Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

О звоннице и звонарях

21 марта 2014 года

Несколько последних недель на звоннице храма Иова Многострадального днем не смолкают колокола – идет обучение звонарей для этого прихода. Кто может стать звонарем, что входит в круг его обязанностей? Эти и другие вопросы мы задали тому, кто ведет занятия – Глебу Витальевичу Комаревскому.

– Любой желающий может начать обучение?

– Любой, кто получил благословение настоятеля храма – протоиерея Льва Юшкова. Именно он решает, целесообразно ли для прихода такое обучение. Думаю, во многих случаях он может и подсказать, нужно ли это самому человеку.

– Как долго необходимо учиться, чтоб стать звонарем?

– Чтобы играть канонические звоны в их, скажем так, не самых сложных версиях, необходимо несколько месяцев. Это при условии ежедневных тренировок на звоннице и усвоении азов колокольной грамоты. Вообще же, совершенствование в звонарском искусстве бесконечно. Истинные профессионалы, играющие десятилетиями, говорят, что всегда есть куда развиваться.

– Для начала обучения необходимо музыкальное образование?

– Желательно, но необязательно. Игра на русских колоколах построена в большей степени на ритмической основе, нежели на тональной, поскольку абсолютно одинаковых наборов колоколов не существует. Давайте переформулируем вопрос: какие качества желательны для церковного звонаря? Терпение, трудолюбие, творчество. И, конечно же, вера.

– А нужны ли какие-то особые склонности?

– Смотря, что считать склонностью. Когда я сам обучался, в нашей группе были и певчие, и монахи, и алтарники, и просто миряне, которых батюшки «назначили» приходскими звонарями. До конца курса доучилась примерно половина, и из этой половины сейчас звонят не все. Остались те, кто «заболел звоном», то есть, стал относиться к колоколам не как к трудовой повинности, а как к основному делу своей жизни.

– Вы тоже заболели звоном?

– Да, но не совсем как звонарь. Мне интересно создавать звучащие колокольные ансамбли; научно это называется кампанологией. А практически занимаюсь проектированием звонниц и ярусов звона колоколен, подбором колоколов на заводах, согласованием строительных и монтажных аспектов с архитекторами, подъемом, развеской, балансировкой колоколов, устройством рабочих мест звонарей, обслуживанием и ремонтом уже существующих наборов. Естественно, приходится и играть на созданных или переоборудованных колокольных ансамблях. Если просят, показываю, как это нужно делать тем, кто будет пользоваться наборами в дальнейшем.

– Со звонницей храма Иова Многострадального произошло именно так?

– Происходит. Отец Лев сначала попросил помочь с подбором. Звонницу он спроектировал сам. На сегодня, исходя из имеющихся физических характеристик звонницы и финансирования, колокола подобраны, развешены, сделана балансировка, устроено место звонаря, начаты занятия с теми работниками храма и прихожанами, которые получили благословение. Остается еще ряд строительных работ и много- много часов тренировок.

– Сколько вообще звонарей нужно для прихода?

– Зависит от сложившегося в приходе уклада: где-то серьезные колокольные наборы на многоярусных колокольнях обслуживают несколько звонарей, которые имеют только данное послушание, где-то достаточно одного «ответственного за состояние колокольни» человека, а по графику звонят многие обученные прихожане и служители. Влияет численность и специфика приходов. Там, где службы редки, соответственно и звонят не каждый день; в больших же храмах звонарь нужен практически «круглосуточно»: обзванивать не только литургии, но и остальные службы, плюс крещения, венчания, отпевания. Кстати, в прежние времена любой сторож при кладбищенской церкви мало-мальски умел звонить.

– В храме Иова Многострадального должно быть так же?

– Уверен, что у этого храма, несмотря на его расположение, специфика не только кладбищенская. Здесь полноценный приход, причем быстро растущий. Если вернуться к колокольной теме, скажу, что местным звонарям необходимо учиться всем каноническим звонам. И пусть слово «канонические» не вводит в распространенное заблуждение: мол, играть только в раз и навсегда установленном порядке. Канон звона устанавливает не догму, а пределы, границы, причем, весьма широкие. И в этих границах каждый звонарь или группа звонарей может играть в неповторимой манере. На Руси всегда существовали различные стили игры: ростовский, архангельский, калязинский, ярославский. При этом человеку из другой местности всегда было понятно, звон к какой службе играет местный звонарь.

– Если продолжить разговор именно о звоннице храма Иова Многострадального, какие существуют проблемы на сегодняшний день?

– Основная – отсутствие полноценного благовестника, то есть большого колокола, специализированного для определенного вида игры – благовеста. Пока его роль выполняет крупный колокол из подзвонной группы.

– Это сильно отражается на звучании набора?

– Конечно. Но есть и другая проблема: звонарям, не учившимся играть с настоящим благовестником, сложно понять, как должны звучать полноценные звоны. Учить игре без благовестника все равно, что учить вождению мотоцикла на велосипеде.

– Что делать в сложившейся ситуации?

– Можно, конечно, несколько раз отвезти учащихся на звонницы с полноценными ансамблями, чтоб они почувствовали красоту звучания «тяжелого металла», но что это даст приходу? Выход один – обзавестись собственным благовестником.

– И какой благовестник нужно купить? 

– Если я сейчас назову колокол определенного веса и профиля от конкретного производителя, то это будет выглядеть рекламой. Скажем так: и у того производителя, чьи колокола сегодня уже имеются в приходе, и у других найдется несколько достойных вариантов. Если настоятель захочет посоветоваться по данному вопросу, обязательно вместе рассмотрим все варианты и выберем оптимальный.

– А это нормально, когда часть колоколов – от одного производителя, а часть, возможно, будет от другого?

– Однозначного ответа нет. Я считаю, нужно ориентироваться на звучание. А здесь надо учитывать и уже существующие колокола, и даже то, где и как будет повешен новый колокол. Можно при покупке прослушать колокол в закрытом помещении с одними звуковыми ощущениями, а потом обнаружить, что с высоты яруса звона он слушается иначе. Два примера из недавней практики.

В первом случае на учебной монастырской звоннице благовестником так же служил подзвонный колокол. Параллельно с обучением сестер на этом учебном наборе в монастыре строилась и комплектовалась большая колокольня, где должны были разместиться несколько многотонников. Поскольку находится эта колокольня в центре города, то учить звону на ней – не самое удачное решение. К тому же пришлось бы достаточно долго ждать завершения всех работ. Самым рациональным оказалось попросить различные заводы выслать записи небольших благовестников, которые они отливали, и проанализировать их совместное с учебным набором звучание. Конечно, риск при таком выборе существовал. Во-первых, никакая запись не передает полного звучания большого колокола. Во-вторых, условия, при которых производится запись на заводе, скорее всего, не совпадают с условиями, в которых колокол будет эксплуатироваться. В-третьих, даже заявленные «абсолютно одинаковыми» два колокола одного производителя редко звучат идентично. Слава Богу, выбранный и заказанный практически «на слух по аналогу» благовестник очень удачно вписался в ансамбль. При этом производитель благовестника был тот же, что и у ранее имевшихся колоколов. Сестры, обучившись игре пусть на небольшом, но все же настоящем благовестнике, впоследствии перестроились на новый многотонный набор основной колокольни буквально за один день.

А вот в другом случае долго не удавалось подобрать в подзвонную группу желаемый колокол: на заводе, где были отлиты остальные колокола набора, такого не оказалось. В итоге пришлось объезжать производителей, пока у одного из них такой экземпляр не был «обнаружен». Поскольку колокола редко просто лежат на складе – чаще изготавливаются в определенный набор, под заказ – пришлось просить по сути незнакомого заказчика уступить «найденный» колокол из уже готового набора. Договорились, лишь найдя в тот набор достойную замену; долго совместно прослушивали все, что было на заводе.

– Понятно, если сказать кратко, то получается «лучше лишний раз послушать».

– Совершенно верно.

– А как вообще новые колокола появляются в наборах? Кто финансирует их покупку? Их заказывает приход или это может быть даром благодетелей?

– Вы сами уже назвали два самых распространенных случая. Зачастую настоятели осознают скудность, неполноту звучания существующих наборов и либо начинают сбор средств, либо оповещают потенциальных дарителей. Если посмотреть в прошлое, в приходе просто ставилась кружка или ящик с надписью «на новый колокол». Далеко за примером ходить не нужно: колокол «Тысящной» – самый знаменитый благовестник Саровской пустыни весом 1170 пудов 5 фунтов – был отлит, по сути, «в складчину»: на многочисленные пожертвования паломников и благодетелей обители, хотя заказывал и следил за ходом работ по изготовлению монастырь. Второй же по величине колокол (550 пудов) был отлит специально для Саровской пустыни ее благотворителями – братьями Соловцовыми; в летописях колокол так и значится – «Соловцовский». Да и сегодня благодетелей хватает: только за последний год по просьбе наших горожан я повесил 16 именных колоколов, к сожалению, из них в Сарове – только два. Но есть те, кто вешает колокола и без имен, просто дают деньги; звонница храма Иова Многострадального – яркий тому пример.

Если возвращаться к ситуации, которая сложилась на сегодня, то самым правильным шагом для тех, кто желает поучаствовать в судьбе звонницы, будет разговор с настоятелем храма – отцом Львом.

 

 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст И. Абакумова, фото - А. Виноградовой

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.