13 января 2014 года
Комментарий члена жюри секции № 14 «Духовные страницы русской истории» д.ф.м.н., преподавателя Воскресной школы при храме Всех Святых Игоря Михайловича Куцыка:
– Участники нашей секции – 7 школьников-семиклассников. В прошлом году я также «судил» ребят, тематика работ была похожая, но по возрасту они различались между собой года на два, а это много: возможности не сопоставимы и объективно сравнивать сложно. В этот раз таких проблем не возникло.
Общее впечатление двойственное. Видно, что все настроены серьезно, волнуются, хотят показать себя, свои возможности. Но получается пока не очень хорошо. Если ученики 2-3 класса (по отзывам членов жюри других секций) читают свой текст «наизусть», то семиклассники, за редким исключением, «бубнят», уткнувшись в листки бумаги. Позади них экран, на котором мелькают слайды, которые сами по себе и «не монтируются» с голосом. И не знаешь, смотреть или слушать. Возраст переходный, голос меняется, с дикцией у многих проблемы, время ограничено – половину слов не разобрать. А в тексте слова мудреные, сразу не выговоришь, не говоря уж об ошибках в ударении.
Рецепт изготовления презентации прост: набранный из Интернета или взятый из оказавшейся под рукой книги материал свалили «в кучу» – вот и текст доклада готов. Нашли картинки «в тему», добавили к тексту – вот и презентация. Даже в лучших из работ вызывает вопросы выбор темы исследования и его реализация, на ум приходит поговорка «Лучше меньше, да лучше».
Есть ли польза от такой работы? Наверное, какая-то есть. Как первый опыт – это допустимо. Во всех работах видна помогающая и направляющая рука взрослого – учителя или родителя. И на взрослых ложится большая ответственность: они должны донести до детей, что текст устного выступления не может совпадать с письменным докладом, это разные жанры. Чужие умные слова в устах ребенка звучат фальшиво, и дополнительные вопросы показывают, что дети не понимают терминологии, которой оперируют. Что важно в детской исследовательской работе – внешнее «наукообразие» или приобретение навыка самостоятельного мышления, строгости, критичности? Очевидно – второе. Пусть они откроют то, что уже давно открыто до них, какие-то элементарные вещи, но это будет их личное достижение. Пусть хотя бы заглянут в словарь для объяснения непонятного слова, узнают, что такое исторический источник и чем он отличается от информации из Интернета. Узнают, что тема работы – это не просто заголовок, а проблема, которая тебе интересна и которую надо решить в первую очередь для себя, а затем попытаться донести до других, суметь доказать свою правоту.
В лучших работах ребят все это в той или иной мере присутствует. В выборе лучших жюри было единодушно. Занявшая первое место в нашей секции Светлана Пителяк показала умение мыслить, ставить вопросы и находить на них ответы. Второе место – у Александра Кошелева, выступавшего энергично, «по-военному», и достаточно глубоко раскрывшего смысл подвига жизни «Праведника в адмиральских погонах св. Феодора Ушакова». Третье место – у Светланы Онанченко, покорившей нас трогательным личным отношением к прп. Сергию Радонежскому и основанной им Лавре. Девочка не только хорошо выступала, но и сыграла на флейте любимые мелодии Чайковского, ассоциирующиеся у нее с выбранной темой, и представила свои рисунки.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна