30 декабря 2014 года
1 декабря на 71-м году жизни отошел ко Господу Михаил Ильич Иншин, который вместе с супругой Галиной участвовал в восстановлении семнадцати храмов Нижегородской епархии. Просим ваших молитв о новопреставленном Михаиле (сороковой день выпадает на 9 января).
Услышав о семнадцати храмах, кто-то представит себе миллионеров-меценатов. А супруги Иншины жили на две пенсии. Как они смогли провернуть такой объем работ? Умом этого не понять. Но Господь сказал в Евангелии: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас (Мф. 17, 20)». Михаил и Галина всю жизнь убеждались в правоте этих слов...
Галина живет в с. Ореховец в приходском доме, присматривает за храмом Вознесения Христова. Там мы с ней и пообщались. Простая и открытая женщина не стремилась запомнить, что, где и когда они сделали – «пусть левая рука твоя не знает, что делает правая (Мф. 6,4)». Поэтому примерный список храмов помог восстановить наш прихожанин и давний друг семьи Алексей Федоров...
Нашла в Интернете давнишнюю заметку о паломнической поездке в с. Ореховец. Там ошибочно называют Галину матушкой, а Михаила – о. Михаилом. На самом же деле, до того, как заняться восстановлением храмов, он был обычным трактористом (и великим послушником, – добавляет Галина, – был у меня в послушании). А последние десять лет оба они были в послушании у владыки Георгия, который направлял их на сложные объекты.
Из рассказа Галины я поняла, что Михаил был очень добрым, отзывчивым и смиренным человеком, а сама она – женщина решительная, из тех, кто «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». До того, как супруги в 1992 году приехали в Дивеево, они жили и трудились на Ровенской АЭС. Галина там заведовала базой.
Все оттуда, с небочка
Иншины жили всего в 150-ти км от ЧАЭС, поэтому последствия Чернобыльской аварии ощутили на себе в полной мере. Стали болеть. Михаил ослабел, слег, а ему-то было тогда всего 42 года. По благословению духовника семьи (теперь он – митрополит Волынский и Луцкий Нифонт) Галина на автомобиле повезла мужа по православным святыням. По дороге, втайне от Михаила, купила ему одежду «на смерть». Объездили все храмы и монастыри, где Михаил причащался. Добрались до Пюхтиц в Эстонии. Там запаслись водой из святого источника и поехали домой. Михаил каждое утро пил воду, а остатки выливал на себя. Все это, конечно, с молитвой. Смерть отступила. За месяц он поправился, вышел на работу. И хотя он потом все время серьезно болел, трудился до последнего дня…
Первый храм Иншины строили у себя на родине, его купола возвышаются над АЭС. Галина помогала продуктами монахам Почаевской лавры. В благодарность за это они ей подарили много святынь и церковной утвари, которая пригодилась уже здесь, в Нижегородской области.
К 1 августу 1992 года Иншины паломниками приехали в Дивеевский монастырь. Еще везде было запустение, но верующие сердца ощутили благодать, и им захотелось чем-то помочь возрождающейся обители. Подошли за благословением к игумении, которую встречали еще раньше – в Преображенской пустыньке Рижского монастыря. Матушка Сергия их благословила и направила в с. Автодеево, где собирались восстанавливать скит.
Галина: «Мы увидели картину ужасной разрухи: ни жилья, ни дороги, среди поля – поломанные сарайчики, заросшие бурьяном с колючками руины Троицкого храма. В нем была мельница, тяжелые жернова разбили всю алтарную часть храма. Подняла глаза вверх и увидела под куполом по кругу роспись – Матерь Божия и сонм всех святых, а внутри круга – Пресвятая Троица. У меня – мурашки по коже, хлынули слезы. Решили взяться за это дело, переехать сюда». А дома у них остались мать и две дочери.
Когда возвращались на Украину, Михаил еще раз все взвесил и … передумал. Он был крепкий хозяин, семьянин, и его испугала перспектива неустроенной кочевой жизни – в строительных бытовках да по чужим углам. А Галина не думала отступать. В итоге, любовь к жене пересилила сомнения. Не отпускать же ее одну. Забегая вперед, скажем, что потом и Галина с честью выдержала похожее испытание.
Она всю жизнь мечтала о монашестве. И вот, матушка Сергия, оценив ее деловые качества, предложила ей принять постриг и стать экономом обители. – «А как же Михаил?» – спросила Галина. – «Он поселится рядом с монастырем, и вы сможете видеть друг друга». – «Нет, я не могу Мишеньку оставить, он без меня пропадет» – решительно ответила Галина. Так и прошли они до конца рядышком, во всем поддерживая друг друга…
Иншины жили справно, они все подчистую выгребли из дома, нагрузили КАМАЗ с прицепом и приехали восстанавливать Троицкий храм в с. Автодеево. Скоро поняли, что не справляются, возникла необходимость нанять бригаду строителей. Через 4 месяца начались богослужения в Никольском приделе храма, на скиту появились первые монахини. Галина: «Во всем мы видели Промысл Божий. Не нам, Господи! И не мы, Господи! А как Ты повелишь. Порой не на что было купить кусочек хлеба, залить в машину бензин, но через день-два все как-то решалось. Духовник привез с Афона и подарил нам иконочку свт. Спиридона Тримифунтского, который вместе со свт. Николаем и помогал нам все время со средствами на строительство. Михаил каждый день читал акафисты этим святым. Нас все время спрашивали, откуда мы берем средства. И я отвечала, что нам их посылают святители Николай и Спиридон. Все оттуда, с небочка…»
От храма к храму
Иншины начали восстанавливать храмы по направлению к Ардатову. Следующим был Спасский храм в с. Нуча, его история связана с историей Дивеевского и Саровского монастырей. В Нуче сохранились могилы Василия и Анны Мантуровых – родителей прп. Елены Дивеевской и Михаила, служки батюшки Серафима. Затем был храм Воскресения Христова в с. Кужендеево и храм свт. Николая в с. Атемасово.
По просьбе матушки Сергии восстанавливали храм во имя образа Нерукотворного Спаса в с. Илев Вознесенского района. Там не было ни окон, ни дверей, в алтаре зияла дыра. Его также довели до момента начала богослужения. В то время Иншины жили в Автодееве в столетней развалюшке, доставшейся им от монахини Анастасии. В Ардатовском районе Галине как чернобыльцу выписали лес на ремонт дома. Его напилили, высушили и, погрузив на трактор, вдвоем перевезли в Илев. Михаил впереди, а Галина сопровождала трактор сзади на легковушке. За 22 года трудов Иншины так себе ничего и не построили.
В 2003 году они познакомились с владыкой Георгием. Перед торжествами в честь прп. Серафима он направил их восстанавливать храм Вознесения Христова в с. Ореховец. Они продолжали его обустраивать до сих пор, поставили часовню в честь Тихвинской иконы Божией Матери. В здании этого храма более тридцати лет хранили удобрения – аммиачную селитру. Через дыры в куполе попадала влага, в итоге все здание было пропитано аммиаком, там трудно дышать. За три месяца удалось привести храм в порядок, и там началась служба. Хотя, по мнению Галины, сделали ошибку, что не построили новый храм.
Из Ореховца Иншиных перекинули на Благовещенский собор в Арзамасе, где они работали с 2004 по 2013 год. Теперь это белокаменный собор с золотыми куполами – точная копия Успенского собора Саровской пустыни, а тогда колокольня была перестроена в трехэтажный дом. Бригаду Иншиных позвали, когда предыдущие строители криво повели кладку, и ее пришлось разбирать. Это строительство в основном финансировала епархия. Галина: «А в один год был такой случай. Друзья из Санкт-Петербурга нам пожертвовали машину вместо окончательно разбитой. Ведь мы почти каждый день проезжали по 500-600 км. Но недолго поездили на ней. 31 декабря, под Новый год, когда нам нечем было платить рабочим, мы продали ее на рынке и вечером уже развозили людям зарплату. Когда строили храм, радовались непомерно, а когда платили рабочим, было в десять раз больше радости. Раз мы расплатились, значит, они будут продолжать строительство…»
Потом был храм свт. Николая в Свято-Никольском женском монастыре г. Арзамаса. Бригада Иншиных вставляла окна, штукатурила стены, работала на колокольне. Трудились на храме Святого Духа в Арзамасе.
Галина: «В это время я заболела лимфолейкозом. Когда мне поставили диагноз, владыка три раза за вечер звонил, успокаивал. Он тогда меня очень поддержал, помог с врачами и своей молитвой. Я лечилась в отделении гематологии в Нижнем Новгороде. Оттуда меня Мишенька забрал, чтобы я, как обычно, украсила цветами старинную Плащаницу. После пяти курсов химиотерапии у меня не было сил стоять, я села на табуретку, склонилась к головке Спасителя и молилась Ему. И с тех пор я ни разу не была в больнице, только регулярно сдаю анализы».
Супруги восстанавливали храм Михаила Малеина в Свято-Троицком Островоезерском монастыре близ г. Ворсмы. В с. Успенское Первомайского района поставили деревянный храм во имя ап. Иоанна Богослова, а потом стали восстанавливать разрушенный Успенский храм. Работали на Покровском храме в с. Верякуши Дивеевского района, все делали своими силами. Он был освящен в 2009 году.
Летом 2010 года Иншины с бригадой трудились в саровском храме св. Иова Многострадального. Настилали полы, делали утепление стен, пола, обшили досками потолок. Они восстанавливали колокольню в с. Глухово, храм свт. Николая в Лысковском районе и храм Михаила Архангела в г. Кулебаки.
В разных храмах поучаствовали в разной степени: где больше, где меньше. Если им не мешали, старались довести храм до начала богослужения, считая, что остальное – уже забота прихожан. Иногда сдвигали дело с мертвой точки, а их вместо благодарности просили удалиться. Галина говорит об этом без обиды, просто ей жалко, что не удалось завершить работу.
Нельзя не заметить сходные моменты в жизни Михаила Мантурова и новопреставленного Михаила Иншина. И тот, и другой получили чудесное исцеление от Бога, когда медицина была бессильна. В благодарность Богу оба они избрали путь послушания и добровольной нищеты. Напомним, что Мантуров продал имение в Нуче, переехал в Дивеево, на вырученные деньги пристроил два храма к Казанской церкви и приобрел участок земли для строительства Троицкого собора. Теперь в этих храмах почивают мощи дивеевских святых. Михаил Мантуров похоронен у Казанского храма Дивеевского монастыря. А Михаила Иншина, по благословению митрополита Георгия, отпели в храме с. Автодеево, а похоронили на монастырском кладбище в скиту Флора и Лавра. Это большая честь для мирянина. Галина: «Это были не похороны, а праздник. Господь воздал ему».
Алексей Федоров посвятил своим друзьям следующие два стихотворения:
Галине и Михаилу Иншиным
Господь благословил вам трудный жребий,
Чтоб возрождали русский, православный дух.
Чтоб золотом кресты сияли в небе,
Чтоб звоны колоколен радовали слух.
Сюда, в Дивеево, с далекой Украины
Вас вера привела, чтоб храмы здесь поднять.
В зеленые леса, поля, долины,
Работать, строить, жить, любить, прощать.
И крест такой кому поднять под силу?
Найти средства, чтоб храмы возрождать?
Пройти через болезней и скорбей горнило,
Терпеть все беды, силы духа не терять,
За славой многие погнались, за богатством,
Но их с собой на небо не возьмешь.
И только в храме есть любовь и братство,
И только в храме жизни смысл найдешь!
На службе просим мы спасенья и смирения
И молимся за весь российский люд.
Сюда отцы нас принесли для Таинства Крещения,
В последний путь отсюда дети унесут.
Без храмов гибнут города и веси,
Без веры угасает русский человек.
Душа без веры к вечной жизни не воскреснет
И будет мучиться, скорбеть вовек.
И в ваших храмах славят люди Бога,
И очищают души от страстей, грехов.
Трудна, узка у Иншиных дорога,
Но освещает ту дорогу свет Христов!
Первая служба в восстановленном храме
13 декабря 2009 года состоялась первая служба (спустя 64 года) в возрожднном храме Покрова Пресвятой Богородицы в селе Верякуши Дивеевского района.
Бог не терпит людской гордыни.
От гордыни мы сбились с пути.
Деды наши отвергли святыни,
Рай земной захотели найти.
Много лет мы во тьме проплутали.
Ты, Пречистая, грешных прости,
И в сердца тех, что Бога не знали,
Веру, кротость, любовь возврати.
Этот храм Покрова воздвигали
Наши предки в седой старине.
Их потомки сегодня собрали
Из руин храм в ожившей стране.
Здесь, в Верякушах, нынче радость.
Храм дождался службы святой.
Тает в сердце восторга сладость,
И с небес сыплет дождь золотой.
Пред Твоим, Божья Матерь, Покровом
За далеких и близких вздохнем.
В этом храме торжественно новом
О грехах своих слезы прольем.
Пред Заступницей мы на колени
Встанем кротко и будем просить.
Сотни храмов в наших селеньях
Часа ждут, чтобы их возродить.
Здесь сегодня храма рожденье.
Мы в Верякушах тихо стоим.
Помощь дай нам, Твое заступленье,
Сохрани под Покровом твоим.
И прими нас в часы покаянья,
Мысль благую в сердца нам подай.
Лучше здесь нам пошли наказанье,
А от вечных мук избавляй.
Ты, Пречистая Божия Матерь,
Даруй жизни конец нам благой,
Окропи в нас росу благодати,
Дай смиренье, терпенье, покой.
Здесь Христос наши души врачует.
Свечи ярко и жарко горят.
Ангел храма святого ликует,
И святые рядом стоят.
Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна