Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Что происходит в благочинии

25 декабря 2013 года

 

В Саровском благочинии 14 приходских храмов (из них в Сарове – 4) и 18 приходских священников. Предлагаем вашему вниманию интервью с благочинным Саровского округа, настоятелем приходов храма Всех Святых и храма вмч. Пантелеимона протоиереем Александром Долбуновым, который исполняет эти обязанности с 1 апреля 2013 года.

Справка. Минувший год был богат важными событиями. В нашем городе были освящены два храма: св. прав. Иова Многострадального и свт. Николая Чудотворца в Саровском монастыре. Широко отмечалось 110-летие прославления прп. Серафима Саровского, мощи Преподобного пребывали в Сарове три дня. В течение года прошло много мероприятий, посвященных этой дате, в них участвовали жители города. Запомнились выставка о Соловецком монастыре и две выставки русских икон: старинных и современных. Приход храма Всех Святых и воскресная школа отметили двадцатилетие. Саровская православная гимназия прошла государственную аккредитацию, начал работать Клуб любителей православной книги, состоялся Первый межрегиональный турнир по армейскому рукопашному бою «Православный воин». Всего не перечислить...

– Отец Александр, расскажите об итогах этого года: что удалось сделать, а что – нет. Что запомнилось больше всего?

– Все добрые начинания, которые были до моего назначения, продолжаются. Большая работа идет по социальному служению, хорошо развивается волонтерское движение. Думаю, что это будет основным направлением работы на приходах Сарова.

По благословению владыки, в храмах стали более часто проводиться богослужения. Поставлена задача, чтобы в каждом храме благочиния ежедневно совершалась литургия. Ближе к концу года установился новый ритм богослужений. В трех приходских храмах Сарова – во имя Всех Святых, вмч. Пантелеимона и св. Иова Многострадального – совершаются по шесть литургий в неделю. Люди могут помолиться, подать записки, ведь дни рождения и семейные памятные даты выпадают на любой обычный день. Больше богослужений стало совершаться и в благочинии. В таких крупных селах как Суворово, Елизарьево, Глухово – по 3-4 литургии в неделю. Ничто не заменит молитву, никакой другой вид деятельности. Это – общение с Богом, призвание благодати Святого Духа на наши добрые дела. Значимым событием уходящего года я считаю подготовку и освящение приходского храма прпмц. великой княгини Елисаветы Феодоровны в с. Дивеево. Наконец-то он заработал в полную силу.

Большие подвижки идут по проекту Научно-духовного центра при Саровском монастыре. Это показала последняя встреча с участием владыки, где обсуждали тему семьи и святости материнства. Думаю, что тут найдется дело и для наших приходов, возможно, с привлечением волонтеров. Социальные службы выявили в Сарове около 500 неблагополучных семей. С ними нужно работать и православным.

В этом году по благословению владыки в Дивеево и Саров привозили святыни с мощами блж. Матроны Московской. В Дивеево к иконе святой приезжало много паломников из Арзамаса, Ардатова, Сарова и окрестных сел. Хотя рядом находятся мощи батюшки Серафима, преподобных и блаженных Жен Дивеевских, люди хотят обращаться к разным святым. Это – добрый поиск, не надо осуждать их за это. 

А в Саров привозили ковчег с мощами матушки Матронушки, и это происходило впервые. Приятно, что у святыни побывало свыше десяти тысяч горожан. Судя по запискам, в которых люди писали свои просьбы, Саров – далеко не такой благополучный город, каким кажется на первый взгляд. Люди могут быть материально обеспечены, но, например, муж пьет или сын – наркоман. Люди страдают от семейных проблем, внутреннего недовольства и, даже, от нужды. Они не просили матушку Матронушку помочь им спастись или указать путь истинного богопознания. Просили помочь в решении бытовых проблем, в устройстве личной жизни или карьеры. Однако даже такие просьбы говорят о том, что человек верит – раз он искренне обращается к невидимому святому, пытается установить с ним связь. И кто-то получал просимое. Такие моменты помогают людям задуматься не только о внешнем, но и о внутреннем, помогают возрасти в вере.

Думаю, что необходимо продолжать привозить святыни. Хотя и в саровских храмах есть много святынь, о них надо обязательно больше рассказывать в СМИ. В наших храмах есть иконы с частицами мощей: вмч. Пантелеимона, свв. князей Петра и Февронии (покровителей православной семьи), праведного воина Феодора Ушакова, прпмцц. Елисаветы и инокини Варвары, свт. Луки Крымского и других святых. Может быть, стоит в определенные дни выставлять эти иконы для поклонения и совершать перед ними молебны с чтением акафиста. Тогда люди будут приходить, чтобы усиленно помолиться этим святым, прося подкрепления своих духовных и телесных сил.

– В этом году возникли новые должности на приходах. Для чего это нужно?

На больших приходах теперь должны быть помощники настоятелей по социальной,  миссионерской, религиозно-образовательной и молодежной работе. Не везде они есть, но мы продолжим эту работу в следующем году. Этих мирян обучают на семинарах в Нижнем Новгороде. Результаты этой работы обязательно будут. Например, при приходском храме в Дивеево работают  катехизаторские курсы, рассчитанные на полгода, где азы православной веры изучают около двадцати человек. Такое просвещение способно противодействовать брожению умов, когда люди смешивают православие с чем-то еще.  

Согласно решению Архиерейского собора, катехизация как оглашение должна обязательно проводиться перед таинствами Крещения и Венчания. В сельских храмах трудно отследить выполнение этих требований, надеюсь на сознательность настоятелей, тем более, что там нет такого наплыва народа, как в городе, и можно уделить достаточно времени каждому. Если подготовить восприемников к таинству Крещения, то они будут вспоминать о необходимости молитвы за крестника, об ответственности за его духовное состояние, которая берется на всю жизнь. Войти в Церковь – это не то же самое, что войти в магазин. Кого-то это отпугивает и, услышав о необходимости подготовки, люди разворачиваются и идут в другой храм. Это – беда тех, кто отказывается от безвозмездно протянутой руки помощи.

Идет работа над качеством подготовки, пускай мы при этом потеряем в количестве, и те люди, которые относятся к крещению формально, уйдут. То же самое относится и к таинству Венчания. При подготовке к нему мы пытаемся донести до людей, какой это серьезный шаг. Без труда невозможно построить крепкую семью. А увидеть внутреннюю красоту близкого человека нельзя без любви – не той, страстной, которая повсюду пропагандируется, а той, которая долготерпит, милосердствует, прощает. Современной молодежи это сложно понять, но задача Церкви – разъяснять, показывать истину. Тогда на нас не будет вины, что мы не предупредили. Думаю, что каждое доброе слово, сказанное при катехизации, остается в душе человека.

– Хватает ли духовенства для столь частых богослужений?

– Не хватает. Для того, чтобы выполнить распоряжение владыки о ежедневных богослужениях в приходских храмах Сарова, приходится привлекать священников из Дивеевского района.

– Скажите о последних назначениях.

– Перемещения священников часто воспринимаются болезненно. Не нам это обсуждать. Так происходит по воле Божией через распоряжения правящего архиерея, который радеет о том, чтобы службы совершались чаще, и священники неленостно несли свое послушание. В начале года я был назначен настоятелем храма прпмц. Елисаветы в Дивееве, а затем настоятелем двух приходов в Сарове. Во многих сельских храмах появились новые настоятели: в Покровском храме с. Большое Череватово – иерей Даниил Гатин; в Покровском храме с. Кременки – иерей Сергий Марченко; в Никольском храме с. Елизарьево – иерей Кирилл Бакутов, он же назначен настоятелем храма Вознесения Господня в с. Ореховец. В саровский храм св. Иова Многострадального недавно был назначен штатным клириком протоиерей Михаил Мельничук.

Жителям Сарова повезло со священниками, это – грамотные и добросовестные пастыри, все достойно трудятся. О. Владимир Кузнецов ведет большую работу, окормляя военных, силовиков, медиков, спортсменов, коллектив Саровской православной гимназии; в ведении о. Александра Брюховца – взаимодействие с системой образования, а о. Сергий Скузоваткин – помощник благочинного по г. Сарову.

– Доводилось слышать мнение, что социальная работа Церкви порой подменяет государственную социальную помощь. Где та грань, которая отделяет обязанности государства от церковного попечения о нуждающихся?

Не думаю, что должна существовать какая-то грань, но совместная работа. Главное – оказать человеку помощь и милосердие. У Церкви нет таких больших финансовых возможностей, как у государства. Но и мы можем поддержать нуждающегося материально и духовно. Даже если человек не просит, но ты, христианин, увидел, что он действительно нуждается, то должен помочь. Конечно, речь не идет о людях, настроенных потребительски, которые сами ничего не делают, но считают, что им все должны.

Мне видится очень перспективной деятельность на приходе волонтеров, которые помогают детям, инвалидам. Горожане уже привыкли к ним и охотно откликаются на проводимые акции. Поздравить больного человека с праздником, помочь нуждающемуся добрым словом и живым участием – это сфера социального служения Церкви.

– Каковы особенности нашего благочиния?

– В Сарове много интеллигенции. Значительная часть горожан ставит материальное выше духовного. И священникам надо постоянно говорить о том, что дух – над плотью, а не наоборот. Это тяжело воспринимают. Но работа идет, и ситуация будет меняться.

А в Дивеевском районе около 40 % приезжих. Они перебрались сюда за последние 20 лет со своими скорбями и нуждами. Одни устремились поближе к мощам батюшки Серафима, другие – в ожидании конца света, услышав предание, что спастись можно будет только в Дивееве. Некоторые распродали имущество, приехали в Дивеево, живут в лачугах и скорбят, что конец света все не наступает. А мы радуемся, что Господь долготерпит и дает нам возможность исправить свою жизнь.

В районе очень много лжепастырей, лжемонашествующих и лжецелителей, улавливающих духовно безграмотных людей. И мне – как благочинному – приходится этим заниматься. Пытался выяснить личность так называемого иеромонаха (или игумена) Серафима, который поселился возле источника батюшки Серафима в пос. Цыгановка рядом с Дивеевским скитом. В Московскую Патриархию пришло письмо от обманутой им женщины, которую он в Успенский пост обвенчал в четвертый или пятый раз (это, конечно же, является нарушением церковных канонов). Человек, не являющийся клириком Саровского благочиния, не имеет права самочинно совершать здесь литургию или таинства. Мне поручили разобраться с этим самозванцем, но я пока не смог его найти.

Группа людей, которые носят иконы святых царственных страстотерпцев, также не имеют на то благословения священноначалия. Они прикрываются благословениями, якобы полученными где-то.

В Кременках женщина, называющая себя схимонахиней Александрой, утверждала, что получает Святые Дары от пензенского архиерея, которого и в помине нет. Она этими частицами причащала паломников у себя дома. При нашей встрече обещала больше этим не заниматься и отдала мне пузырек с «причастием». Когда загорается, тушить тяжело. А ведь к ней уже едет народ. У нас разве нет храмов, где можно причащаться? И почему у людей не возникает вопроса, как такое может быть, что женщина держит дома Тело и Кровь Христовы и причащает ими? Причина этого – невежество и неверие в благодать, которая подается через священников в Русской Православной Церкви. Некоторые учат, что благодать ушла еще после старообрядческого раскола в Церкви. А ведь сам Господь обещал, что созиждет Церковь, и врата ада не одолеют ее до конца дней, т. е. благодать будет в Церкви до конца ее существования... Такие вот особенности Дивеевского района.

Как продвигается подготовка к строительству храма святых Царственных страстотерпцев в Сарове?

– Как Государя называют многострадальным, так и этот храм оказывается многострадальным. Его проект поменяли уже в третий раз, поэтому в этом году мы и не начали строительство, как планировалось. Но я надеюсь, что с Божией помощью весной мы приступим к этому. Продолжаем собирать средства. На начало строительства их должно хватить. Строительство храма отложилось, потому что жители Сарова оказались не готовы взять на себя эти расходы, хотя они и были его инициаторами еще в 2006 году. Хорошо бы построить храм к столетию расстрела Царской семьи, к 2018 году. Конечно, можно это сделать и раньше, тут все зависит от усердия саровчан.

– Сейчас жизнь стремительно меняется, предъявляя православным новые вызовы. На что следует обратить особое внимание?

– На свое поведение, чтобы не давать повода ищущим его – тем людям, которые хотят опорочить Церковь. Есть много провокационных выпадов, которые от нас не зависят, например, поджоги храмов в Казани. Нам следует быть более бдительными и активно защищать свои храмы. Если у нас нет денег на установку сигнализции, а в храм залезут воры и все разорят, ущерб будет еще больше. Нужно изыскивать возможности, чтобы храм охранял хотя бы сторож. Недавно правоохранительные органы Дивеевского района предложили оснастить все храмы района шумовой сигнализацией. И это уже делается.  

Что касается нападок на Церковь в соцсетях и в Интернете в целом, то я думаю, что в полемику следует вступать только в том случае, если ты образован. Но, чтобы не получилось так, что из-за тебя еще больше будут хулить Церковь и имя Христово. Православных упрекают в том, что мы активно не ведем блоги. Не знаю, как правильно это делать в пространстве, где добро и зло перемешаны, и идет игра на чужом поле. Наверное, разумнее выступать в газетах, по радио и ТВ, где нет такой оголтелой ругани, как в Сети, где невольно засоришь свой разум вредной для души информацией. 

– Многих прихожан волнует тема новых электронных паспортов, которые введут с 2015 года...

– Я уже говорил о людях, которые ждут конца света. Надо ждать своего конца, когда тебя Господь призовет к ответу. Как можно отказываться от документов, если тебе нужно есть, пить, поднимать детей и давать им образование? Если ты считаешь, что уже способен мученически пострадать, то страдай. Но не будет ли это страдание с осуждением властей, священноначалия и всех прочих? Если ты без документов уйдешь в лес, то спасешь себя? Скорее наоборот, погубишь. Это не значит, что надо просить присвоить какие-то номера и чипы, нет. Не хочешь, не бери. Но если тебе уже присвоили без твоего согласия какой-то номер, что от этого для тебя изменилось? Разве нельзя молиться Богу, ходить в храм, каяться в грехах и причащаться? Можно. Ты же этого не хотел, ты в этот момент не отрекался от Бога. Мы грехами отрекаемся от Бога. А электронные документы – это не личное преступление человека, а политика государства. Да, она нам не нравится, мы понимаем, что это еще один маленький шаг в деле глобализации, ведущей к власти мирового правительства и к построению царства антихриста.

Но когда люди не берут медицинский полис, фактически отказываясь от медицинской помощи, умирают, и из них делают святых новомучеников, это – ложные верования сегодняшнего дня.

Да, мы верим в то, что наступит конец земной истории и Страшный суд. Но мы можем его оттянуть не тем, что не берем паспорта и баламутим других, а тем, что мы меньше грешим, и больше Бога славим. Когда меня люди спрашивают на исповеди, можно ли брать новые паспорта, я говорю: «Делай, как хочешь. Это тебя не спасет и не погубит, если ты будешь молиться, каяться, творить дела милосердия. А если ты не возьмешь паспорт, но будешь продолжать грешить злом и ненавистью, то ты сразу погубишь себя и тех, кто рядом с тобою». 

– Что бы вы хотели пожелать нашим читателям в преддверии праздника Рождества Христова?

– Дорогие братья и сестры! Один из самых светлых праздников – рождение во плоти Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, который пришел в мир, чтобы спасти род человеческий. Прославляя это великое событие, мы должны помнить, что Христос показал нам пример смирения, простоты и истинного служения. И каждый человек должен стремиться быть смирен, кроток и нести свое служение на том месте, где Господь его призвал. Не надо унывать и скорбеть о том, что происходит. Лучше молиться и просить у Господа помощи и заступления. Бог знает, когда придет конец света, и кто спасется, и кто – погибнет. Не хотелось бы нам оказаться по левую сторону Его праведного суда, ведь Он пришел для того, чтобы всех спасти. 

Всех жителей Сарова поздравляю со спасительным праздником Рождества Христова и наступающим Новолетием благости Божией. Желаю помощи Божией во всех благих трудах и начинаниях. И чтобы наша духовная жизнь была для нас не на последнем месте, а хотя бы на одном уровне с материальной. Чтобы мы понимали, как она важна, ведь от нее зависит наше внутреннее спокойствие. И чтобы Господь нас наградил дарами смирения и кротости.

 

 

 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

М. Курякина, фото А. Виноградовой

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.