16 ноября 2013 года
13 ноября митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий встретился со студентами СарФТИ НИЯУ МИФИ, во время которой он ответил на вопросы.
Почему прп. Серафим – духовный покровитель атомной отрасли?
– Святейший Патриарх Алексий II дал благословение представителям атомной отрасли, которые обратились к нему с такой просьбой. Так исторически сложилось. А почему покровительницей ракетных войск считают вмч. Варвару? Потому что указ о создании первой артиллерии был подписан в день ее памяти. По той же причине покровительницей российского студенчества стала св. мц. Татиана, в день памяти которой был создан Московский университет. Такие традиции. Вот и в Сарове жил великий святой – прп. Серафим, был знаменитый монастырь, а потом возник крупный научный центр, который по праву называют щитом России.
Взаимосвязь науки и религии
– Тему «Наука и религия» сегодня во многом поднимают оттого, что в XX веке атеисты и богоборцы пытались их противопоставить друг другу. Эта тема не новая. Это – бумеранг явления, запущенного католической инквизицией, когда преследовали ученых-естествоиспытателей. Ошибка состояла в том, что католики пытались все явления природы объяснить при помощи Библии, применяя для подавления инакомыслия государственный репрессивный аппарат. Восточная Православная Церковь этим никогда не занималась, предпочитая мистическое и таинственное, а Западная – пошла по пути рационализма, что привело к развитию позитивизма и, затем, атеизма. Религиозные положения стали подвергать сомнению. И в XX веке возникла уже обратная тенденция, другая крайняя точка зрения – что наука может объяснить все, а иначе этого не может быть. Конечно же, нужно изучать устройство нашего мира, но есть огромный пласт явлений, которые невозможно описать научным языком. Как с точки зрения науки объяснить, в чем смысл жизни, что такое совесть, любовь? Сегодня среди великих российских ученых мы встречаем как верующих, так и атеистов. Значит, одни знания не являются критерием истины.
Пусть студенты задумаются над этим, ищут материалы, пишут рефераты. Очень важно научиться формулировать вопросы. Грамотно и глубоко поставленный вопрос содержит в себе половину ответа. Часто бывает так, что мы сформулировали вопрос и тут же отвечаем на него – очень серенько и поверхностно. Неужели у нас нет потребности в глубине? Вот вы, живущие здесь, задайтесь вопросом: «Кто такой прп. Серафим? Что он сделал?» Его знают во всем мире. Когда я бываю в Иерусалиме, там меня называют «Дивеевский владыка». Люди не слышали про Нижний Новгород, но знают Дивеево и Саров.
Один из возможных ответов: прп. Серафим постиг самую глубину смысла жизни человека на земле. Все мы хотим быть счастливыми и успешными. Что вам говорят взрослые? Учись, получай знания и стань профессионалом. Тогда у тебя будут деньги и все остальное. Но почти нигде – кроме семьи – не говорится о духовных ценностях: целомудрии, чести, честности, смирении, долготерпении, милосердии. А в программе духовной семинарии есть учение о человеке, о грехе. Думаю, что правильно сделать центром изучения не окружающий мир, а человека, ведь он – венец творения. Он должен органично вписываться в этот мир, который создан для него.
О безопасности
– Меня беспокоит, что люди с мировым именем не совершенно не чувствуют роль духовной жизни и православия в истории России.
В 1991 году наша огромная страна рухнула, хотя после Второй мировой войны были созданы беспрецедентная армия и вооружения. Оказалось, что мы – колосс на глиняных ногах. Советская идеология была жестким каркасом, который не давал дышать. Но после одного пинка (Беловежское соглашение) все разрушилось. Накопленные вооружения предназначались для защиты от внешнего врага, а против внутреннего врага они бесполезны. Значит, духовной безопасности не было, это называется – Смутное время.
Нечто похожее происходило 400 лет назад. Нам надо очень хорошо знать историю того времени. Мы слышали о победах и о героях Нижегородского ополчения, но что этому предшествовало? Об этом как-то стыдно и неудобно говорить. Об убийстве наследника престола царевича Димитрия; о том, что знать коррумпировалась и продалась, что элите было безразлично благополучие народа и Отечества. Свт. Ермогена замучили голодом в подвале Чудова монастыря не поляки, а свои же. Тогда люди настолько потеряли человеческий облик, что человек был больше рад встрече в лесу со зверем, чем с человеком. Это – мы с вами.
Христианство нас воспитало как нацию и государство, без этого станового хребта мы погибаем. Когда мы 4 ноября отмечаем День Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, большинству и дела нет, что там было 400 лет назад. А Святейший Патриарх Кирилл говорит, что это для нас – двойной День Победы. Потому что мы победили внешнего врага как в 1945 году, и еще – внутреннего врага. Мы объединились вокруг Христа и Родины. Наша земля – это святыня.
Церковь занимала ведущее положение во всех событиях истории. Посмотрите, как 400 лет назад монахи Троице-Сергиевой Лавры держали осаду 16 месяцев и вдохновляли людей. Как в 1941 году будущий патриарх Сергий (Страгородский), наш земляк – арзамасец, в самый первый день войны обратился с воззванием к народу, в котором назвал войну отечественной. Он вспомнил Димитрия Донского и Даниила Московского, Суворова, Кутузова и призвал народ на защиту Отечества. И его не остановило то, что этому времени большевики уничтожили практически всю Церковь: духовенство было расстреляно или находилось в тюрьмах, только три епископа были живы и на свободе.
Когда нет духовной безопасности, люди безразличны к судьбе Отечества. Порой мы чувствуем, как накалено общество, людям хочется революционных преобразований. Хочется все взорвать в надежде, что потом все будет хорошо. Но ведь мы уже это проходили и знаем, чем это кончилось.
Особенно мы переживаем за вас, молодых. Вы сегодня более уязвимы, чем мы 30 лет назад, потому что на вас сваливается такой информационный поток, что не отделить шелухи от зерен. У многих людей нет мира в душе. Запомните, вы никогда не будете счастливы в общественной и личной жизни, если у вас не будет духовной безопасности – мира в душе. Где мир, там и Бог. А где нет мира, там бездна разрушения. Поэтому прп. Серафим и говорит: «Стяжи дух мирен, и тысячи душ спасутся возле тебя». Когда ты мирен в душе, ты – непобедим. Ты более трезво ощущаешь реальность и принимаешь верные решения в общественной и личной жизни.
Безопасность также можно сформулировать как исполнение Божиих заповедей. Они как правила дорожного движения по жизни. А если мы нарушаем эти правила жизни или не знаем их? Незнание законов не освобождает от ответственности. Вот вам безопасность: личная, общественная и государственная.
Когда мы говорим о духовности, люди часто настороженно воспринимают человека в рясе. Думают, что он хочет их обмануть, куда-то позвать. И вы вправе сомневаться. Чтобы не было недоверия, нам надо общаться, обсуждать вопросы. Русская Православная Церковь никогда не занималась пропагандой христианства, но проповедью. Мы не рекламируем Христа, но свидетельствуем о Нем. Никому ничего не навязываем и не затягиваем в сети. Каждый волен выбирать сам. По учению Церкви, человек – свободен в своем волеизъявлении, и это имеет прямое отношение к образу Божию в человеке. Бог есть абсолютная любовь, несовместимая с каким-либо насилием, поэтому Он и предоставил человеку возможность свободного выбора. С такой системой координат мы переходим в жизнь вечную. Об этом и призвано сказать духовенство, а вы – решайте сами. Я за вас отвечать не буду, вы будете с Богом один на один. Совесть – это голос Божий в сердце человека.
Что же делать? Я для себя понял, что не надо никого спасать. Батюшка Серафим говорил: спасайся сам, тогда возле тебя спасутся другие. Нам часто хочется преобразить других людей, самим не меняясь к лучшему. Чтобы все вокруг были добрыми, но самому не быть добрым (чтобы не показать слабость). Это глубочайшее заблуждение, это тупик. Ты старайся себя менять к лучшему. Когда ты поймешь, как это нелегко, когда увидишь свои немощи и недостатки, то начнешь исполнять заповедь о неосуждении других. Духовное возрастание идет очень тяжело – как физический подъем в гору, а скатывание – легко и быстро. И если у человека нет понятия духовной безопасности, он даже не замечает, как катится вниз, пока не очутится на самом дне. Нужно понимать, что есть добро, а что зло, иначе мы совершаем много ошибок.
Проблемы биоэтики (клонирование, суррогатное материнство, эвтаназия)
– Это очень сложная тема, и нам нужна целая плеяда верующих, духовно зрелых людей, специалистов в биологии и медицине. Что может сказать священник, который не является профессионалом в этой области? Существует много тонкостей, ситуаций «на грани». Здесь очень важна этика самих людей, которые этим занимаются.
Вместе с тем есть такое понятие, как «базовые ценности». Наши базовые ценности основываются на Евангелии. Если бы их все знали, нам бы было проще понять друг друга. Поэтому нам требуется просвещение. Если я не знаю физики, а вы – богословия, как мы можем вести дискуссию, что-то обсуждать?
Поэтому я бы хотел затронуть проблемы этики. Что такое грех? Это – нарушение закона, данного Богом. Современная западная цивилизация идет по пути богоборчества, пытаясь называть черное белым, зло – добром. В чем это выражается? Например, в узаконивании «брака» однополых сожителей как семьи. В чем главный смысл семьи? В рождении и воспитании детей. А где брать детей однополым сожителям? Выращивать из пробирки (клонирование), отнимать у традиционных семей (ювенальная юстиция) или прибегнуть к услугам суррогатной матери. Тут же – гендерная проблема: пусть ребенок сам выбирает, кем быть: девочкой или мальчиком. На смену маме и папе пришли родитель № 1 и родитель № 2. И это не теория, это уже практикуется. Нам такая жизнь нужна? Поэтому и клонирование, и суррогатное материнство, и эвтаназия – ведут нас по пути богоборчества.
О телевидении
– Обратите внимание, кощунницы потанцевали в Храме Христа Спасителя, и об этом сообщили 90 % СМИ в мире. О добродетели не услышишь, а грех пропагандируется, навязывается и смакуется. А иначе зачем нам по всем телеканалам рассказывают о неестественном зачатии детей эстрадными звездами? Впрочем, не смотрите телевизор, и вас это не будет вас касаться. Я всегда так говорю, когда меня спрашивают: «Почему много плохого показывают по телевизору?» Задумайтесь, почему нам хочется войти в это информационное пространство? Потому что мы часто обеднены. Если человек духовно наполнен, у него нет потребности копаться в чужих грехах, в чужом грязном белье. Бедные несчастные люди.
Недавно я попал в передвижной 7 D кинотеатр. Надел очки, собрался полюбоваться подводным миром, а на меня вдруг летит акула, какое-то морское чудовище. Моя душа содрогается, мне неприятно. А если смотрит ребеночек? Он этим заражается. Взрослые дают смотреть ужасы детям, у которых душа еще не закаленная. Причем дистанция от жестокости на экране до практического воплощения – очень близкая.
Когда ты обретаешь мирность духа, так не хочется ее терять. И ты себя ограждаешь от всего ненужного и разрушительного, чтобы сохранить мирность духа. Почему же все это востребовано? Это говорит о том, что мы – духовно раздраженные и пораженные. Душу растреплешь, потом попробуй ее собрать… А ведь нам хочется быть веселыми, радостными, успешными, хочется любить и быть любимыми, создать крепкую семью. Для этого нужна мирность духа. А как ее достичь? Ищите и обрящете, стучите, и отворится.
Как отличить духовное и душевное
– Духовное ведет человека к Богу к вечности, а душевное – это взаимоотношения между людьми. И если душевное мешает идти к духовному, это плохо, потому что так не наследуешь жизнь вечную. А если они находятся в гармонии, то хорошо.
Духовное и социальное
– Есть Евангельская история о том, как Иисус Христос пришел погостить в дом сестер Марфы и Марии. Мария сидела у ног Учителя, слушая Его речи, а Марфа заботилась об угощении. И когда она обратилась к Господу, укоряя Марию, что та ей не помогает, Господь ответил: «Марфо, Марфо, печешися, и молвиши о мнозе. Едино же есть на потребу: Мария же благую часть избра, яже не отимется от нея». Как понимать эти слова? Что не надо ни о чем заботиться, а только молиться? Некоторые так и понимают и начинают вести псевдодуховную жизнь. Согласно учению о двухсоставном человеке, у человека есть душа (Мария) и тело (Марфа). Они живут в каждом из нас и, по закону Божию, тело должно подчиняться душе, хотя оно и не менее важно, чем душа. Марфа должна находиться в услужении у Марии, а не наоборот. Есть иерархичность. Но в нашем мире очень часто Марфа телесная господствует над духовным. Духовное должно определять социальное.
Если православие истинно, то как быть с другими религиями?
– Нам навязывают слово «толерантность». Я его не люблю, это плохое слово. Его переводят как терпимость или безразличие. Т. е. – будь терпимым к чужой системе ценностей и безразличен к своей собственной. У нас есть другое слово, проверенное временем, – взаимоуважение. Оно означает уважительное отношение к традиционным ценностям. И не нам с вами определять, почему на земле столько религий, это Господь определяет. Что тебе до того? Ты по Мне гряди, – говорит Господь в Евангелии.
Только в христианстве Бог является исторической личностью, жившей в конкретное время и в определенном месте. Ни в какой другой религии этого нет. Христос говорил о вечности, поэтому его многие и не приняли. Он говорил, кто не будет веровать в Него, крестившись водой и Духом, не может наследовать Царства Небесного. Некоторые философы считают, что есть разные пути к Богу, может быть, не через Христа. Но Христос ради того, чтобы мы попали в вечность, принес Себя в жертву, пострадал на Кресте, умер и воскрес в третий день. Он говорит: «Я есть путь, истина и жизнь». Те, кто сомневаются в необходимости этой жертвы, получается, отвергают Христа как Спасителя.
Возможна ли социальная справедливость при рыночной экономике
– Конечно. Все дело в том, какое твое личное отношение. Я 20 лет занимаюсь сохранением культурного наследия. И на своем жизненном пути встречал много людей, которые тратят огромные личные состояния на восстановление храмов и благодарят за то, что им предоставили такую возможность. Они получают от этого духовную радость. А другие люди не дадут ломаной копейки, потому что не чувствуют такой потребности. Это как яд, из которого можно сделать лекарство, а можно – орудие убийства. Это касается не только экономики, но и вас – будущих ученых. Как будут использоваться ваши открытия.
Во время развала страны в середине 1990-х годов было серьезное давление на ядерно-оружейный комплекс, и Саров был на острие этих претензий. Либералы говорили, что ученые – дармоеды, которые всю страну проели, поэтому мы – нищие и слабые. Тогда Святейший Патриарх Алексий II и вся Церковь поддержали Саров. Сказали, что Саров – наша святыня, «щит и ограждение», и порох надо держать сухим, в этом – безопасность страны. Казалось бы, какое дело Церкви? Но это и есть трезвомыслие...
Не бывает хорошей или плохой ядерной реакции. Проблема в том, как мы ею воспользуемся. И если Америка безо всякой нужды использовала это оружие в Хиросиме и Нагасаки, то Саров стал щитом и ограждением всего мира. А представьте, если доступ к этому оружию получит злой человек. Поэтому мало воспитывать ум, человеку еще нужна душа и совесть. Для этого и наша сегодняшняя встреча. Я хочу, чтобы мы имели дух единомыслия и соработничества. Чтобы мы общались не через Интернет или экран телевизора, а глаза в глаза, уста в уста. Это очень важно.
Какова роль Церкви в современной жизни российского общества?
– Это вам определять.
А роль монашества?
– Монахи – это воины Христовы. Их жизнь похожа на то, как живет солдат в армии. У солдата вместо своего жилья – койко-место в казарме. У монаха – обет нестяжания. Для солдата главное – приказ, для монаха – отречение своей воли. Солдат в армии, как правило, неженат, монах – дает обет безбрачия. Монах как и солдат отсекает от себя какие-то вещи, которые мешают идти в бой. Но монашество – это удел избранных; тех, кого позвал на это служение Бог. Воевать против «духов злобы поднебесной» при помощи духовного оружия: кротости, смирения, покаяния и молитвы. Таким воином высшей пробы был батюшка Серафим. Пока есть воины Христовы, будет стоять Русская земля, а не станет – бесы нас одолеют. Так что будем хранить наши монастыри как святыни. Есть внешнее оружие, защищающее нашу землю, а есть внутреннее. Они как два крыла.
Наша тысячелетняя история показала, что мы очень уязвимы, когда слабы физически и, особенно, духовно. Нас можно легко поработить. Если бы не переворот 1917 года, то нас, по оценкам специалистов того времени, сегодня должно было бы быть 700 млн, мы были бы самой великой страной в мире. Для этого у нас были все возможности. Только за время правления Николая II мы выросли на 30 млн. А теперь, за последние 25 лет, Нижегородская область вымирает. Сегодня мы заботимся об экономике и ядерном щите России, а детей не рожаем.
Святейшему Патриарху Сербскому Павлу задали вопрос, в чем главная причина проблемы в Косово, которое албанцы отняли у сербов. Он ответил, что в то время, когда албанская женщина рожала восьмерых детей, сербская – делала 8 абортов. Когда у нас говорят о множестве приезжих с Кавказа и Средней Азии, надо понимать, что вакуума не бывает. И Господь скажет: «Раз вы не хотите жить на этой земле, отдам ее другому народу». Так рухнула под собственным весом величайшая империя – Византия, от нее не осталось камня на камне…
В конце встречи студентом был задан вопрос о методологическом конфликте религии и науки. Митрополит ответил, что никакого конфликта нет, но чтобы это понять, надо хоть немного узнать, что из себя представляет религия. Он посоветовал, что можно почитать. Процитировал свт. Луку (Войно-Ясенецкого), который говорил о гармонии веры и науки.
Студенты увидели правящего архиерея, многие – впервые в жизни. Актовый зал был полон, молодежь слушала внимательно. Что же на них произвело впечатление?
– Я отметил, что владыка посещал лекции ак. Раушенбаха и хорошо знаком с научным руководителем РФЯЦ-ВНИИЭФ ак. Илькаевым.
– Меня удивил непривычный ход рассуждений.
– Я порадовалась, что ему как и мне нравятся стихи Максимилиана Волошина. Владыка Георгий их свободно цитировал наравне с Библией и высказываниями святых.
– Я неоднократно чувствовал, что не согласен с его логикой и доводами, но пока не умею возразить. Не хватает образования, даже элементарной терминологии. Наверное, митрополит прав в том, что нам нужны богословские знания.
– Владыка умеет говорить просто о сложном.
– Я его представлял совершенно по-другому. В жизни он гораздо проще, чем во время богослужений, которые я видел по ТВ. Правда, я в этом совсем не разбираюсь.
– Понравилось, как четко он разделял, в чем он является профессионалом, а в чем – нет. Митрополит не стеснялся сказать, что не разбирается, например, в науке, и высказывал об этом только духовные суждения.
– Услышал много нового и необычного, о чем стоит задуматься.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна