15 мая 2014 года
На вопросы отвечает клирик прихода храма Всех Святых иерей Сергий Скузоваткин.
– В магазинах города люди берут бесплатную христианскую газету «Доброе слово», которую распространяют протестанты. Там публикуют жизненные истории о приходе к вере, приглашают на свои богослужения. Как к ней относиться?
– Сектанты все равно направляют к себе, а не к Богу. Не очень воцерковленные православные могут даже не почувствовать разницу, не понять, в чем обман и подвох. Если недавно протестанты только внешне пытались замаскироваться под православие, то сейчас они это делают очень тонко. Раньше это были американизированные секты, а сейчас – более самостоятельные организации. Начитавшись православного богословия, они используют его в своих целях. Это не запрещено и неплохо само по себе, но может стать камнем преткновения в познании истины, если не понять, к какой вере тебя направляют. Обратите внимание, что протестанты в своей литературе обычно не пишут, какую религиозную группу представляют. Им это невыгодно. Поэтому православным надо быть осторожными.
– Дети рисуют Господа, Божию Матерь, святых. Не всегда эти работы отправишь на выставку. Что-то можно бы и выкинуть. Как правильно поступать?
– Во-первых, все труды детей должны получить достойную оценку, каким бы ни был результат. Так, чтобы ребенок понимал – надо стремиться к совершенству. Пусть работа повисит, а потом ее можно потихоньку утилизировать. Но не выкидывать, а благочестиво сжечь.
– В Церкви говорят, что наше Отечество – на небесах. Получается, любовь к Родине не является христианской добродетелью?
– Нельзя противопоставлять патриотизм и духовные устремления. Патриотизм – понятие сложное и по-разному понимаемое разными людьми. Его суть – любовь к Родине и готовность чем-то пожертвовать для нее. Думаю, что христианин должен быть патриотом, но каким? Иностранцы, любящие Россию, обязательно по духу близки к православию, потому что ценности нашей Родины укоренены в нем. Патриотизм – это христианство, только в земном смысле. Патриотизм – это верность Отечеству земному, которое отражает небесное. Ложный патриотизм может внешне напоминать истинный и иметь объектом почитания те же символы. Но это – застывшая форма, не отражающая живой традиции, того духа, который льется и всегда нов, он живет в народе и питает его характер, делает его близким своим предкам. Национальный, государственный или спортивный патриотизм – более ограничены и усечены, они обычно ищут идею противостояния. Мы знаем из истории, что национализм вырождался в фашизм, в идею национальной исключительности и враждебности к другим. А истинные ценности всегда живы. Настоящий христианин должен быть патриотом, потому что живет на земле и отвечает на земные вызовы бытия. Святая Русь как патриотическая идея имеет смысл, пока есть настоящие христиане.
– Может ли Ангел-Хранитель совсем оставить человека?
– Я думаю, как образ Божий окончательно неуничтожим в человеке, так и полный отход Ангела-Хранителя невозможен. Проведем аналогию. Почему возможно только одно Крещение? Потому что благодать этого Таинства неуничтожима. Так же и роль Ангела-Хранителя.
– Когда священник в проповеди комментирует Евангелие, мне, вроде бы, все понятно. А когда читаю Библию сам, некоторые места смущают. Обманы и жестокости в Ветхом Завете или слова псалма: «Блажен, кто разбиет младенцы твои о камень». И в Евангелии много непонятного: «… всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет». В точности, как бывает у богатых и бедных. Мое чувство справедливости не может с этим согласиться.
– Начнем с конца. Как сказал один из русских философов, чувство справедливости – одно из самых низших проявлений нравственности. Это только ее начало. По принципу справедливости, например, работает Ветхий Завет: «Око за око, зуб за зуб». Но мы Ветхий Завет не воспринимаем буквально, как суть вещей, а лишь как образ и тень будущих благ. Например, фраза «блажен, кто разбиет младенцы твои о камень» – это образ страстей, находящихся в человеке, которые нужно уничтожать в самом зародыше. Ветхий Завет должен читать подготовленный человек.
Неудивительно, что человек лучше воспринимает проповедь в храме, потому что он постоял на службе, потрудился и получил благодать. И батюшка такой вдохновенный выходит… Это нормально.
Фразу «… всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» надо понимать из контекста Евангелия, ведь ее предваряет притча о талантах. Эти слова становятся ясны тому, который хоть немного живет духовно. Человек, который всем доволен и благодарит Бога, способен воспринять еще блага – и духовные, и материальные. А тот, кто недоволен, кто думает, что недополучает или несправедливо обижен, у того и имеющееся отнимется. Кто только на себя обращает внимание и себя жалеет – ему еще хуже будет, и умножится его недовольство. Так и рождаются революции. Человек начинает разваливаться, поддавшись этому соблазну. Но стоит начать жить духовной жизнью, молиться, как увидишь, что не по беззакониям нашим воздает Господь и не по грехам нашим!
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна