Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Как рождается роспись

20 июля 2013 года

Приходской храм святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы в Дивееве строится уже более десяти лет, с 2002 года. Пять лет назад был освящен нижний храм во имя апостола Иоанна Богослова, а в этом году 1  ноября, по милости Божией, будет совершено долгожданное Великое освящение основного престола – на верхнем уровне.   

В настоящий момент идет роспись и наш корреспондент побеседовал с живописцами, которые выполняют этот ответственный и непростой заказ.

В храме нас встретил Сергей Григорьевич Морозов – художник мастерской «Новое Воскресенье» села Палех Ивановской области. Он приглашал подняться на леса, но видя наше замешательство, любезно спустился вниз. Ненадолго, потому что работы очень и очень много.

В Дивееве, куда палехцы приехали по приглашению руководителя нижегородской мастерской  «Византия» Николая Евгеньевича Юшкова, их работает семь человек. Трудятся вместе с мастерами из «Византии», которые начинали все с нуля – ставили леса, готовили стены… Работы начались весной, и сейчас уже завершена алтарная часть, выполнен подкупольный образ «Господь Вседержитель». Художники работают по 12 часов в день, одновременно пишутся сюжеты на 200-х квадратных метрах площади стен.

– Сергей Григорьевич, в росписи каждого храма присутствуют как классические сюжеты, повторяющиеся всегда, так и особенные, свойственные только этому храму. Какие особенности здесь?

– Особенности, конечно же, есть. Над иконостасом будет расположен образ Пресвятой Богородицы «Державная». С одной стороны от трона Божьей Матери  стоят  преподобномученицы Елизавета с Варварой, а с другой – Царственная чета страстотерпцев – Николай II и Александра Феодоровна.

– В какой технике это пишется?

– Не знаю, как назвать нашу технику… Читаю сейчас одну книгу по росписи и наткнулся, как там пишут, что в конце 19 века некие подмосковсные живописцы обрадовались, что раскопали старинную технику наложения красок. Я читаю это с улыбкой. Почему? Потому что в Палехе у нас техника наложения красок идет с древности. Мы ее знаем и никогда не забывали. Я называю ее лессировочной. Работаем мы по сухой штукатурке современными и самыми лучшими на сегодняшний день красками.

 

– Золотой фон обычен для икон, а вот золото на стенах храма вижу впервые…

– Думая на тем, каким Елизаветинский храм должен быть, я все больше убеждаюсь, что он должен быть особенно, по-царски,  красивым  Поэтому создается особый колорит (много красного), появился золотой фон. А выполняют его художники из мастерской «Византия», они специалисты в этом, имеют огромный опыт.  На подготовленную особым образом стену наносится тончайшая, но очень выносливая,  золотая фольга. Процесс похож на золочение крестов. Краска такого сияния дать не может.

– А золото не потемнеет от свечной копоти?

– Это не страшно. Ведь вся роспись будет покрыта слоем лака и ее можно будет периодически отмывать. Как это и делается обычно.

– Какие сюжеты росписи займут нижний ярус?

– Это место приготовлено для жития преподобномученицы Великой княгини Елизаветы. Но написать его – непросто. Иконописные образцы еще не созданы, подсмотреть негде и воспользоваться нечем. Мы читаем литературу, думаем, какой сюжет и как в соответствии с иконописными канонами изобразить. Молимся. Думаю, что надо показать жизнь святой от рождения по кончины. Вот здесь в этом простенке, например, может быть рождение, а в этом –  момент, когда Сергей Александрович выбрал ее себе в жены. Тут – события,  связанные с жизнью в Санкт-Петербурге, где Елизавета Феодоровна много занималась благотворительностью. Кстати, в ее проектах участвовал святой Иоанн  Кронштадтский, жертвовал на них средства. Он может быть изображен рядом с ней.  Если говорить о московском периоде, то это уже созданная святой после гибели супруга Марфо-Мариинская обитель любви и милосердия…

В храм заходят еще несколько художников, только что прибывших в Дивеево – это подмога.  Начинается обсуждение, как писать. Сергей Григорьевич объясняет молодому коллеге: «Ты должен написать ее очень красивой, ведь Елизавета была самой красивой принцессой в Европе…» Тем временем еще один художник Сергей Лебедев берет мой фотоаппарат и поднимается высоко на леса, чтобы специально для «Православного Сарова» отснять уже написанный образ Спасителя под куполом. А мы продолжаем разговор с Сергеем Григорьевичем, на память приходят факты из жизни святой Елизаветы. 

– Вспоминается момент, перевернувший жизнь Елизаветы Феодоровны. Погиб от бомбы террориста ее любимый супруг великий князь Сергей Александрович. И после того, как своими руками по кусочкам она собирала тело мужа, Елизавета Феодоровна приходит в тюрьму к убийце со словами прощения. Истинно христианский поступок. Это можно изобразить? Или то, как она приняла смерть в шахте – сама пострадавшая от падения перевязывала рану частью свой одежды тому, кто оказался с ней рядом на одном уступе? 

– Преступника, в моем понимании, изображать не надо. А вот христианская кончина ее, возможно, будет изображена. Думаем еще и над тем фактом, что Царская семья строила храм Марии Магдалины в Иерусалиме. И когда Елизавета Феодоровна была на его освящении, то из ее уст вырвалось пожелание быть там похороненной. Оно сбылось, так как ее святые мощи были перевезены в Палестину чуть ли не через полсвета и теперь почивают в этом храме. Однако, здесь стен не так много.  Увидим, что получится. Все нам надо прочитать, осмыслить. Некоторые сюжеты родились в голове сегодня, в день праздника святой. Все свои находки и предложения мы обсуждаем вместе с мастерской «Византия». Эскизы показываем настоятелю протоиерею Александру Долбунову. Он почти каждый день заходит посмотреть на нашу работу. И  уже как он благословляет, так и пишем.

 Вот такая непростая задача у живописцев, изображающих святых, которые, можно сказать, наши современники. Жизнь святой Елизаветы Феодоровны описана в разных источниках, опубликовано много воспоминаний, сохранились фотографии, запечатлевшие для нас ее облик. Конечно, ее «сокровенный сердца человек» известен только Господу, но приоткрывается и нам – в делах и поступках. Которые и стараются с Божией помощью изобразить мастера, расписывающие новый храм в Дивееве.

 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст А.Виноградовой, фото автора и Сергея Лебедева. На главном фото - образ "Господь Вседержитель" под куполом храма.

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.