19 июля 2013 года
В настоящее время в Сарове идет ремонт колокольни, к которой постепенно возвращается ее исторический облик. Горожане привыкли к часам на колокольне, циферблаты которых обращены на все четыре стороны света. Эти часы будут заменены на новые. Однако это тот самый случай, когда "новое - это давно забытое старое". Потому что часы, которые будут показывать время саровчанам, старинные - 1881 года изготовления. Сегодня они отреставрированы, прошли экспертизу и готовы к работе.
Знакомьтесь, наш собеседник – Красников Александр Георгиевич, часовых дел мастер. Именно он занимается установкой на Саровскую колокольню старинных механических часов, которые сам нашел и отреставрировал. Живет в Калуге, его основная, а вернее первая, профессия – строитель. Больше 30 лет он был главным инженером проектов в институте легкой промышленности. Строил заводы, фабрики по всему Советскому Союзу. Но однажды все изменилось.
По словам Александра Георгиевича, увлечение монументальными часовыми механизмами – «народными часами, на которые смотрят все» – родилось в 1986 году, а до этого он долгое время занимался часами как коллекционер, ремонтировал их. И вот в какой-то момент захотелось попробовать самому сделать большие часы. И это впервые получилось в 1987 году.
– Мои первые часы поставили у нас в Калуге на Троицком соборе. А когда началась в стране эта «великая» перестройка, я бросил работу в ГИПР и сел за чертежи. Стал проектировать механические часы. Затем нашел предприятие, которое взялось изготавливать их по моим чертежам, и так дело пошло.
– Много вы установили часов?
– Трое часов стоят на Украине, одни в Беларуссии – в Гомеле, в Дмитрове, в Дивееве… Занимался реставрацией часов в Троице-Сергиевой Лавре и в Нижнем Новгороде для Рождественской церкви. Новые часы сделаны мною для Печерского монастыря в Нижнем Новгороде, для Деденево-Спасо-Влахернского монастыря, для монастыря в г.Алатырь республики Чувашия. Всего – более 10 часов.
– Сколько времени в среднем уходит на один часовой механизм?
– Завод изготавливает детали полгода и я своими руками дорабатываю механизм еще полгода. Каждый экземпляр получается индивидуальный. Даже циферблаты разные.
– А где стоят самые большие ваши часы?
– Самые большие будут здесь - в Сарове, диаметр циферблата – 4 метра. Немного поменьше – на колокольне Троице-Сергиевой Лавры – 3 м 33 см. А у саровских часов одна только минутная стрелка будет длиной три метра.
Вид часов на нашей колокольне изменится, но не кардинальным образом. Циферблаты останутся прежние, но заменят их покрытие, цифры и стрелки. С востока и запада (по направлению дороги) цифры будут римскими, с юга – арабскими, а с северной стороны – на кириллице (когда цифра изображается буквами). Каждые четверть часа саровчане будут слышать перезвон маленьких колокольчиков, причем число перезвонов на 15, 30 и 45 минут будет разным. А каждый час будет отмечаться ударами колокола побольше - в 40-60 кг. Так было в старину на всех часах, стоящих на колокольнях. Механизм очень сложный, требует постоянного внимания и еженедельной заводки.
– Александр Георгиевич, Вы как-то сказали, что часы надо погладить, поговорить с ними, чтобы они хорошо работали и правильно показывали время...
– Естественно, надо относиться к ним с любовью. Часы надо заводить каждую неделю. Один раз можно просто – завел и все. Ведь бывает, что спешишь. Простят. Ну, и второй раз, может быть, простят. Но на третий обязательно что-то "вылезет" - проявится неисправность. Если ты их не обошел (ведь это большой и сложный механизм), не подкрутил, не потрогал, не смазал, не будут они работать хорошо. Вы уж поверьте мне. Почти 25 лет занимаюсь этим делом.
По словам Александра Красникова, в ближайшее время внутри саровской колокольни предстоит построить новые перекрытия – площадку для установки часов, а снаружи сделать косметический ремонт циферблатов, которые сами по себе находятся в очень хорошем состоянии. Как пояснил Александр Георгиевич, площадку для часов приходится переделывать, поскольку новые часы более высокие. Длина маятника – 1,8 метра, тогда как сейчас на саровской колокольне расстояние от центра циферблатов до пола всего полтора метра. Кроме того, конструкцию необходимо усилить, пол должен будет выдерживать две тонны. Вес одного только часового механизма - 800 кг, а есть еще и другие составляющие. Параллельно с этими работами будут изготовлены на заводе ВНИИЭФ № 3 новые цифры и стрелки, и после золочения их поставят на обновленный циферблат. Подъем же самого часового механизма займет примерно две недели от того момента, как будут готовы перекрытия и лестница для часовщика - специального человека, который будет за ними смотреть.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна