Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Налаживание отношений с Богом

6 декабря 2013 года

На вопросы прихожан отвечает старший священник прихода храма Всех Святых иерей Сергий Скузоваткин.

– Я – студентка, начала ходить в церковь. Замечаю, что прихожане общаются по интересам: бабушки с бабушками, мужчины между собой, семьи с детьми – друг с другом. А я – сама по себе, и никому до меня нет дела. Как быть?

– Не надо смущаться тем, что с тобой не дружат старики. Вполне естественно, что общаются люди со схожим жизненным опытом. Разве у нас нет молодежи в храме? Есть волонтеры, катехизаторские курсы. Кроме того, молодые быстро взрослеют. Сегодня вы студентка, а завтра – уже мамочка, у которой совсем другие интересы. Надо самой искать друзей.

– Скажите, куда девается радость? Когда я начинал входить в церковную жизнь, радость била через край: Бог есть, Он меня любит, молитвы исполняются, столько хороших людей вокруг! А сейчас… «Дние лет наших, в нихже седмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь…»

– Эта фраза как раз говорит о том, что человеческая жизнь не может состоять из одной радости, что ей присущи труды и болезни. И каждая наша слеза не останется незамеченной Богом... В догматическом богословии есть понятие благодати предваряющей. Она дается Богом не по нашим трудам, а просто так, чтобы поддержать человека. Отсюда происходит радость у новоначального. Но это не означает, что он всю жизнь будет пользоваться этим авансом. Его надо как-то пополнять. Наиболее ценна та радость, которая бывает после испытания. И, может быть, это как раз начало испытания.

Потому что благодать предваряющая действует двояко. Она вызывает духовную тугу, непонятно откуда берущуюся внутреннюю скорбь и неудовлетворенность жизнью. Это побуждает человека к деятельной жизни. Так бывает абсолютно у всех. И у нас, священников, после рукоположения. Кажется, вроде тот же самый человек, но откуда-то берутся неведомые силы и кажется, что так будет всегда. Ан нет.

Поэтому человек должен научиться быть хозяином своего положения. Почему, как сказал Преподобный, мало спасающихся? Потому что мало решимости. Эту решимость и нужно сделать неутомимой, чтобы постоянно искать Бога, который отходил даже от святых. Мы вкусили и увидели, в чем сладость, и теперь нам нужно трудиться. Мы, может быть, снова увидим ее уже за гробом. Но если бы благодать всегда была с нами, у нас бы не было роста сознательности. Аналогично, когда у человека есть здоровье, он его не бережет, а когда оно оставляет его, начинает сознательно заботиться о здоровье.

– Я чувствую раздвоение личности: в храме, на приходе – одна жизнь, вне храма – другая. Это – нормально?

– Христианин должен стремиться уравновесить эти две части своей жизни как сообщающиеся сосуды. При этом более светлая и идеальная часть потеряет. Но важно привнести духовные начала в ту, настоящую часть жизни, когда мы общаемся людьми, с родственниками, когда что-то делаем, и у нас, может быть, не получается. Православие должно войти в нас и действовать, а иначе религиозная жизнь не принесет нам пользы. Надо стремиться к единству внутри себя. Лучше не быть таким идеальным в общественно-церковной жизни, но более поступать по-христиански на работе и в семье.

– Может ли православный человек работать в банке, ведь там дают деньги под проценты?

– Конечно, может. Если продолжить такие рассуждения, то православному человеку вообще не найдется места в обществе. Церковь не запрещает финансовую систему как таковую. Она осуждает личное обогащение путем ростовщичества, а этот человек – обыкновенный служащий, оператор или кассир…

Желание все бросить и идти за Христом – это часто самый первый уровень воцерковления человека, в жизнь которого ворвалась вера. Благодать показывает ему идеал, к которому нужно стремиться. А потом человек ищет возможность продолжать жизнь. Это сложнее. Священники призывают людей нести свою веру в ту область, где они трудятся и пользуются авторитетом. Это полезнее для самого человека и для его окружения. Там он будет более духовно востребован, чем уйдя в пустыню. Я думаю, что в банке можно заниматься благотворительностью, подводить других к этому.

Конечно, есть работы, противоречащие идеалу христианства. Тогда нужно искать альтернативу. Но не будет ли хуже, если вы возьмете подвиг не по силам, разочаруетесь и опустите руки? Святые отцы считают добродетелью смиренно относиться к своим силам. Ты увиделчто-то не так. Оглядись, подумай. Как ты принесешь больше пользы, если уйдешь или если останешься? В чем состоит твоя личная неправда? Каждый должен стараться жить по совести, следить за собой.

– В обычной жизни все бывает постепенно. В первом классе никто не требует от нас знания высшей математики, а после первых тренировок в спортивной секции – мировых рекордов. Недавно начал ходить в церковь, и там слышу, что я должен… допустим, поститься. Я не против, но неужели достаточно одного желания? Как к этому прийти? Как организовать, чтобы не сорваться? Ведь когда человек делает сверхусилия, его, обычно, хватает ненадолго. Можно ли выделить какие-то этапы в освоении поста и молитвы?

– Конечно, постепенность – правильный путь. Однако, на это мало кого хватает как в обычной жизни, так и в духовной. Именно на пути проб и ошибок бывают падения, которые помогают нам со временем уменьшить свою амплитуду между взлетами и провалами. Нормально, когда человек, придя в храм, начинает читать Псалтырь, ничего в ней не понимая. Ему всего хочется, он пьет это как жаждущий – воду. Ему сначала легко поститься, а со временем становится трудно, потому что требует сознательного усилия. Так человек приходит ко всецелому постижению подвига. Какая-то часть личности начинает протестовать против трудностей, и это – естественный процесс.

При посте бывают следующие виды падения, которые обращаются на пользу человеку. Если он попытается поститься как написано в календарях, по монастырскому уставу, то сразу увидит свое несовершенство в телесном отношении и, особенно, в плане смотрения за другими. Увидит гордость и то, что он не такой уж и добрый. Это все равно как если бы мы захотели испытать любящего нас человека, перестав его кормить. Тогда бы мы услышали, как он станет нас ругать. В пост посмотрим на себя со стороны.

При молитве обычно трудно удержать внимание и теряется смысл слов. Для начинающего главное – удерживать внимание на молитве и ее регулярность. Это должно свое дело сделать. Чаще всего молитва человека идет от какой-то конкретной нужды. Уж потом, когда он становится опытным и навыкнет обращаться к Богу (не так уж легко обращаться к невидимому Богу), он уже постоянно ведет диалог с Господом. Молится и тогда, когда ни о чем не просит. И приходит время, когда человек может дерзновенно обратиться к Богу. Подвижническая жизнь – это налаживание отношений с Богом.

Если вы рассчитываете получить четкую инструкцию, то в Церкви таких инструкций не бывает. И даже в книжках можно только найти подтверждение тому, что ты опытно познал, либо узнать о подстерегающих опасностях, но все равно у каждого это будет происходить по-своему. Так устроен человек – неповторимый образ Божий. Хорошо найти наставника и даже друга, который начальную стадию уже прошел. А ошибки быть должны, это нормально. Через них человек приходит к правильному духовному устроению.

– Является ли грехом нарушение правил дорожного движения? А если это произошло по невнимательности? Относится ли это к пешеходам? Должен ли чем-то отличаться  православный водитель, или вера тут – ни при чем?

– Безусловно нарушение ПДД является грехом. Правила (как и законы) придуманы для того, чтобы дисциплинировать участников дорожного движения, и они не навредили друг другу. Неисполнение правил влечет за собой опасность, иногда мы из своей машины даже не видим, какую. Так что в этом надо каяться, как и в других грехах, совершенных вольно или невольно. Сказанное относится и к пешеходам, т. к. небрежение к своей жизни – тоже грех даже перед своими близкими, которые тебя ждут дома. Сейчас много аварий происходит из-за пешеходов, многие из них не знают ПДД и не задумываются об этом.

Православный водитель должен хорошо представлять реальность. То, что его путь может оказаться последним; что его жизнь в руках Бога. Он молится не только из-за страха смерти, но, чтобы не умереть без покаяния и нечаянно не стать причиной чьей-то смерти, увечий и другого вреда.

Все духовные качества, которые есть у человека, идущего со скоростью 5 км/ч, когда он садится за руль, возрастают пропорционально скорости. Если ты в машине сердишься, осуждаешь или обижаешься на кого-то, то неотвратимое наказание быстро не заставит себя ждать. Если водитель будет немного внимателен к себе, то исполнение духовного закона «в чем осудишь другого, в том и сам попадешься» он увидит скорее в машине, чем в другом месте. Поэтому за рулем особенно нужно чувствовать в себе христианское расположение духа: незлобивость, уравновешенность, неосуждение.

                                              

 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Подготовила М. Курякина

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.