Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Интерес к выпивке закладывают в семье

2 октября 2014 года

11 сентября, в день памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи, был восстановлен общецерковный День трезвости.

На вопросы ответил священник Сергий Скузоваткин.

Справка. 25 июля 2014 года на заседании Священного Синода РПЦ была Принята «Концепция Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма», утвержден чин «Молебного пения о страждущих недугом винопития или наркомании». Восстановлено ежегодное празднование Дня трезвости 11 сентября, в день памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи, и в этот день рекомендуется духовенству: совершать данное молебствие и проводить мероприятия, направленные на поддержание трезвого образа жизни. Впервые День трезвости был установлен Святейшим Правительствующим Синодом в 1913 году, а в 1914 году было решено проводить его ежегодно.

– Батюшка, что Православная Церковь понимает под трезвостью, и какова ее связь с такой добродетелью, как трезвение?

– Неслучайно День трезвости был установлен в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи, который по традиции отмечается без застолья. События праздника, описанные в Евангелии, показывают нам, какие ошибки может совершить человек в нетрезвом виде. Царь Ирод, празднуя свой день рождения, под воздействием алкоголя и лицезрения бесстыдного танца дал неосмотрительное и преступное обещание перед гостями. В итоге – был казнен величайший пророк.

Церковь проповедует трезвый образ жизни, а трезвение, по слову свт. Игнатия (Брянчанинова), это «непрестанная молитвенная бдительность над собой, лежащая в основе стяжания всех других добродетелей». Это постоянное предстояние или хождение пред Богом.

Мы знаем, что пьянство в России – очень серьезная проблема, в последние десятилетия оно пустило глубокие корни и поражает все слои населения. Это проблема широкой русской души, когда человек пытается изменить свое сознание, хочет стать еще более веселым и душевным. С этого начинается его уход от реальности в мир иной духовной реальности, где (по его греховности) его ждут духи злобы. Поэтому нетрезвые люди приходят к тому, что видят бесов. При этом они постепенно переходят все к более дешевым напиткам, горючим смесям, которые просто убивают их. Священное Писание говорит: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр. 5, 8). Богоподобным же может стать только трезвый человек.

– Какой путь к трезвости предлагает Церковь? Чем он отличается от светских методик?

– В таких методиках видят проблему не в человеке, а в алкоголе. Его считают абсолютно неприемлемым для употребления клеточным ядом. Церковь видит проблему в самом человеке, его душевной пустоте и жажде заполнить ее, когда он ищет ухода от реальности, от решения проблем, ищет наслаждения в тех или иных материальных субстанциях. Человек создан по образу Божию, в него заложено стремление к Богу, к самосовершенствованию, радости и счастью. Если же он не приближается к Богу, то начинает хвататься за суррогаты. В этом – корень всех видов зависимостей. Страсть винопития – только один из них. Церковь пытается привести человека к Богу – источнику настоящего счастья. Так он может избавиться не только от физической зависимости (в частности от алкоголя, чего добиваются светские методики трезвости), но и не вытеснять это какими-то другими зависимостями, например, экстремальным видом спорта. Церковь зрит в корень. Пустота души должна быть заполнена, и заполнить ее может только Бог.

Церковь не считает, что вино – это зло само по себе. «Вино веселит сердце человека», но с другой стороны Церковь предупреждает: «Не упивайтесь вином, в нем же есть блуд». Блуд здесь понимается как заблуждение, уход от правильного пути. Хотя в некоторых случаях мы тоже рекомендуем своим чадам полное воздержания от алкоголя и ситуаций, которые могут спровоцировать его употребление.

Несмотря на разные подходы, Церковь взаимодействует со светскими обществами трезвости, потому что мы боремся с общим врагом.

– Почему в исламе запрещено употреблять алкоголь, а православие это строго не регламентирует?

– Ислам рассматривает человека как слабое существо, для которого действенна только система запретов, там это единственный путь к праведности. Для нас же Христос через Себя открыл сверхъестественный путь, который невозможен без свободы. В православии к праведности и святости нельзя прийти без преодоления искушений. Святость – в том, чтобы встать на одну ступень с грешниками и возвысить их, а не опуститься вместе с ними. По слову апостола, христианину ничто не чуждо, но и ничто не должно обладать нами.

Одни отказываются от спиртного, потому что считают его ядом. Члены православных обществ трезвости воздерживаются ради ближних, страдающих алкогольной зависимостью. Имеет ли значение для души человека, по какой причине он отказывается от алкоголя?

– Безусловно, имеет значение. Желание чем-то поступиться ради ближнего – всегда имеет принципиальное действие.

– Говорят, что алкоголизм и наркомания – это пожизненная болезнь. В чем тогда каяться больному человеку?

– Найти грех и рассказать о нем – это неправильное отношение к покаянию. В православии покаяние понимается как состояние человека, который со смирением несет плоды своего греха. Болезнь проистекает из греха. Он дает начало болезни и дальше развивается в человеке, неся с собой новые грехи. Мы считаем пьяницу больным человеком. Но в этой болезни он начинает хамить, ругаться и ненавидеть окружающих. А утром просыпается как ни в чем не бывало. Неужели ему не в чем каяться?

Даже если человек борется с этой болезнью, какое-то время не пьет, но если его душу не заполнило нечто великое, он предрасположен к другим грехам (раздражительности, злости и т. д.). Все это – проявления той же самой болезни. Но это – грехи, с которыми он либо борется, либо нет. Если страдаешь этим недугом, то нельзя оправдывать его греховные проявления.

– Есть люди, которые стали трезвенниками, но при этом из общительных и добродушных превратились в злых и нетерпимых. Как этого избежать?

– В душе навсегда останется рана, если пройдена граница от «розовой» фазы – когда спиртные напитки помогают и без того веселому нраву – к надрыву, который ломает человека. Даже если он прекращает пить, то делает это насильственно по отношению к своему телу, а его душа постоянно жаждет, и он думает об этом, чем бы ни занимался. Он нажил себе внутреннего врага. И я не знаю ни одного человека, который бы безболезненно победил эту страсть. Но внутри Церкви такой человек через участие в Таинствах, молитву и труд, превозмогая все печальные последствия болезни, может продлить свое нормальное существование.

Может быть, Господь не дает ему полного выздоровления, чтобы он не ушел из Церкви. Он приобретает в Таинствах навык общения с Богом. Это помогает человеку жить обычной жизнью, создать семью, помня при этом, что он – больной, и смиряясь. А у человека, живущего вне Церкви, порой нет такого стимула, чтобы опять не окунуться в реку пьянства.

– Диавола называют отцом лжи. Но если человек не хочет пить и при этом сохранить дружеские отношения с людьми, он часто вынужден лукавить. Является ли это грехом, или христианин должен твердо заявить о своих антиалкогольных взглядах?

– Если речь идет о вранье, то, конечно, в этом надо каяться. Но… есть такая проблема в нашем обществе. К сожалению, не от каждого праздника с возлияниями можно уклониться. Плохо, что в русской культуре укоренилась алкоголическая праздничность. А некоторые вынуждены пить с нужными людьми, чтобы решить какие-то производственные вопросы…

Любой человек должен внимательно смотреть за собой, чтобы не пропустить тот момент, когда он начинает жаждать, пусть даже на эмоциональном уровне, пытается искусственно удержать некую веселость. Это нужно ухватить и понять, что у тебя есть предрасположенность.  Если человек не думает о себе высоко, то он заметит и малую предрасположенность.

– Когда ребенок проявит интерес к спиртному, родители часто говорят: «Тебе нельзя, ты еще маленький». И у детей складывается впечатление, что выпивка – это пропуск во взрослую жизнь.

– Так и есть. Многие мальчики из нашего двора как приключение обсуждали, как они добудут бутылку, где и с кем ее будут распивать. Уже тогда было все потеряно. Кто-то из них пьет по выходным, кто-то пропивает все, а кто-то уже умер.

– Как родителям воспитать у детей правильное отношение к алкоголю? Нужно ли для этого совсем отказаться от него?

– Это – идеальный пример для ребенка. Когда он не видит дома даже так называемого «культурного» винопития, а застолья проходят без спиртного. Если же родители все-таки выпили, они должны объяснить, почему они это сделали, тому должна быть серьезная причина.

Думаю, не должно быть такого, когда на День рождения ребенка родители собирают взрослых гостей, они пьют, а дети все это наблюдают. Устройте  детям праздник с веселыми играми и угощением, поработайте для них. Не надо смешивать праздник ребенка с отдыхом взрослых. А еще лучше, чтобы на глазах у детей такого «отдыха» вообще не было. Ведь для ребенка алкогольный ритуал это – зрелище взрослых дел, которые он не понимает.

Некоторые дети радуются – раз папа пьяненький, значит, добрый, можно поиграть. Но в будущем это может испортить ему жизнь, привить лояльное относяшение к пьянству.

Когда я был ребенком, то никогда не видел отца навеселе, он не пил. И это стало залогом моей трезвой юности. В школе, в армии, во время учебы – когда многие сверстники радостно вкушали запретный плод, мне это было не надо, я не имел такой потребности. Не было интереса к выпивке, потому что его не заложили в семье.

 

 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Подготовила М. Курякина

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.