20 июля 2013 года
Приходской храм святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы в Дивееве строится уже более десяти лет, с 2002 года. Пять лет назад был освящен нижний храм во имя апостола Иоанна Богослова, а в этом году 1 ноября, по милости Божией, будет совершено долгожданное Великое освящение основного престола – на верхнем уровне.
В настоящий момент идет роспись и наш корреспондент побеседовал с живописцами, которые выполняют этот ответственный и непростой заказ.
В храме нас встретил Сергей Григорьевич Морозов – художник мастерской «Новое Воскресенье» села Палех Ивановской области. Он приглашал подняться на леса, но видя наше замешательство, любезно спустился вниз. Ненадолго, потому что работы очень и очень много.
В Дивееве, куда палехцы приехали по приглашению руководителя нижегородской мастерской «Византия» Николая Евгеньевича Юшкова, их работает семь человек. Трудятся вместе с мастерами из «Византии», которые начинали все с нуля – ставили леса, готовили стены… Работы начались весной, и сейчас уже завершена алтарная часть, выполнен подкупольный образ «Господь Вседержитель». Художники работают по 12 часов в день, одновременно пишутся сюжеты на 200-х квадратных метрах площади стен.
– Сергей Григорьевич, в росписи каждого храма присутствуют как классические сюжеты, повторяющиеся всегда, так и особенные, свойственные только этому храму. Какие особенности здесь?
– Особенности, конечно же, есть. Над иконостасом будет расположен образ Пресвятой Богородицы «Державная». С одной стороны от трона Божьей Матери стоят преподобномученицы Елизавета с Варварой, а с другой – Царственная чета страстотерпцев – Николай II и Александра Феодоровна.
– В какой технике это пишется?
– Не знаю, как назвать нашу технику… Читаю сейчас одну книгу по росписи и наткнулся, как там пишут, что в конце 19 века некие подмосковсные живописцы обрадовались, что раскопали старинную технику наложения красок. Я читаю это с улыбкой. Почему? Потому что в Палехе у нас техника наложения красок идет с древности. Мы ее знаем и никогда не забывали. Я называю ее лессировочной. Работаем мы по сухой штукатурке современными и самыми лучшими на сегодняшний день красками.
– Золотой фон обычен для икон, а вот золото на стенах храма вижу впервые…
– Думая на тем, каким Елизаветинский храм должен быть, я все больше убеждаюсь, что он должен быть особенно, по-царски, красивым Поэтому создается особый колорит (много красного), появился золотой фон. А выполняют его художники из мастерской «Византия», они специалисты в этом, имеют огромный опыт. На подготовленную особым образом стену наносится тончайшая, но очень выносливая, золотая фольга. Процесс похож на золочение крестов. Краска такого сияния дать не может.
– А золото не потемнеет от свечной копоти?
– Это не страшно. Ведь вся роспись будет покрыта слоем лака и ее можно будет периодически отмывать. Как это и делается обычно.
– Какие сюжеты росписи займут нижний ярус?
– Это место приготовлено для жития преподобномученицы Великой княгини Елизаветы. Но написать его – непросто. Иконописные образцы еще не созданы, подсмотреть негде и воспользоваться нечем. Мы читаем литературу, думаем, какой сюжет и как в соответствии с иконописными канонами изобразить. Молимся. Думаю, что надо показать жизнь святой от рождения по кончины. Вот здесь в этом простенке, например, может быть рождение, а в этом – момент, когда Сергей Александрович выбрал ее себе в жены. Тут – события, связанные с жизнью в Санкт-Петербурге, где Елизавета Феодоровна много занималась благотворительностью. Кстати, в ее проектах участвовал святой Иоанн Кронштадтский, жертвовал на них средства. Он может быть изображен рядом с ней. Если говорить о московском периоде, то это уже созданная святой после гибели супруга Марфо-Мариинская обитель любви и милосердия…
В храм заходят еще несколько художников, только что прибывших в Дивеево – это подмога. Начинается обсуждение, как писать. Сергей Григорьевич объясняет молодому коллеге: «Ты должен написать ее очень красивой, ведь Елизавета была самой красивой принцессой в Европе…» Тем временем еще один художник Сергей Лебедев берет мой фотоаппарат и поднимается высоко на леса, чтобы специально для «Православного Сарова» отснять уже написанный образ Спасителя под куполом. А мы продолжаем разговор с Сергеем Григорьевичем, на память приходят факты из жизни святой Елизаветы.
– Вспоминается момент, перевернувший жизнь Елизаветы Феодоровны. Погиб от бомбы террориста ее любимый супруг великий князь Сергей Александрович. И после того, как своими руками по кусочкам она собирала тело мужа, Елизавета Феодоровна приходит в тюрьму к убийце со словами прощения. Истинно христианский поступок. Это можно изобразить? Или то, как она приняла смерть в шахте – сама пострадавшая от падения перевязывала рану частью свой одежды тому, кто оказался с ней рядом на одном уступе?
– Преступника, в моем понимании, изображать не надо. А вот христианская кончина ее, возможно, будет изображена. Думаем еще и над тем фактом, что Царская семья строила храм Марии Магдалины в Иерусалиме. И когда Елизавета Феодоровна была на его освящении, то из ее уст вырвалось пожелание быть там похороненной. Оно сбылось, так как ее святые мощи были перевезены в Палестину чуть ли не через полсвета и теперь почивают в этом храме. Однако, здесь стен не так много. Увидим, что получится. Все нам надо прочитать, осмыслить. Некоторые сюжеты родились в голове сегодня, в день праздника святой. Все свои находки и предложения мы обсуждаем вместе с мастерской «Византия». Эскизы показываем настоятелю протоиерею Александру Долбунову. Он почти каждый день заходит посмотреть на нашу работу. И уже как он благословляет, так и пишем.
Вот такая непростая задача у живописцев, изображающих святых, которые, можно сказать, наши современники. Жизнь святой Елизаветы Феодоровны описана в разных источниках, опубликовано много воспоминаний, сохранились фотографии, запечатлевшие для нас ее облик. Конечно, ее «сокровенный сердца человек» известен только Господу, но приоткрывается и нам – в делах и поступках. Которые и стараются с Божией помощью изобразить мастера, расписывающие новый храм в Дивееве.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна