Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Молитва об усопших

23 октября 2013 года

2 ноября – Димитриевская родительская суббота, она бывает перед днем памяти вмч.  Димитрия Солунского. По преданию, ее установил благоверный князь Димитрий Донской для поминовения воинов, павших в битве на Куликовом поле. На вопросы отвечает иерей Александр Брюховец.

– Как православный христианин должен стараться провести родительскую субботу?

– Поучаствовать в заупокойном богослужении накануне и в сам день родительской субботы. Также можно подать поминальные записки на одну из панихид, которые в этот день совершаются в храмах; cамому помолиться на панихиде, если есть возможность.

В родительские субботы вся Церковь объединяется общим делом – сугубой молитвой об усопших. Приходят и те люди, которые редко заходят в храм и молятся на богослужении. И они участвуют в этом порыве общей веры, ведь молиться всегда легче, когда по слову Христа, «собраны двое или трое во имя Мое». Общая молитва сильнее действует на каждое сердце, пробуждая веру, и наша молитва становится внимательней и доходчивей до Бога. Не потому, что Господь изменился и как-то особенно внимает нам в эти дни, а потому что мы все вместе расположены к поминальной молитве, и наши сердца более возносятся к Богу. Одно дело – единичное поминовение, и совсем другое – вместе со всей Церковью. Поэтому в эти дни несомненна сугубая помощь для усопших, о которых мы молимся.

– Когда во время литургии возглашают имена, о которых следует помолиться, некоторые прихожане достают синодики и молятся о своих родных. Нужно ли так делать?

– Литургия совершается за всех живущих и умерших людей. В том числе – за святых, потому что вынимаются частицы в память за Божию Матерь, Иоанна Предтечу, пророков, апостолов, святителей, преподобных… Когда священник творит поминовение на литургии, проскомидии, на Великом входе («вас и всех православных христиан да помянет Господь Бог во Царствии своем»), когда возносит Агнец («Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся») – это всеобъемлющая жертва за всех людей. Если во время каждого поминовения мы будем открыто перечислять все имена, то богослужение превратится из возношения ума и сердца к Богу в одно только чтение записок. Поэтому большинство имен прочитываются тайным образом. Не надо этим смущаться. Все имена поминаются перед Божиим Престолом, но не все – читаются вслух. Бог знает тех, о ком мы молимся, у Него все живы и никто не забыт, поэтому не стоит думать, что если человека открыто не помянули, то этого недостаточно. По вере вашей да будет вам.

– Некоторые усопшие сродники были крещены, но очень далеки от Церкви. Будет ли им польза от молитвы?

– С одной стороны, Церковь молится за крещеных и некрещеных (т. н. оглашенных). Но их поминают только на литургии оглашенных. А на литургии верных поминают людей, действительно верных Церкви и Богу, которые живут церковной жизнью. Это касается не только живых, но, конечно, и усопших.

Существуют два разных мнения. Одни духовные авторитеты считают, что если человек крещен, то за него можно вынимать частицу на проскомидии независимо от его жизни и отношения к вере. Ее в конце литургии священник опускает в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов поминаемого.

А другие придерживаются благочестивого мнения, что частицы следует вынимать только за тех, кто был в церковной ограде, исповедовался и причащался, был верен Христу всей своей жизнью. Потому что молитва за человека действенна тогда, когда и он молился. А если он не хотел приносить покаяние и соединяться с Христом в таинстве причащения, а мы, опуская за него частицу в Кровь Христову как бы говорим: «А Ты, Господи, все равно отмой его грехи», в этом есть некое противоречие. Пока Церковь не высказала единый взгляд по этому вопросу, каждый христианин волен поступать так, как ему подсказывает совесть. Лично я поминаю без вынимания частицы тех родственников, которые не жили церковной жизнью, и о покаянии которых я ничего не знаю. За таких людей лучше подавать «простые» записки, а не «заказные».

Если человек с верой молится о живых и усопших, то Бог его непременно слышит. Если причащается Святых Таин, то через него евхаристическая молитва действует особенным образом и на тех, о ком он молится, призывая их к покаянию. И есть надежда, что они либо придут в Церковь и начнут свой путь к Богу, либо получат отпущение грехов уже за гробом, и мы их вымолим…

– То есть, вымолить – это, прежде всего, означает самому жить благочестиво?

– Мы веруем, что окончательная участь человека будет решена на Страшном суде, когда будет второе пришествие Христово. А до этого человек имеет ту участь, которая ему определена на частном суде на сороковой день после смерти: либо в предвкушении райского блаженства, либо в предвкушении вечных мук. И эта участь по молитвам Церкви может измениться.

Церковь – это единый организм, Тело Христово. Апостол Павел говорил, что если страдает один член, то болит и все Тело. Так и здесь. Церковная община имеет духовную связь со всеми своими членами. Если в нас жива теплая молитва, мы можем через эту связь оживотворить и тот член Тела Христова, который оказался мертвым. Поэтому если человек живет благочестивой жизнью и молится об усопших, то Господь принимает его молитвы и помогает им. Если же человек думает, что можно самому не жить благочестиво, а просто подавать записки, платить деньги, и Церковь сама все сделает, то это не соответствует православной традиции.

Бывает, что люди просят отпеть покойника, жизнь и кончину которого нельзя назвать праведной. Я предлагаю родственникам вымаливать этого человека. А для того, чтобы оказать ему помощь, самим стать благочестивыми христианами. Тогда их любовь к нему перейдет в вечность, ведь у Бога все живы. Но многие люди ограничиваются положенным обрядом, а сами лично духовно потрудиться не хотят, они разворачиваются и уходят из храма. Ни о какой жертвенной любви к близкому человеку тут говорить не приходится. У таких людей нет веры, а обрядоверие или суеверие. Может быть, какой-то страх перед усопшим по типу первобытных верований. Поэтому они готовы сделать для покойного все «по максимуму», соблюсти все известные языческие и христианские обряды, смешивая несовместимое. Часто скорблю не столько оттого, что люди не просвещены, а оттого, что и не стремятся что-то узнать, им это не надо. 

– Иногда люди угощают в дни памяти усопших родных, но не просят помолиться о них.

– Думаю, что обычай предлагать угощение в память об усопшем произошел от христианской поминальной трапезы, это – отголоски церковной традиции. Но если ты православный, то помолись об усопшем, «о нем же есть сие приношение». И Господь эту жертву примет. Люди часто не понимают смысла церковных обрядов, но действуют по примеру других. Если они расположены слышать, то можно объяснить им важность молитвы за усопшего, но так, чтобы не ввести в раздражение. Надо понимать, что человеку легче соблюсти внешнее (заказать панихиду, поминальный стол), чем сделать духовное усилие, шаг веры навстречу Богу. Но это – тот «узкий путь», который ведет в жизнь вечную.

– В Димитриевскую субботу, 9 мая и в день Усекновения главы Иоанна Предтечи, 11 сентября, в Церкви совершают особое поминовение воинов, отдавших жизнь за Отечество. Можно ли поминать убитого на войне деда, если он не был крещен?  

– Здесь все-таки имеются в виду воины – члены Церкви. Думаю, что такого человека можно молитвенно помянуть, стоя на панихиде, а записки писать не надо, чтобы никому не было соблазна.

 

 

 

 

 

 

 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Беседовала М. Курякина

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.