Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Аварийная ситуация в Саровских пещерах

30 марта 2014 года

Автомобильная дорога через монастырскую площадь угрожает историческому памятнику – саровским пещерам.

Сегодня нередко можно услышать на форумах ученых-физиков, что не случайно советский атомный проект, который стал ядерным щитом России в 20-м веке, развивался на саровской земле. В свое время для объекта искали уединенное, но не очень удаленное от столицы место, в сочетании с богатыми природными ресурсами и производственным заделом.

Такое место нашлось, и Промыслом Божиим физики оказались «под крылом» батюшки Серафима, сами того не осознавая. Называть преп. Серафима духовным покровителем ядерной отрасли сегодня стало даже модным. Но в 50-60 годы, когда рос объект, мало кто об этом думал. Религия в жизни советского человека была вообще вынесена за скобки.  В то время архитектурный комплекс монастыря рассекла надвое автомобильная дорога. Сегодня, видя,  эту в отрицательном смысле «уникальную достопримечательность», гости города ужасаются. Не тревожит она только большинство коренных жителей, которым «так удобно».

С 2006 года, когда Саровский монастырь начал восстанавливаться, перед ним встало много задач. Одна из них – сохранение историко-культурного наследия, в том числе – уникального подземного комплекса рукотворных саровских пещер.

С каждым годом угроза гибели этого памятника истории и культуры возрастает. Проведенные два года назад работы по реконструкции старых инженерных систем (водоводы и канализация убраны в лотки) не решили проблему до конца. Устранена только одна опасность – залитие при прорыве труб (такие аварии уже случались ранее и нанесли памятнику большой ущерб). Другая же, не менее серьезная, осталась. Это вибрационные нагрузки от транспорта, движущегося по дороге через монастырскую площадь непосредственно над пещерным комплексом.

 25 марта в Сарове побывал главный инженер Центра традиционной русской культуры «Преображенское»  И.Г.Стрельбицкий.  Иван Георгиевич принимал участие в работах по восстановлению саровских пещер еще в 1999 году в составе фирмы «Симаргл». По заказу отдела культуры  администрации города были они расчищали пещеры, работали над восстановлением входной группы и укреплением сводов церкви преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Причина приезда сегодня – ухудшение состояния подземного комплекса, развитие аварийной ситуации. Заказчиком работ на этот раз выступает монастырь. Вместе с Иваном Стрельбицким местное телевидение «Канал-16» и «Православный Саров» побывали на аварийном участке пещер. После возвращения на поверхность земли гость дал журналистам интервью.

–  В чем отличие состояния пещер в прошлом и сегодня?

–  В 1999 году Саровские подземелья находились в очень запущенном состоянии. Они были замыты землей, доломитовой мукой. В церкви было много вывалов в сводах и в углу. Но все это было нами убрано.  А этот мой приезд, уже второй в этом году, связан с аварийной ситуацией на тоннеле запасного выхода. Дело в том, что по обычным строительным нормам использовать даже простые подвальные помещения без запасного выхода запрещено, а здесь опасность гораздо выше. Поэтому, строго говоря, нельзя пользоваться саровскими пещерами, нельзя водить туда экскурсии и служить в церкви, пока не будет готов эвакуационный выход.

– В чем причина обвалов в пещерах?

– Доломиты – это бывшее дно океана, осадочная порода,  очень неоднородная по прочности. Местами твердая, топором не разобьешь, а бывают участки рыхлые – просто мука. Сама кривизна этих проходов также связана с разной плотностью породы. Тысячелетиями самые слабые участки постепенно вымывались и замещались песками, образуя песчаные столбы – поноры. Они-то и представляют огромную опасность.

До этого я был в Сарове два года назад. Тогда аварийная ситуация была развита не в такой степени. А месяц назад меня вызвали, так как увеличился вывал на аварийном участке. Речь идет о прогнозируемых обрушениях и возможности гибели людей. Понор развивается очень быстро.  Поэтому сейчас необходимо сосредоточиться на противоаварийных работах. 

– Что уже удалось сделать?

– Мы осмотрели все с точки зрения безопасности. Самая большая сложность здесь – обеспечить безопасное ведение работ. Представьте, что над вами находится купол из песка, который держится исключительно на собственном сцеплении. А нарушает его, вернее, способствует скольжению песка, постоянная вибрация, которая заметно усилились в последние годы. Уменьшает сцепление и влага, она играет роль своеобразной смазки.
Я не знаю больше ни одного монастыря, который бы пересекала автомобильная дорога. Это нонсенс. И это должно быть устранено как можно быстрее. Такое положение опасно и для зданий на холме, и для пещер.

Вместе с Иваном Стрельбицким журналисты прошли в тоннель запасного выхода (оформленный кирпичной кладкой вход в склоне горы неподалеку от храма Иоанна Предтечи). Здесь мы увидели реальную опасность. Высота вывала песка в поноре – почти три метра, над ним образовался сферический свод, в любой момент готовый обрушиться дальше.

И.С.  – Вы видите здесь доски – это остатки старой крепи, возможно, начала 20 века. Проблемы были уже и тогда. С одним таким большим понором еще в древности монахи справились с помощью кирпичной арки (большой зал рядом с подземной церковью). Работая в  начале двухтысячных годов, мы победили меньший по размеру понор с помощью бетонного купола. И сейчас предполагается сделать нечто подобное, но в большем масштабе.  Поскольку главная задача – чтобы остались живыми люди, сначала мы сделаем страховочный стол с металлическим каркасом, чтобы под ним можно было работать. Под его защитой будем потихоньку разгребать песок, а стол вместе с нами будет опускаться до отметки пола. Далее – изготовим бетонное кольцо под полом тоннеля. а стены и верх понора укрепим железобетонным сводом. Не исключено, что объем работ неожиданно увеличится.

– Как скоро начнутся проектные и противоаварийные работы?

– Проектные работы уже идут, разработан примерный план действий (так как непредсказуемые моменты могут быть). Есть уже надежный подрядчик, с которым я работаю с 1995 года  и, надеюсь, что их противоаварийная работа здесь послужит хорошей рекомендацией на будущее и позволит продолжать дальше восстановление саровских пещер. А сами работы начнутся, как только будут решены проблемы финансирования. Все можно успеть сделать в этом сезоне. На время проведения противоаварийных работ всякое движение транспорта необходимо будет прекратить.

– Как вы считаете, предполагаемое в недалеком будущем восстановление двух уничтоженых в советский период соборов, не повредит пещерам?

– Если фундаментом зданий  будет плита, это уменьшит давление на грунт. А статическая нагрузка не так страшна, как вибрация. Самое главное – закрыть сквозное движение.

– В чем, с вашей точки зрения, уникальность саровских пещер?

– Рукотворные пещеры монастырей – само по себе уникальное явление. Должны быть очень сильные побудительные мотивы, чтобы человек ушел под землю. Раньше, когда православие в России только развивалось,  монахам было куда идти. Сергий Радонежский ушел далеко от Москвы в леса. Его ученики – еще дальше, они основали Белозерский, Ферапонтов монастыри, до Соловков дошли… А дальше уже некуда, остается идти под землю. Это второй путь для иночества. Своеобразный духовный подвиг. Люди не просто бежали от мира, а искали уединения, искали духовного вспоможения в этих мрачных холодных пещерах. В Кунгурских и воронежских пещерах, где я работал, как и у Сарова, последний период развития приходится на 17 век. Трудная эпоха раскола. Это был дополнительный стимул, чтобы люди уходили от земного к небесному. Как ни странно, путь к небесному идет через землю.

– Есть ли у вас более отдаленные планы, связанные с Саровом?

– Еще в конце 90-х наши геофизики с поверхности исследовали этот доломитовый холм и  обнаружили  пустоты, ходы, не имеющие ни начала, ни конца. Возможно, что эти пещеры были начаты задолго до монахов. Они могли обнаружить их и продлить. Думаю, что саровские подземелья изучены на 20-30 %.  Есть еще нижний ярус. Известно также, что из ходов были подъемы к несохранившимся церквям. Я был бы счастлив, если бы работы по раскрытию пещер возобновились. Моя большая мечта – продолжить изыскания и открывать новые неизвестные сегодня тоннели саровских подземелий.

Сюжет об аварийном состоянии подземелий в новостях ТРК "Канал-16" от 26.03.2014 г. 

Свято-Успенский Мужской монастырь - Саровская пустынь / 2014 год все события / 2014.25.03 Саровские пещеры, приезд Стрельбицкого
главный инженер Центра традиционной русской культуры «Преображенское»
главный инженер Ц...
Под сводами пещеры, которая, по предположению И.Стрельбицкого, образовалась как понор,
Под сводами пещер...
Кирпичная арка держит свод подземного зала
Кирпичная арка де...
в одном из неиспользуемых боковых проходов видно, как активно идет осыпание грунта
в одном из неиспо...
Разрушается и кирпичная кладка, сделанная в монастырский период
Разрушается и кир...
 
 
Монастырь с северной стороны
Монастырь с север...
Двухметровый отвал песка из понора
Двухметровый отва...
 
Вверху песчаный свод
Вверху песчаный с...
Сверху, с "макушки" песчаного отвала, видны  доски разрушенной старой крепи
Сверху, с "м...


 

 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст и фото - Анны Виноградовой

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.