19 декабря 2014 года
Мы еще помним крестьянский традиционный уклад жизни бабушек и дедушек. Их отличала скромность запросов и бережливость. Тип мышления современного человека сильно изменился. Попробуем поразмышлять, как это отражается на его духовной жизни. На вопросы отвечает иерей Сергий Скузоваткин.
– Я знаю молодых людей, которые набрали по нескольку кредитов и крутятся, стремясь «перезанять, чтобы переотдать». Можно ли совместить такой образ жизни с православными ценностями?
– Думаю, что такой образ жизни не совместим не только с православными ценностями, но и вообще – со счастливой и спокойной жизнью. Стремление современного человека хорошо жить здесь и сейчас оборачивается тем, что он, наоборот, мучается тревогой здесь и сейчас, задолго до того, как настанет час расплаты за займ. Я слышал о подобных историях, которые заканчивались плохо.
Но, в то же время, для некоторых молодых семейных пар кредит необходим, чтобы приобрести жилье. Если они сознательно идут на это и готовы как следует работать долгие годы, то, я замечаю, большой кредит является дополнительным цементирующим началом. Это финансово скрепляет брак, и молодые живут дружно. А кредиты на мелкие веселые вещи бывают полезны, наверное, только для продвижения вперед экономики. Для самого же человека – это безумие. Поэтому православные люди, которые живут по принципу минимализма, с одной стороны, не двигают экономику. Но в духовном отношении жить по средствам всегда считалось добродетелью, которая позволяет рассматривать то, что у тебя есть, как возможность к доброделанию, помощи кому-то.
– Реклама призывает нас ни в чем себе не отказывать, создает иллюзию большей свободы.
– Наоборот, скромные потребности делают человека более свободным. Я видел, как люди, которые повысили свой уровень жизни, например, приобрели дорогую вещь, сталкиваются с тем, что она требует обслуживания, потребляет много электроэнергии. И начинается нытье: «У меня не хватает денег». А сразу же за этим идет недовольство: и муж мне должен, и начальство на работе, и государство не помогает, и что я – хуже всех? Желание быть не хуже других делает человека рабом и заложником жизни не по средствам.
– Часто человек совершает траты не потому, что ему это надо, а чтобы соответствовать ожиданиям своего окружения.
– Эта радость эфемерна, быстро заканчивается и слишком дорого обходится.
– Сейчас нельзя шагу ступить, чтобы тебе не предложили взять кредит или денег в долг. Идет очень агрессивная реклама, смс-рассылки…
– Когда у тебя не так много денег, но ты можешь себе позволить более богатую жизнь, это очень большое искушение. Человека вводят в соблазн. Бери сейчас, а отдашь как-нибудь потом. На это «поведется» тот, кто ждет, что ему дадут бесплатно. Но не надо забывать о том, что «берешь чужие и ненадолго, отдаешь свои и навсегда». Иной человек еще кредит за машину не отдал, а она уже разбита в хлам. Удовольствие давно прошло, и приходится платить ни за что. Брать кредиты на технику – это пускать деньги на ветер. Думаю, что православным легче скромно жить, и без крайней надобности не ввязываться в кабалу.
– В молитве «Отче наш» мы молимся «хлеб наш насущный даждь нам днесь…» Как понять, что для нас является хлебом насущным, а что – пирожным, без которого можно обойтись?
– В этом прошении имеется в виду не только материальная, но и духовная пища. Если же говорить о материальном, то эта грань зависит от состоятельности человека. Например, пожилым людям в силу их немощи нужнее средства передвижения или бытовая техника, но они зачастую не могут себе этого позволить. А молодые и полные сил люди имеют такую возможность.
Память смертная помогает человеку вспоминать о том, что все это не главное, достаток с собой не заберешь, а также о том, что когда-то наступят старость и болезни. И как ты помогаешь старикам или нуждающимся, так же будет и с тобой. Для каждого человека просто необходимо, чтобы у него оставались средства, которые можно пожертвовать. А иначе он постепенно будет становиться все жаднее и жаднее, пока совершенно не потеряет человеческий облик.
– Чаще мы видим обратное – пожилые люди из своих копеек выкраивают средства и помогают молодым. А тем не хватает на жизнь.
– Бывает, что молодым действительно не хватает, потому что они рожают детей. А те бабушки, которым мало что надо для себя, жертвенны по самой своей сути. Но уже бабушки нового поколения часто не такие, от них ничего не жди, им самим надо. Привычка жить комфортно мешает им лишний раз посидеть с внучатами или помочь молодой семье материально.
– Как по-христиански относиться к тому, что твой уровень жизни упал?
– Некоторые люди говорят: «Будет день – будет и пища. И если настанут черные времена, тогда-то мы и затянем пояс потуже». Но мое мнение таково, что сходу затянуть пояс будет трудновато, если нет привычки и, главное, готовности к этому. Поэтому православному христианину нужно постоянно быть в ожидании. Если человек видит за собой грехи (а они у всех есть, но не все на них обращают внимание), он всегда ожидает, когда Господь начнет его приводить в чувство. И когда наступают тяжелые времена, христианин воспринимает это без нытья, как само собой разумеющееся. Да, трудно, но зато будешь более духовно (да и телесно) подтянут.
– Массовая культура заточена на то, чтобы воспитывать детей потребителями. Могут ли родители как-то ограничить ее влияние?
– Развитие мира таково, что молодежь предприимчивее, смелее и безрассуднее нас, она лучше соображает в технике, быстрей ориентируется в современных реалиях жизни. Она идет дальше нас.
Но, думаю, что ребенку пойдет на пользу скромная жизнь родителей: когда в семье готовят простую пищу, и праздники бывают по праздникам, а не каждый день; когда дети ограничены в компьютерных средствах, через которые они убивают свое время в играх и соцсетях. Эти дети будут свободнее, чем остальные.
Мы видим, например, что в школе почти у всех детей айпады. Родители, понятно, стараются ребенку дать самое лучшее, чтобы он мог таким образом социализироваться в детском коллективе. Но и столь дорогие игрушки дети так же легко разбивают и теряют, они не ценят усилия родителей. И не будут ценить, а лишь предъявлять претензии, что мало дали. Парадокс, но обычно в той семье, где родители суровы, ребенок, вырастая, любит и ценит отца и мать. А когда в семье царит вседозволенность, все желания ребенка исполняют, то потом он сам уже ничего не дает своим детям и пренебрегает старыми родителями. Поэтому родителям лучше сдерживать желания ребенка: заработай сам, а не получи просто так. Другое дело, что не каждый ребенок может легко пережить, что он «не такой, как все». И тут родителям нужна мудрость.
Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна