30 января 2014 года
Понятия «благотворительность» и «милосердие» вернулись в нашу жизнь не так давно, но уже воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. Это – невидимые скрепы общества… Мы попросили рассказать о своей работе Ирину Владимировну Романову, руководителя Центра милосердия и Волонтерского центра прихода храма Всех Святых.
– Социальной работой на приходе мы официально занимаемся с 1997 года. Начинали с помощи детским домам, а потом стали помогать нуждающимся горожанам: вещами, продуктами, мебелью, сбором материальной помощи. Со временем поступает все больше прошений о помощи. Жители Сарова все больше узнают о приходском Центре милосердия и Волонтерском центре, особенно в связи с акциями, которые мы проводим в последние годы. Думаю, что если бы не было помощи, люди не обращались бы.
– Кто просит о помощи?
– Многодетные семьи, матери-одиночки. Стало больше просьб от беременных женщин. Обращаются инвалиды, не имея денег на дорогостоящие лекарства. Малообеспеченные горожане, которых направили на бесплатную операцию, но у них нет средств на проезд и оплату сиделки. Также мы помогаем погорельцам. В связи с этим просьба – внимательнее читайте наши объявления. Если пишем, что не нужно приносить вещи, то и не надо их приносить. Потерпите немного, пока у людей появится жилье, где хранить вещи.
Мы помогаем Центру социальной помощи семье и детям Сарова «Теплый дом». Бывает, к ним поступают дети, которым срочно нужны памперсы, или женщине – коляска, кроватка для новорожденного. Много телефонных звонков от людей, живущих за пределами Сарова и даже нашей епархии. Просят продукты, одежду, мебель и др. Мы помогаем, если есть возможность. Также ездим в детские дома в г. Темников и пос. Потьма (его саровчане опекают с 1993 года).
– Почему стало больше обращений за помощью к церковному социальному работнику? Неужели горожане стали хуже жить?
– Стало больше многодетных семей и просто семей с детьми. Некоторые молодые семьи строят или приобретают жилье. Они испытывают временные трудности, пока мама находится в декретном отпуске. Дети быстро растут, им надо часто покупать одежду и обувь. Все дорожает. Если детей несколько, и работает один папа, то денег, естественно, не хватает. А благодаря вещам, которые приносят горожане, идет помощь таким семьям.
Большие трудности испытывают одинокие мамы, уходящие в декретный отпуск, им просто не на что жить, нужна материальная и моральная поддержка. Также им выделяют продукты из храма. Таким мамочкам надо предварительно позвонить мне по тел. 3-14-52, договориться, прийти и один раз написать прошение.
– Что это за прошение?
– В нем указывают, какая помощь нужна: разовая или регулярная, и на сколько человек. Это фиксируется в журнале, и женщине уже не нужно каждый раз объяснять свою ситуацию. Она просто приходит и забирает продукты.
Мы сейчас работаем по прошениям, чтобы все было официально. Эти сведения никуда не передаем, но, во-первых, нам самим нужно понимать, сколько людей обращается, сколько народа может прокормить храм. А, во-вторых, епархия запрашивает эти цифры. В настоящее время храм Всех Святых регулярно оказывает продуктовую помощь 35 семьям, где более ста человек. Это не считая разовой помощи. Некоторых людей мы направляем в другие храмы, где им оказывают помощь. Но в других храмах такой учет пока не ведется, потому что этим некому заниматься.
Кроме того, еще есть такая категория просителей, как бомжи. Мы их нигде не учитываем, потому что они приходят, когда им заблагорассудится и, кроме того, скрывают место своего пристанища, и не станут сообщать о себе правдивую информацию.
– Социальная работа вышла на новый уровень в связи с тем, что в епархии стали серьезнее к этому относиться, и требуется отчетность?
– Это – общецерковная политика в социальной сфере, она требует большей упорядоченности, чем раньше. Социальных работников Нижегородской епархии периодически собирают для обучения и обмена опытом, поскольку в каждой местности есть свои наработки. В Сарове ситуация относительно благополучная: это – закрытый город со стабильным населением, у людей есть работа. Кроме того, в нашем городе нет детских домов или специализированных больниц с тяжелобольными пациентами, куда обычно ходят волонтеры.
– Как ты справляешься с потоком людей?
– С этим-то я справляюсь, но у меня еще много других обязанностей. Если звонят горожане и предлагают, например, мебель, то мне нужно поехать и самой посмотреть, в каком она состоянии. Мы же не можем предложить нуждающимся рухлядь, за которую будет стыдно. Также я прикидываю, сколько понадобится грузчиков, какая машина. У нас есть один прихожанин, имеющий машину с прицепом, который постоянно помогает с погрузкой и вывозом вещей, в том числе вывозит в деревни вещи из притвора храма Всех Святых. Конечно, хотелось бы, чтобы у нас было больше помощников. Не хватает мужских рук, грузовых машин.
Последнее время помогает компания «Пассажир». Они нам дают автобусы для поездки в детские дома, по договоренности с Центром милосердия бесплатно перевозят детей-инвалидов с родителями в областные больницы и обратно. Слава Богу, что находятся такие организации, которые имеют желание помогать детским домам и детям-инвалидам, сами выходят на нас… Русский человек – сердобольный. Он с радостью откликается и помогает, если видит, что рядом кто-то страдает, легко делится с ближним. Кроме того, мы работаем уже давно, люди видят плоды работы, поэтому они больше доверяют нам.
– Что самое сложное в социальной работе?
– Нельзя унывать. Люди не должны видеть тебя грустной, подавленной или раздраженной. Это очень сложно, потому что своих личных проблем хватает. Но надо улыбаться, понимая, что люди пришли просить не от хорошей жизни. Их нельзя обидеть, каждого нужно выслушать. Некоторым, порой, необходимо выговориться, им поговорить не с кем. Конечно, устаю. Но работа мне нравится. Уже не могу без нее.
– Какие планы на будущее?
– Нам есть, куда расти. Пока мы еще серьезно не занимались направлением защиты материнства и детства – деятельностью, направленной против абортов, поддержку беременных. Когда у нас откроется вещевой склад, мы поставим стеллажи для детских вещей, будем больше внимания уделять этим женщинам. Планируем распространять просветительские буклеты в Центре женского здоровья, более тесно взаимодействовать с КБ-50. Обсуждается идея создания приюта для кризисных беременных. Вырисовывается целое отдельное направление работы. Может быть, кто-то из волонтеров, особенно медиков, захочет этим заниматься?
– Ирина, ты решаешь, кому надо оказать помощь, а кому - нет?
– Нет. Это решает Сам Господь, а я – просто проводник. Бывает, что человек напишет прошение о помощи, но на него не откликаются. А другой еще только идет со своей просьбой, а для него все уже как будто приготовлено, Господь сразу посылает просимое. На все воля Божия. Но, конечно, не надо сидеть, сложа руки, а добросовестно отрабатывать все возможности помочь человеку. При этом испытывается, есть ли на то воля Божия или нет. Но как бы я ни бегала, как бы ни старалась, этого мало. Без Божией помощи не обойтись. И кому действительно надо, того Он не оставляет.
Когда я только начинала работать, не понимала этого механизма. Например, билась, чтобы собрать подарки на Рождество детям из Потьминского детского дома, и все напрасно, никто меня не замечал. А когда успокаивалась с мыслью: «Все. Я ничего не могу сделать», тут же звонили люди и предлагали помощь.
Людям кажется, что им самим захотелось кому-то помочь. А на самом деле, это Господь вложил им такую мысль. Иначе все происходящие совпадения и стечения обстоятельств никак не объяснишь. Главное, не приписывать себе какие-то достижения и успехи. Это не мое. Это не я. Это – Господь. Он любит всех нас: верующих и неверующих.
7 февраля Ирина Владимировна отметит свой 50-летний юбилей. Поздравляем ее с этой датой и желаем доброго здоровья на многая лета!
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна