Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Читать не больше, а глубже

12 июня 2013 года

Во время каникул перед родителями встает проблема, чем занять детей. Мы задались вопросом, а что интересного происходит летом в Городской центральной детской библиотеке им. Пушкина? Об этом (и не только об этом) мы побеседовали с заместителем директора библиотеки Татьяной Михайловной Плохотник.

Т. Плохотник:

– У нас уже третий год работает площадка «Творческая мастерская читателя», цель которой – привлечь детей к чтению. Работа строится следующим образом: ребята выразительно читают по ролям небольшие произведения, потом идет творческая работа по ним, что-то делается своими руками. В прошлом году дети читали рассказы С. Сахарнова и составляли по ним синквейны (прим. – Стихотворение из пяти нерифмованных строк, составленное по определенным правилам. Развивающая методика, учит сжатому анализу текста). По этим работам видно, как дети относятся к тому или иному персонажу. В прошлом году на такие встречи приходило до 30 человек.

А этим летом мы будем читать произведения современных российских писателей, пишущих для подростков – участников книжной серии «Для тех, кому за 10». Сюда отбирают, как правило, воспоминания авторов о своем детстве. Эти книги – победители различных конкурсов, они подходят как для детского, так и для семейного чтения, через них осуществляется связь поколений. После занятия по книге Ольги Колпаковой «Большое сочинение про бабушку» мы попросим ребят узнать у своих родных кулинарные рецепты: как сахар варили, как хлеб пекли. Там постоянно проводятся параллели – как жили тогда, и как сейчас...

В марте в Саров приезжал писатель Юрий Ничипоренко, и у нас завязался проект с издательством «Ж.У.К.» – литературный конкурс «В десятку». У Юрия Ничипоренко – замечательные рассказы, написанные от лица мальчишки. Александр Дорофеев – любимый ученик известного детского писателя Юрия Коваля, у них идут параллели в творчестве. Писатель Ксения Драгунская – дочь Виктора Драгунского, автора «Денискиных рассказов» – тоже пишет изумительные рассказы: веселые, озорные и очень добрые. Этих авторов объединяет то, что они не утратили способность воспринимать окружающий мир глазами детей, подмечать то, что взрослые обычно не замечают. А детям это очень близко и понятно, мы с ними читаем эти произведения с наслаждением…

 

Конечно же, я пришла посмотреть на «Творческую мастерскую читателя». Во время первого занятия, 5 июня, читали рассказы Михаила Есеновского. Он по профессии – физик, но неожиданно начал писать рассказы и стихи. В рассказах говорится, как ребенок преодолевает свои страхи, и они превращаются во что-то смешное. Затем ребята инсценировали рассказ по ролям и сняли видеоролик. В конце творческой мастерской удивились: «Неужели все? Так быстро все закончилось!» В библиотеке очень уютно. Привлек внимание слоган: «Читайте детям не нотации, а книги» (Г. Остер).

А на следующий день, в день рождения Пушкина, состоялся большой концерт. Дети, которые в этот день пришли в библиотеку, мелом расписали аллею возле нее цитатами из стихов. Стихи поэта в виде выставки, оформленной вырезанными силуэтами, украшают библиотеку и снаружи. Все это изготовили юные читатели. Теперь идут ребята мимо библиотеки, и через стекло читают стихи Пушкина. Неплохо придумано. Но продолжим разговор с Т. М. Плохотник…

 

– Почему некоторые книги, которыми мы зачитывались в детстве, не вызывают интереса у современных детей?

– Сейчас сильно изменился язык. Иногда дети перестают читать просто потому, что им многие слова и ситуации непонятны. А раз непонятно, то и неинтересно. Мы сталкиваемся с тем, что дети не знают значения простых слов из нашего словарного запаса. Поэтому большая проблема с классикой. Нужна серьезная работа родителей, чтобы разъяснять непонятные слова.

Мы устраивали в библиотеке дискуссионные салоны, где проводили параллели между классическим произведением и его экранизацией. Например, разбирали повесть Пушкина «Барышня и крестьянка», которую сейчас многие учителя убрали из школьной программы. Мы обсуждали, как молодые люди знакомятся сейчас, и как это было в эпоху сословных ограничений. Подростки начинали понимать это произведение. И если они его не читали ранее, то мы до последнего момента не говорили, что это – Пушкин. Дети  испытывали шок, когда узнавали фамилию автора. – «Надо же! Пушкин, и вдруг все так современно и понятно!» А читать самостоятельно, без разъяснений, им сложно…

Сейчас появилось много хороших писателей. Мы на лето дали задание всем библиотекарям: читать новые книги и готовить аннотации для родителей – в формате видео и в печатном виде. Ведь родители часто спрашивают, что бы почитать новенького. Рекомендую очень хорошие литературные сайты: «Папмамбук» и «Электронные пампасы». Там новые произведения и рецензии на них. «BiblioГид» – методический сайт Российской государственной детской библиотеки, там тоже – неплохие рецензии.

– Меня смущает коммунистическая идеология в неплохих советских книжках, на которых мы выросли. Стоит ли из-за этого совсем отказываться от них?

– Наоборот, эти книги дают повод рассказать детям о советском периоде истории, о его плюсах и минусах. Ведь они уже ничего этого не знают.

– Как привить детям интерес к чтению?

– Часто все идет от авторитета родителей: если они читают, то и дети читают, подражая им. Возникают общие интересы и разговоры. Сейчас, к сожалению, многие взрослые перестают читать.

После начальной школы обычно идет спад в чтении: у детей начинается новая жизнь, задают больше уроков. В 4-5 классах мы с сыном какие-то книги читали «в догонялочки». Т. е. он начинал читать, я у него забирала книгу на ночь, а потом он видел, что моя закладка впереди его, и это его подстегивало. Были и другие хитрости. Подкладывала интересные книжки. – «Что здесь делает эта книга?» – «Ой, прости, забыла». Иногда будто случайно читала какую-то мысль из «взрослой» книги, и мы ее обсуждали. Я дергала его постоянно, хотя ребенку это и не всегда нравилось. Но это – удел родителей...

К нам на творческие мастерские часто приходят дети, которым интереснее не читать, а поработать руками. Но, я думаю, что хоть что-то полезное они услышат. Есть дети, которые сами не возьмут книгу в руки, но любят, чтобы им почитали. Мы рады ухватиться за любую возможность, чтобы заинтересовать ребенка, спровоцировать интерес к книге. Но, конечно, библиотека все сделать не может. Некоторые детки признаются, что приходят в библиотеку потому, что тут с ними разговаривают. А дома этого нет. Разговор дает толчок – что почитать и обсудить. Получается, для того, чтобы приохотить детей к чтению, прежде нужно поработать с родителями…

– Как детская библиотека может работать с родителями?

– Такая работа ведется постоянно со школами и на абонементе дошкольника, где высококлассные специалисты разбираются и в литературе, и в педагогике. Родители маленьких детей – самые активные.

Два года пытаемся делать в библиотеке виртуальные родительские собрания. Но горожанам больше нравится обычный формат, хотя виртуальные собрания очень хвалят иногородние участники, для библиотек это – нечастая практика, и нас уже знают. Мы выступаем перед родителями 45 минут, а потом отвечаем на их вопросы полтора часа. Для родителей  удивительно слышать, что важно прочитать не как можно больше, «от сих до сих», а как можно глубже, докопаться до смысла. Не все знают, что нельзя детей насильно заставлять читать, что это только отбивает интерес к чтению. Нужно цепляться за интерес ребенка и затем подбирать что-то близкое по содержанию…

– В школе нужно прочитать все «по программе», а у вас какие приоритеты?

– Многие считают, что надо пересматривать преподавание литературы в школе. Оно сейчас ушло в литературоведение – узкий профиль, который не нужен даже  библиотекарям. Сами учителя говорят, что идет препарирование художественного текста вместо того, чтобы вызвать у детей живые эмоции на него. В Англии, например, убрали из школьной программы Шекспира, чтобы окончательно не убить интерес к этому автору, что, конечно, тоже спорно. Ясно одно, надо либо все подробно объяснять, либо не касаться вовсе. По программе дети совсем не читают хорошую детскую литературу, которую надо прочесть именно в детстве, чтобы она дала пищу для душевного роста.

Для нас главное – заставить ребенка думать. Книга – это диалог писателя с читателем. Некоторых литературных героев взрослые воспринимают негативно, а на детскую аудиторию они работают как надо: тот же хулиган Карлсон или Пеппи Длинныйчулок. У взрослого читателя и ребенка могут быть совершенно разные мнения. Иногда мы используем прием, когда один библиотекарь высказывает свое мнение, и дети с ним соглашаются, а второй – другое, и тоже – очень убедительно. Кого же слушать? Детям поневоле приходится думать самостоятельно, и приводить свои доводы.

– Правда ли, что сейчас люди перестали читать, или это просто штамп?

– На самом деле, никогда не было такого, чтобы все читали. Конечно, пока не придумали телевизор и интернет, читало больше людей, чем сейчас. Но как? Многие скользили по верхам, а настоящих вдумчивых читателей, способных глубоко анализировать текст и делать выводы, никогда не было много, по статистике – их всего 3-4% от населения страны. Мы наблюдаем у части детей резкую деградацию, а у части – взлет. Дело в том, что сейчас информационный барьер очень высок, нужно много узнать, чтобы чему-то научиться. Дети, которые не могут освоить такой объем информации, резко уходят вниз. Например, останавливаются на компьютерных играх, но не осваивают технологию поиска информации в Интернете. А кто-то воспринимает все современные возможности и совершает резкий скачок в развитии. Для нас это – гениальные дети. Поэтому сейчас процент настоящих читателей даже вырос, но ушла прослойка середнячков – тех, кто читал, чтобы скоротать время.

«Творческая мастерская читателя» собирается каждую неделю в детской библиотеке им. Пушкина, в читальном зале «Мир интеллекта» по средам в 14 часов. Там ребята старше 10 лет читают, общаются, снимают видеоролики. Параллельно идет занятие и для младших детей.

 

Культура / 2023 год / 20231013-Итоги конкурса "Красота Божьего мира" в Саровском благочинии
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

М. Курякина, фото автора

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.