтобы привлечь людей к православной вере.
Слава Елагин из Дивеевской монастырской школы защищал проект «Промысл Божий и Великая Отечественная война», который он сделал на основе письма с фронта своего двоюродного прадедушки. Письмо погибшего брата сохранила прабабушка и передала его мальчику. Вместе с родителями он стал искать информацию о деде, и нашел ее в интернете, в базах данных, посвященных Великой Отечественной войне. Так он смог узнать, когда и где дед родился, где воевал и погиб.
На секции дошкольников приятно было видеть целые семьи. Мамы и папы пришли вместе с детьми на Чтения и, я уверена, получили много радости. Интересно было и слушать, и наблюдать, и сравнивать с собой нынешних детей, их умение говорить, мыслить и оперировать понятиями, которых мое духовно выхолощенное детство не слышало, не знало. Верность, преданность, любовь – всего этого мы не то, чтобы не знали совсем, но не принято было это обсуждать. Что касается понятий «вера», «Бог», «святость», «духовность» – тут было строгое табу. Дай Бог, чтобы эти дети стали лучше нас.
Любовь Белякова, директор Детской библиотеки им. А.С. Пушкина:
– Я была председателем жюри секции «Православное искусство». Меня потрясло выступление целого класса Саровской православной гимназии с проектом семейной иконы. Учителя смогли так организовать детей, чтобы сплотить их; чтобы каждый ученик не только сделал часть работы – про своего святого, но и молился за своего одноклассника! Дети говорили об этом, перебивая друг друга. Педагогически правильно, чтобы ученики поднимали руку и отвечали по очереди. Но они отвечали хором, и мы им за это поставили баллы. Каждый хотел ответить, эмоциональность не заглушить. И это самое ценное. Педагоги остались «невидимыми», за кадром. Но я потрясена их работой по воспитанию класса.
Второе место мы дали Марии Кожаевой. Трудно было девочке соревноваться с целым классом. Она рассказала о младшей дочери императора Александра III Великой княгине Ольге Александровне, которая была художницей. Мария написала письмо родственникам Ольги Александровны, чтобы они привезли в Саров выставку ее работ. Это же надо было придумать?! Девочка сама увлечена рисованием и, на мой взгляд, ее собственные работы не хуже, чем у Ольги Александровны.
Очень понравилось то, что были поощрительные призы, и каждый ребенок ушел не с пустыми руками. Мне было очень приятно, когда к нам подошли родители и сказали спасибо за объективность. Очень сложно судить, чтобы не возникло обид. Слава Богу!
Юлия Залялиева, директор НОУРО «Арзамасская православная гимназия»:
– Чтения в этом году отличаются большим размахом. Организационно все очень хорошо продуманно. На нашей секции («Страницы духовной истории») были очень серьезные доклады. Уровень работ, я думаю, намного повысился. Может быть, мне так показалось, потому что в прошлом году я участвовала в работе секции, где были очень маленькие дети, которые смотрелись умилительно, и мне вообще было трудно их оценивать.
В этом году нас, Арзамасскую православную гимназию, очень ограничили в количестве участников – всего пять человек. Мы их отбирали по результатам школьного конкурса. Хотелось бы привезти гораздо больше ребят, чтобы они могли увидеть Саров.
Ирина Герасимова, главный специалист департамента дошкольного образования:
– Порадовало то, что в Серафимовских днях приняли активное участие детские сады. Они представили много работ на фестиваль домашних Рождественских вертепов «Ясельки». Во время Серафимовских детских чтений на секции литературно-музыкальных композиций выступление семьи Скузоваткиных (детский сад № 14) «Благословление матери» стала лауреатом в номинации «Лучшая режиссерская работа», воспитанники детского сада № 16 вместе с педагогами инсценировали сказку Е. Михайленко «Цыпленок» и были награждены в номинации «Самое яркое выступление».
В Серафимовских чтениях впервые принимали участие дошкольники, 10 детей из 6 детских садов. Они вместе с педагогами и родителями подготовили разнообразные темы: рассказывали об Александре Дивеевской, Дальней пустынке, страницах жизни прп. Серафима Саровского, о храме Всех Святых, о Рождестве Христовом, рассуждали о любви к ближнему. Формы защиты также были разнообразны: лирическое эссе с презентацией, защита макета, рисунка, видеоролик. Как член жюри по дошкольной секции хочу отметить тесное взаимодействие педагогов и родителей в духовно-нравственном воспитании детей, их заинтересованное отношение.
Также я входила в жюри секции литературно-музыкальных композиций, где были представлены интересные и содержательные работы. Понравилась сказка, которую придумал второклассник Иван Григорьев из школы № 16. Замечательно, что артисты-дошкольники не просто хорошо сыграли сказку, но и правильно поняли ее смысл, смогли это объяснить со сцены. Особое впечатление произвели постановки, связанные с Великой Отечественной войной. И меня лично просто потрясло выступление девятиклассника из школы № 11 Артема Ващенко (притча «Письмо к Богу»).
Виктория Горбушкина, педагог-психолог НОУРО «Саровская православная гимназия»:
– Понравилась доброжелательная атмосфера на секции дошкольников. Чувствовалось, что родители серьезно включились в подготовку своих детей к Серафимовским чтениям. А те – уверенно отвечали на вопросы жюри, были очень заинтересованы, глазки горели. Чем раньше начинается духовно-нравственное воспитание ребенка, тем лучше. Одна воспитательница, которая подготовила с детьми четыре работы, со слезами на глазах рассказала о своем личном опыте обретения веры. Видимо, настрой педагога передался и ее воспитанникам. Причем, в этом детском саду до сих пор не работали по программе «Истоки», участие в Чтениях – это была инициатива воспитателя.
Наталия Суздальцева, ответственный секретарь Чтений, директор НОУРО «Саровская православная гимназия»:
– Для меня самое интересное – это проекты детей. Большой отклик вызывают доклады о краеведческих походах, экспедициях, т. е. не книжные знания, а живая работа. Исследование для младших школьников – это куда-то съездить, самим увидеть, потрогать или что-то сделать своими руками. А перелопачивание Интернет-ресурсов или обычной литературы… Я считаю такое исследование в начальной школе невозможным, потому что дети для этого еще интеллектуально не созрели. Такое возможно, начиная со среднего звена. В Серафимовских чтениях наиболее активно участвуют ученики начальной школы. Меня удивляет, куда деваются ученики средних классов? Почему их существенно меньше?
Хочу поблагодарить журналиста «Канала-16» Олега Азарова, который всегда бывает на наших мероприятиях. Но огорчает, что городское телевидение снимает кусочками, целостный репортаж так не получится. Может быть, Саровское благочиние найдет возможность оплачивать дополнительное эфирное время? Родители школьников были поражены творческой атмосферой Чтений и спрашивали: «Почему это не показывают по телевидению?»
На каждой секции были свои открытия. Например, когда на секции музыкально-литературных композиций семья Скузоваткиных стала в стихах рассказывать о силе материнской молитвы, как-то поначалу это воспринималось отвлеченно, не верилось. А потом оказалось, что дети говорят о своих прабабушках-прадедушках, и все православные чудеса взяты из реальной жизни конкретных людей. Скептицизм зрителей рассеялся, и они испытали некое потрясение. Недаром эта работа была признана лучшей по режиссуре.
Мне очень понравилось, как общались старшеклассники из разных школ. Когда закончились секции в первый день Чтений, они продолжали разговаривать, обменивались телефонами, и я их не могла загнать в актовый зал для процедуры награждения.
Такие форумы, как Серафимовские чтения, нужны для просвещения, для понимания того, что мы делаем. Каждый год мы что-то добавляем или изменяем, потому что это продиктовано жизнью. Затрачено, конечно, много труда. Мы полгода готовили проведение Серафимовских детских чтений. Но в первую очередь эта большая просветительская работа делается для учеников нашей православной гимназии. А уже результаты этой работы мы можем предъявить на город.
Хочу отметить, что все мероприятия, которые проводятся в рамках Серафимовских дней, направлены на внутреннее, духовное изменение человека.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна