2 октября 2014 года
В преддверии праздника мы поближе познакомились с учителем начальных классов Саровской православной гимназии Татьяной Ивановной Гришиной.
Справка. Т. И. Гришина – учитель высшей категории. Педагогический стаж – более 30 лет. Постоянный участник городского педагогического конкурса «Алло, мы ищем таланты» в номинации «Рукоделие». «Семья – главная ценность в жизни каждого человека» – это жизненное убеждение Татьяна Ивановна старается сформировать в своих учениках. Книга Т. И. Гришиной «Благодарность» с рассказами о детстве, иллюстрированная ее учениками, была отмечена на региональном этапе Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя».
Татьяна Ивановна не считает, ни сколько лет она работает в школе, ни сколько классов выпустила. Такие «конкретные» вопросы ее затруднили. Да и зачем считать, разве это – главное? «Главное – это когда пройдет много лет, и с тобой на улице поздоровается человек, внешность которого ничего говорит, но по тембру голоса ты узнаешь и безошибочно назовешь по имени своего ученика», – считает Татьяна Ивановна. Мне удивительно, как можно всех помнить, а она уверена, что никого нельзя забыть…
После разговора о профессии я спросила Татьяну Ивановну, когда она пришла к вере? Та ответила просто: «Верую с детства». И все встало на свои места. Такие люди отличаются спокойным и естественным отношением к вере, не шарахаются от одной крайности в другую и не делят людей на верующих и неверующих, своих и чужих. Заповеди Божии написаны у них на скрижалях сердца, впитаны с молоком матери. Мы, пришедшие к православию через духовные поиски и ошибки, еще не настоящие христиане. Настоящими, может быть, станут наши внуки. И большое счастье – если они попадут к такому наставнику.
Перед учителем снимали шапки
Татьяна Ивановна родом из Мордовии, из многодетной семьи, где росли пятеро детей. Сельскую церковь закрыли, священника не было, и службу справляли сами миряне в доме у бабушки Лизы. В пасхальную ночь мать давала детям узелок с крашеными яйцами и отправляла к бабушке. Там они располагались рядом с лавками, чтобы иногда присесть. В небольшой избе собиралось много людей – в тесноте, да не в обиде. Мать приходила позже, затемно, переделав все дела по дому. В то время на службы старались ходить неприметно, боясь осуждения некоторых сельчан, насмешек одноклассников. Все было скрыто от посторонних глаз. Родственница возила ребятишек причащаться в Темников, за 20 км от дома. Строго следила, чтобы что-нибудь не съели до Причастия. Непросто было детям после длительной дороги выстоять литургию. Но воспитывались в строгости, поэтому терпели все трудности.
В селе к учителям относились с особым почтением. Т. Гришина: «На родительские собрания сельчане редко ходили. Их можно было понять, у каждого – полный двор скотины. Вставали до рассвета, ложились затемно. И когда где-то встречали учителя, подходили спросить про своего ребенка. Если учитель пожалуется, то спуску детям не давали. Никогда не приходили разбираться в школу. И моя мама не разбиралась, прав учитель или не прав, для нее виноваты были всегда мы, дети. В основном за шалости в школе попадало братьям. У нас учительница была очень строгая. Она ходила к нам из другого села. Но мы, ребятишки, были очень рады ее видеть, выбегали встречать в поле, чтобы помочь нести сумку с нашими тетрадями».
Когда Татьяна Ивановна сама решила стать учителем, родственница отговаривала ее, потому что это – великий труд и большая ответственность. Но призвание оказалось сильнее всех доводов. В 1979 году она окончила Зубово-Полянское педучилище и получила распределение в Белорамино – русскую деревню в Теньгушевском районе Мордовии.
Т. Гришина:
– Хотя я сама выросла неподалеку, но когда впервые шла туда пешком, меня поразила удивительная красота этих мест. За чистейшим молодым сосняком открылось поле колосящейся ржи, и деревня была как на ладони. Также поразили жители этой глухой деревушки – то, как они уважали учителя. Я была молодая, еще неуверенная в себе вчерашняя студентка, а передо мной люди шапки снимали. Когда заходила в магазин, расступались, пропуская вперед. В магазин привозили хлеб, а чаще всего просто муку, из которой жители пекли хлеб. Мне было стыдно и неловко совершать покупку без очереди, я говорила, что постою, но меня решительно подталкивали к прилавку.
Зимой, когда деревня была заметена снегом, ходили по узким тропинкам. Когда я видела, что навстречу мне идет незнакомый пожилой человек, то не успевала первой ступить с тропинки в снег – он опережал и давал мне дорогу.
Люди в деревне отличались щедростью и гостеприимством, приглашали к столу. Конечно, я не ходила. Но иногда невозможно было отказать – очень уговаривали.
На школьный новогодний праздник (тогда о Рождестве в школе не говорили) собиралась вся деревня – и стар, и млад. Наперебой предлагали помочь срубить елочку, украсить класс, причем не только родители учеников, но и люди, которые не имели отношения к школе. Не я просила, а мне предлагали помощь. Это было начало 1980-х годов.
Столько доброты и тепла было в этих простых людях. Я не могу их забыть. Они часто всплывают в памяти, особенно, когда бывают сложные ситуации в общении с людьми. Ведь в современной школе учитель работает не только с учениками, но и с их родителями, бабушками-дедушками, а это порой непросто.
Мне повезло – я сразу увидела дружеские отношения в педколлективе, внимание и моральную поддержку коллег. Это помогло утвердиться в профессии. Впоследствии я работала с шестью директорами школ, и никогда не встречала непонимания.
Я больше нужна здесь…
Татьяна Ивановна приехала в Саров вместе с мужем. Первое время ей пришлось поработать воспитателем в детском саду, с таким условием туда брали ее ребенка. Но рабочий график был слишком неудобным, и она перешла работать в строительство. Хороший коллектив, спокойная бумажная работа – многие женщины об этом мечтают, но Татьяна Ивановна считает, что это время прошло зря. Два года из окна кабинета она наблюдала школьную линейку 1 сентября, и сердце щемило, душа тосковала по школе. Но жизнь так сложилась, что нужно было снова поменять работу, и тогда созрело решение вернуться в школу.
Городская школа пугала Татьяну Ивановну, с большой боязнью она все-таки пошла трудоустраиваться. Свои опасения без утайки поведала Анатолию Николаевичу Зубилину, возглавлявшему тогда отдел образования. Он поддержал и напутствовал молодую учительницу: «Идите и не бойтесь. Не боги горшки обжигают». Так она стала работать учителем начальных классов в школе № 13.
Т. Гришина:
– Детишки, естественно, хорошие, но было трудно с родителями, они уделяли очень мало внимания своим детям. Непросто было налаживать дисциплину в третьем классе. Учительница ушла на пенсию, не доучив ребят один год. Но с Божией помощью преодолели все трудности.
Я люблю приходить в школу рано, к 7 утра. А в тот год я и уходила поздно – в 6 часов вечера... Так все годы до перехода в православную гимназию и проработала в одной школе. Меня, правда, после декретного отпуска звали перейти в школу № 1, но я не захотела. И все-таки Господь привел оказаться в этом здании, только уже в качестве учителя православной гимназии. Действительно, Господь привел (через нашего духовника о. Владимира Кузнецова), ведь я вовсе не планировала сюда переходить.
Заканчивалось лето 2011 года. Я уже набрала первоклассников, провела собрание с родителями, за месяц прекрасно отремонтировала кабинет. Но 9 августа, на престольный праздник в храме св. вмч. и целителя Пантелеимона, ко мне подошла прихожанка Татьяна Васильевна Цыганова. От нее я узнала, что в православной гимназии класс остался без учителя (а мне и раньше предлагали там поработать, но я отказалась). Меня привели в замешательство ее слова: «Что же вы не идете работать в православную гимназию?» Во мне все перевернулось, как будто ошпарило кипятком. Стало жаль детей, которые остаются без учителя. И было жалко оставить малышей, которых я уже набрала! Сама не пойму, почему у меня возникали такие мысли. Ведь не я должна была думать о том, что в классе нет учителя. У меня был свой класс, место постоянной работы. Мысли путались в голове, я их отгоняла, но они возникали вновь…
После беседы с о. Владимиром и директором православной гимназии Натальей Владиславовной Суздальцевой я решилась на переход в гимназию. Наталья Владиславовна дала мне с собой икону Божией Матери «Семистрельная». Помолившись, я пошла к директору школы № 13. Анна Ивановна Шлепкина все поняла и не стала препятствовать. Меня рассчитали за полчаса, и на мое место сразу нашли молодую учительницу. Мысленно я была уже в православной гимназии. И в тот же вечер я познакомилась с новыми родителями и детьми, мы расставляли мебель, готовили класс, где еще ничего не было. Так я начала педагогическую деятельность в Саровской православной гимназии. Первый год мне было морально тяжело: не отпускало чувство вины перед детьми и родителями, от которых я ушла; скучала по коллективу и по внуку, который остался в школе № 13. Но было убеждение, что я больше нужна здесь.
Молитва помогла пережить это время. Да и начать рабочий день с совместной молитвы с детьми, и закончить ею – такая благодать!
Ребенок откликается на любовь
– Татьяна Ивановна, чем отличается ваша работа в обычной школе от работы в православной гимназии?
– Поймите, дети везде одинаковые. Посеять в них духовность можно в любой школе, хотя это и сложно. Главное – к этому нужно стремиться. Душа ребенка более открыта, и заглянуть в нее легче, чем в душу взрослого человека. Но сделать это можно только благодаря хорошему отношению к нему. Ребенка нужно понять и принять таким, какой он есть, увидеть его достоинство. Иногда говорят, что учителю не надо любить ребенка, это – ученик. А я думаю, что учеников нужно любить. Они очень откликаются на любовь, ласку и доброту.
Нравятся мудрые слова: «Детей ругать не нужно. Если ребенок не понимает обычных слов, ругань он тем более не поймет». К сожалению, не всегда получается обойтись без наставлений. Но если постоянно назидать, в душе ребенка родится протест и неприятие, он никогда потом не скажет тебе сокровенного, не поделится, не подойдет с доброй улыбкой. Потому что он не видит этого в тебе. Мы сами, взрослые, виноваты в том, что от нас закрыты детские сердца.
– Говорят, что дети в последнее время изменились, учителю стало труднее работать. А вы как думаете?
– Это – неправда. Дети есть дети: и раньше, и сейчас. А трудности были всегда в работе с детьми: в те времена – одни, сейчас – другие. Стало труднее работать с некоторыми родителями. Но ни дети, ни молодежь у нас не стали хуже. Мы судим по каким-то единичным случаям, неправомерно обобщаем.
Большая ошибка – что мы часто торопим детей в учебе и в делах. А ребенок не может так быстро осмыслить ситуацию, как нам хочется. Ему нужно время, чтобы подумать, уложить в голове информацию и сделать вывод. Надо терпеливо закладывать в них все доброе. Я уверена, что когда-нибудь зернышки духовности в них произрастут и дадут плоды, но их можно увидеть только через много лет. Терпение нужно. Мы, взрослые, часто бываем нетерпеливы. А это в обучении и воспитании детей – очень важная вещь.
– Татьяна Ивановна, чему вас дети учат?
– Они мне преподают такие уроки, от которых иногда полностью переосмысливаешь свою жизнь. Учат в жизненном плане. Я вижу, с каким благоговением некоторые дети ведут себя в храме. Так приятно смотреть на них! Часто вспоминаю ученицу Сонечку Белавину. Она меня поразила своим смирением и тем, с каким серьезным настроем молилась. Я думала: «Господи, возле нее спасаться надо». Иногда просила ее почитать 50-й псалом. Когда она с воодушевлением читала его без единой запинки, на меня нисходила благодать от ее молитвы, все плохое отлегало от души. Но таких детей в православной гимназии немало. Меня это очень радует! Спаси, Господи, их родителей за огромный труд и правильное воспитание своих чад!
В работе случаются разные ситуации. Бывает, что оказываюсь не права. Тогда становится неловко, неуютно на сердце, ведь Господь, прежде всего, видит состояние нашей души… Мне ничего не стоит попросить прощения у детей. Не считаю это зазорным. И дети ведут себя подобным образом – также просят прощения за неправильные поступки. А иногда просят не за себя, а за своих друзей – очень искренне, со слезами на глазах. И у всех на душе становится легче. Так мы и учимся жизни друг у друга...
– Какие качества необходимы учителю, чтобы состояться в профессии?
– Никогда об этом не задумывалась. По моему представлению, учитель должен быть естественным, потому что дети моментально чувствуют фальшь. С ними нужна открытость, честность и порядочность. Детишки это отлично понимают, это очень проницательный народ.
Во время каникул я скучаю по своим ученикам. Сначала жду отпуска, чтобы читать, вязать, вышивать, заниматься цветами, уделять больше времени внукам, которых я очень люблю. Но проходит месяц, и начинаю перебирать в уме всех своих учеников. Жду встречи с ними.
– В 1990-е годы пытались подорвать традиционное в нашем обществе уважение к учительству, низвести личность учителя к функции человека, который оказывает образовательные услуги. Сейчас что-то меняется?
– Сейчас тоже бытует такое мнение, но, по-моему, эта ситуация начала выправляться. Больно слышать, когда нелестно отзываются об учителях. Я болею за все учительство. Всегда призываю родителей быть очень осторожными в домашних разговорах, когда речь идет об учителях. Потому что это может негативно повлиять на душу и психику ребенка, нарушить его спокойствие. Ребенок должен лететь в школу с радостью, а не идти, неся в себе груз слов о том, что эта учительница – такая, а тот учитель – такой. Так наносится вред своим детям. Когда ребенок будет понимать учителя, а учитель – ребенка, тогда и учеба пойдет успешнее, а, главное, в духовном воспитании больше пользы будет. Об этом стоит задуматься.
Поздравляем всех педагогов с Днем учителя. Пусть Господь благословит ваш нелегкий труд!
Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна