26 июня 2013 года
Прекрасный летний день. Запах свежей травы. Люди вырвались из повседневной суеты. Завершилась воскресная литургия, и теперь возле храма св. Пантелеимона слышен радостный смех, разливается русская песня. Душа поет. А взгляд радует русский костюм.
На прихожанке и певчей храма Иоанна Предтечи Наталье Климовой простая домотканная рубаха и юбка-панева, фартук из бабушкиного рушника, вышитый повойник, выглядывающий из-под платка, старинные ботинки. Скромненько и со вкусом. Она с удовольствием оглядывает участников Троицких гуляний, часть из которых нарядились в костюмы из ее коллекции. Что толку, если красота хранится в сундуке? Ведь она должна дарить радость… Наталья недавно стала лауреатом 2 степени в номинации «Этнографический костюм» на I открытом городском фестивале народного костюма «Краса России», в котором приняли участие 150 человек. Благодаря энтузиазму Натальи становится традицией то, что певчие в храме Иоанна Предтечи на Пасху надевают русские народные костюмы.
– Наталья, расскажите, когда и как вы увлеклись народным костюмом?
– С тех пор, как познакомилась в 2005 году с матушкой Ириной Юшковой, супругой протоиерея Льва. Они тогда приехали в Саров из с. Безводное под Кстовом, где возродились богатые народные традиции и костюм. Матушка захотела и нас этим увлечь, она сама купила ткань и раздала прихожанкам выкройки. Я глядела и думала, что это – неинтересно и никому не надо. Также мне не понравилась ткань черной мрачной расцветки. Обратите внимание, теперь из нее сшит вон тот косоклинный сарафан! Еле уговорили взять холст на рубаху. Так я сшила свои первые изделия, причем, раньше всех женщин. Когда начала кроить, меня это необычайно увлекло, я сама от себя этого не ожидала. Спешила с работы и сразу принималась за шитье, порой засиживалась до глубокой ночи. Народный костюм положено шить вручную. Вообще-то я не очень умею шить. Но на машинке сделала только длинные швы, а все остальное – на руках. Оказалось, это несложно, и так красиво получается. Научилась все швы закрывать тесьмой, чтобы их не было видно. Я сама не вяжу, поэтому теперь, если где вижу красивую тесьму, покупаю по 10 метров и складываю.
Когда в Саров приезжал учебный центр «Русские начала», у меня в гостях побывала мастер-реставратор народного костюма Татьяна Валькова, и она сказала, что все правильно сшито. Мне была очень дорога ее оценка, потому что я старалась не отходить от старинной технологии. Например, смотрите, на черном косоклинном сарафане пуговицы пришиты на разном расстоянии друг от друга: на полочке и понизу идут часто – через полтора сантиметра, потом все реже, и в районе пояса они - чисто декоративные…
– А что было потом?
– Потом на областной выставке я увидела старинные рубахи. Они мне понравились, но я подумала: зачем они мне? И не купила. Так я потом месяц не спала, мучилась: «Ну почему я не купила»? В следующий раз я поехала в Нижний Новгород и накупила рубах и еще кое-чего по мелочи. Но рубаха – это еще не костюм. И я начала подбирать к ним комплекс, что-то сама шила, что-то приобретала готовое. Так началась моя болезнь народным костюмом. Где увижу, покупаю. Теперь у меня появился компьютер, и я нашла в интернете несколько групп, которые занимаются народным костюмом, и даже лавки, которые высылают по почте уникальные вещи. Оказывается, при желании можно купить не только необходимые ткани, но и старинные вещи в разной степени сохранности. Когда была в командировке, нашла эту лавку, увидела воочию, что там есть. А, например, платье с элементами ткачества сшила мастер Екатерина Некрасова из Ульяновска. Я на нее вышла через сайт «Ярмарка мастеров»
http://www.livemaster.ru/katerrr000?cid=33817&clb=1&sort=0&sorder=desc.
Конечно, бывают и неудачные приобретения. Однажды на православной ярмарке я заказала у мастерицы костюм на свои мерки, но он мне не подошел. Бывает и такое. Думаю, может быть, кому-то из коллекционеров это подойдет.
– Наталья, так вы – коллекционер, или все-таки носите старинный костюм?
– Стилизованное платье от Екатерины Некрасовой я хочу носить, единственно, меня смущает возраст. Ведь оно выполнено с добавлением красного цвета, а это – девичий наряд.
– А куда это можно надеть? На работу во ВНИИЭФ не получится…
– Что-то можно надеть и на работу. С одной сотрудницей мы во время командировок вместе посещаем православные ярмарки. Она приобретает вышитые вещи и носит их на работу. Они, правда, смотрятся современно, но все равно очень хорошо. Надо пропагандировать ручную работу, использовать хотя бы элементы народного костюма, какую-то стилизацию. Надо выходить на улицу в вышитых вещах.
Я приобретаю в Городском художественном салоне льняные вещи производства Чкаловской строчевышивальной фабрики. Ношу на работу льняное платье Чкаловской фабрики. К нему, правда, прилагается, еще и передник с тиснением, все вместе смотрится изумительно. Но сотрудники не оценили. По их мнению, это выглядит слишком вычурно и концертно, как-будто я из фольклорного ансамбля. То же самое касается тканых поясов. Я пока для себя не решила, до какой степени приближенные к настоящим народным костюмам вещи можно носить. Скорее, приемлемы стилизованные вещи. Но на таком празднике как Троицкие гуляния это очень даже уместно. Мне кажется, в каждой семье должен быть народный костюм.
Я очень рада, что смогла одеть девочек. Вижу, что им это нравится. Это очень важно, особенно для подростков. Пусть они вырастают с убеждением, что это – красиво и хорошо.
– Вам удалось передать своим внукам любовь к народному костюму?
– Не знаю, будут ли они носить народный костюм, когда вырастут, но пока им нравится. Одной внучке сшила стилизованный костюм из остатков ткани, которую я купила на украинские юбки – паневы. Не знаю, можно ли его носить просто так, но его у меня уже несколько раз просили для детских выступлений. Когда я вижу, что человек понимает и ценит эту красоту, то охотно даю ему костюм. Может быть, со временем ему самому захочется иметь такой. Хорошо, если человек увлечется этим, поскольку очень интересен сам процесс создания костюма.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна