30 марта 2014 года
Автомобильная дорога через монастырскую площадь угрожает историческому памятнику – саровским пещерам.
Сегодня нередко можно услышать на форумах ученых-физиков, что не случайно советский атомный проект, который стал ядерным щитом России в 20-м веке, развивался на саровской земле. В свое время для объекта искали уединенное, но не очень удаленное от столицы место, в сочетании с богатыми природными ресурсами и производственным заделом.
Такое место нашлось, и Промыслом Божиим физики оказались «под крылом» батюшки Серафима, сами того не осознавая. Называть преп. Серафима духовным покровителем ядерной отрасли сегодня стало даже модным. Но в 50-60 годы, когда рос объект, мало кто об этом думал. Религия в жизни советского человека была вообще вынесена за скобки. В то время архитектурный комплекс монастыря рассекла надвое автомобильная дорога. Сегодня, видя, эту в отрицательном смысле «уникальную достопримечательность», гости города ужасаются. Не тревожит она только большинство коренных жителей, которым «так удобно».
С 2006 года, когда Саровский монастырь начал восстанавливаться, перед ним встало много задач. Одна из них – сохранение историко-культурного наследия, в том числе – уникального подземного комплекса рукотворных саровских пещер.
С каждым годом угроза гибели этого памятника истории и культуры возрастает. Проведенные два года назад работы по реконструкции старых инженерных систем (водоводы и канализация убраны в лотки) не решили проблему до конца. Устранена только одна опасность – залитие при прорыве труб (такие аварии уже случались ранее и нанесли памятнику большой ущерб). Другая же, не менее серьезная, осталась. Это вибрационные нагрузки от транспорта, движущегося по дороге через монастырскую площадь непосредственно над пещерным комплексом.
25 марта в Сарове побывал главный инженер Центра традиционной русской культуры «Преображенское» И.Г.Стрельбицкий. Иван Георгиевич принимал участие в работах по восстановлению саровских пещер еще в 1999 году в составе фирмы «Симаргл». По заказу отдела культуры администрации города были они расчищали пещеры, работали над восстановлением входной группы и укреплением сводов церкви преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Причина приезда сегодня – ухудшение состояния подземного комплекса, развитие аварийной ситуации. Заказчиком работ на этот раз выступает монастырь. Вместе с Иваном Стрельбицким местное телевидение «Канал-16» и «Православный Саров» побывали на аварийном участке пещер. После возвращения на поверхность земли гость дал журналистам интервью.
– В чем отличие состояния пещер в прошлом и сегодня?
– В 1999 году Саровские подземелья находились в очень запущенном состоянии. Они были замыты землей, доломитовой мукой. В церкви было много вывалов в сводах и в углу. Но все это было нами убрано. А этот мой приезд, уже второй в этом году, связан с аварийной ситуацией на тоннеле запасного выхода. Дело в том, что по обычным строительным нормам использовать даже простые подвальные помещения без запасного выхода запрещено, а здесь опасность гораздо выше. Поэтому, строго говоря, нельзя пользоваться саровскими пещерами, нельзя водить туда экскурсии и служить в церкви, пока не будет готов эвакуационный выход.
– В чем причина обвалов в пещерах?
– Доломиты – это бывшее дно океана, осадочная порода, очень неоднородная по прочности. Местами твердая, топором не разобьешь, а бывают участки рыхлые – просто мука. Сама кривизна этих проходов также связана с разной плотностью породы. Тысячелетиями самые слабые участки постепенно вымывались и замещались песками, образуя песчаные столбы – поноры. Они-то и представляют огромную опасность.
До этого я был в Сарове два года назад. Тогда аварийная ситуация была развита не в такой степени. А месяц назад меня вызвали, так как увеличился вывал на аварийном участке. Речь идет о прогнозируемых обрушениях и возможности гибели людей. Понор развивается очень быстро. Поэтому сейчас необходимо сосредоточиться на противоаварийных работах.
– Что уже удалось сделать?
– Мы осмотрели все с точки зрения безопасности. Самая
большая сложность здесь – обеспечить безопасное ведение работ. Представьте, что
над вами находится купол из песка, который держится исключительно на
собственном сцеплении. А нарушает его, вернее, способствует скольжению песка,
постоянная вибрация, которая заметно усилились в последние годы. Уменьшает
сцепление и влага, она играет роль своеобразной смазки.
Я не знаю больше ни одного монастыря, который бы пересекала автомобильная
дорога. Это нонсенс. И это должно быть устранено как можно быстрее. Такое
положение опасно и для зданий на холме, и для пещер.
Вместе с Иваном Стрельбицким журналисты прошли в тоннель запасного выхода (оформленный кирпичной кладкой вход в склоне горы неподалеку от храма Иоанна Предтечи). Здесь мы увидели реальную опасность. Высота вывала песка в поноре – почти три метра, над ним образовался сферический свод, в любой момент готовый обрушиться дальше.
И.С. – Вы видите здесь доски – это остатки старой крепи, возможно, начала 20 века. Проблемы были уже и тогда. С одним таким большим понором еще в древности монахи справились с помощью кирпичной арки (большой зал рядом с подземной церковью). Работая в начале двухтысячных годов, мы победили меньший по размеру понор с помощью бетонного купола. И сейчас предполагается сделать нечто подобное, но в большем масштабе. Поскольку главная задача – чтобы остались живыми люди, сначала мы сделаем страховочный стол с металлическим каркасом, чтобы под ним можно было работать. Под его защитой будем потихоньку разгребать песок, а стол вместе с нами будет опускаться до отметки пола. Далее – изготовим бетонное кольцо под полом тоннеля. а стены и верх понора укрепим железобетонным сводом. Не исключено, что объем работ неожиданно увеличится.
– Как скоро начнутся проектные и противоаварийные работы?
– Проектные работы уже идут, разработан примерный план действий (так как непредсказуемые моменты могут быть). Есть уже надежный подрядчик, с которым я работаю с 1995 года и, надеюсь, что их противоаварийная работа здесь послужит хорошей рекомендацией на будущее и позволит продолжать дальше восстановление саровских пещер. А сами работы начнутся, как только будут решены проблемы финансирования. Все можно успеть сделать в этом сезоне. На время проведения противоаварийных работ всякое движение транспорта необходимо будет прекратить.
– Как вы считаете, предполагаемое в недалеком будущем восстановление двух уничтоженых в советский период соборов, не повредит пещерам?
– Если фундаментом зданий будет плита, это уменьшит давление на грунт. А статическая нагрузка не так страшна, как вибрация. Самое главное – закрыть сквозное движение.
– В чем, с вашей точки зрения, уникальность саровских пещер?
– Рукотворные пещеры монастырей – само по себе уникальное явление. Должны быть очень сильные побудительные мотивы, чтобы человек ушел под землю. Раньше, когда православие в России только развивалось, монахам было куда идти. Сергий Радонежский ушел далеко от Москвы в леса. Его ученики – еще дальше, они основали Белозерский, Ферапонтов монастыри, до Соловков дошли… А дальше уже некуда, остается идти под землю. Это второй путь для иночества. Своеобразный духовный подвиг. Люди не просто бежали от мира, а искали уединения, искали духовного вспоможения в этих мрачных холодных пещерах. В Кунгурских и воронежских пещерах, где я работал, как и у Сарова, последний период развития приходится на 17 век. Трудная эпоха раскола. Это был дополнительный стимул, чтобы люди уходили от земного к небесному. Как ни странно, путь к небесному идет через землю.
– Есть ли у вас более отдаленные планы, связанные с Саровом?
– Еще в конце 90-х наши геофизики с поверхности исследовали этот доломитовый холм и обнаружили пустоты, ходы, не имеющие ни начала, ни конца. Возможно, что эти пещеры были начаты задолго до монахов. Они могли обнаружить их и продлить. Думаю, что саровские подземелья изучены на 20-30 %. Есть еще нижний ярус. Известно также, что из ходов были подъемы к несохранившимся церквям. Я был бы счастлив, если бы работы по раскрытию пещер возобновились. Моя большая мечта – продолжить изыскания и открывать новые неизвестные сегодня тоннели саровских подземелий.
Сюжет об аварийном состоянии подземелий в новостях ТРК "Канал-16" от 26.03.2014 г.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна