Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Читать не больше, а глубже

12 июня 2013 года

Во время каникул перед родителями встает проблема, чем занять детей. Мы задались вопросом, а что интересного происходит летом в Городской центральной детской библиотеке им. Пушкина? Об этом (и не только об этом) мы побеседовали с заместителем директора библиотеки Татьяной Михайловной Плохотник.

Т. Плохотник:

– У нас уже третий год работает площадка «Творческая мастерская читателя», цель которой – привлечь детей к чтению. Работа строится следующим образом: ребята выразительно читают по ролям небольшие произведения, потом идет творческая работа по ним, что-то делается своими руками. В прошлом году дети читали рассказы С. Сахарнова и составляли по ним синквейны (прим. – Стихотворение из пяти нерифмованных строк, составленное по определенным правилам. Развивающая методика, учит сжатому анализу текста). По этим работам видно, как дети относятся к тому или иному персонажу. В прошлом году на такие встречи приходило до 30 человек.

А этим летом мы будем читать произведения современных российских писателей, пишущих для подростков – участников книжной серии «Для тех, кому за 10». Сюда отбирают, как правило, воспоминания авторов о своем детстве. Эти книги – победители различных конкурсов, они подходят как для детского, так и для семейного чтения, через них осуществляется связь поколений. После занятия по книге Ольги Колпаковой «Большое сочинение про бабушку» мы попросим ребят узнать у своих родных кулинарные рецепты: как сахар варили, как хлеб пекли. Там постоянно проводятся параллели – как жили тогда, и как сейчас...

В марте в Саров приезжал писатель Юрий Ничипоренко, и у нас завязался проект с издательством «Ж.У.К.» – литературный конкурс «В десятку». У Юрия Ничипоренко – замечательные рассказы, написанные от лица мальчишки. Александр Дорофеев – любимый ученик известного детского писателя Юрия Коваля, у них идут параллели в творчестве. Писатель Ксения Драгунская – дочь Виктора Драгунского, автора «Денискиных рассказов» – тоже пишет изумительные рассказы: веселые, озорные и очень добрые. Этих авторов объединяет то, что они не утратили способность воспринимать окружающий мир глазами детей, подмечать то, что взрослые обычно не замечают. А детям это очень близко и понятно, мы с ними читаем эти произведения с наслаждением…

 

Конечно же, я пришла посмотреть на «Творческую мастерскую читателя». Во время первого занятия, 5 июня, читали рассказы Михаила Есеновского. Он по профессии – физик, но неожиданно начал писать рассказы и стихи. В рассказах говорится, как ребенок преодолевает свои страхи, и они превращаются во что-то смешное. Затем ребята инсценировали рассказ по ролям и сняли видеоролик. В конце творческой мастерской удивились: «Неужели все? Так быстро все закончилось!» В библиотеке очень уютно. Привлек внимание слоган: «Читайте детям не нотации, а книги» (Г. Остер).

А на следующий день, в день рождения Пушкина, состоялся большой концерт. Дети, которые в этот день пришли в библиотеку, мелом расписали аллею возле нее цитатами из стихов. Стихи поэта в виде выставки, оформленной вырезанными силуэтами, украшают библиотеку и снаружи. Все это изготовили юные читатели. Теперь идут ребята мимо библиотеки, и через стекло читают стихи Пушкина. Неплохо придумано. Но продолжим разговор с Т. М. Плохотник…

 

– Почему некоторые книги, которыми мы зачитывались в детстве, не вызывают интереса у современных детей?

– Сейчас сильно изменился язык. Иногда дети перестают читать просто потому, что им многие слова и ситуации непонятны. А раз непонятно, то и неинтересно. Мы сталкиваемся с тем, что дети не знают значения простых слов из нашего словарного запаса. Поэтому большая проблема с классикой. Нужна серьезная работа родителей, чтобы разъяснять непонятные слова.

Мы устраивали в библиотеке дискуссионные салоны, где проводили параллели между классическим произведением и его экранизацией. Например, разбирали повесть Пушкина «Барышня и крестьянка», которую сейчас многие учителя убрали из школьной программы. Мы обсуждали, как молодые люди знакомятся сейчас, и как это было в эпоху сословных ограничений. Подростки начинали понимать это произведение. И если они его не читали ранее, то мы до последнего момента не говорили, что это – Пушкин. Дети  испытывали шок, когда узнавали фамилию автора. – «Надо же! Пушкин, и вдруг все так современно и понятно!» А читать самостоятельно, без разъяснений, им сложно…

Сейчас появилось много хороших писателей. Мы на лето дали задание всем библиотекарям: читать новые книги и готовить аннотации для родителей – в формате видео и в печатном виде. Ведь родители часто спрашивают, что бы почитать новенького. Рекомендую очень хорошие литературные сайты: «Папмамбук» и «Электронные пампасы». Там новые произведения и рецензии на них. «BiblioГид» – методический сайт Российской государственной детской библиотеки, там тоже – неплохие рецензии.

– Меня смущает коммунистическая идеология в неплохих советских книжках, на которых мы выросли. Стоит ли из-за этого совсем отказываться от них?

– Наоборот, эти книги дают повод рассказать детям о советском периоде истории, о его плюсах и минусах. Ведь они уже ничего этого не знают.

– Как привить детям интерес к чтению?

– Часто все идет от авторитета родителей: если они читают, то и дети читают, подражая им. Возникают общие интересы и разговоры. Сейчас, к сожалению, многие взрослые перестают читать.

После начальной школы обычно идет спад в чтении: у детей начинается новая жизнь, задают больше уроков. В 4-5 классах мы с сыном какие-то книги читали «в догонялочки». Т. е. он начинал читать, я у него забирала книгу на ночь, а потом он видел, что моя закладка впереди его, и это его подстегивало. Были и другие хитрости. Подкладывала интересные книжки. – «Что здесь делает эта книга?» – «Ой, прости, забыла». Иногда будто случайно читала какую-то мысль из «взрослой» книги, и мы ее обсуждали. Я дергала его постоянно, хотя ребенку это и не всегда нравилось. Но это – удел родителей...

К нам на творческие мастерские часто приходят дети, которым интереснее не читать, а поработать руками. Но, я думаю, что хоть что-то полезное они услышат. Есть дети, которые сами не возьмут книгу в руки, но любят, чтобы им почитали. Мы рады ухватиться за любую возможность, чтобы заинтересовать ребенка, спровоцировать интерес к книге. Но, конечно, библиотека все сделать не может. Некоторые детки признаются, что приходят в библиотеку потому, что тут с ними разговаривают. А дома этого нет. Разговор дает толчок – что почитать и обсудить. Получается, для того, чтобы приохотить детей к чтению, прежде нужно поработать с родителями…

– Как детская библиотека может работать с родителями?

– Такая работа ведется постоянно со школами и на абонементе дошкольника, где высококлассные специалисты разбираются и в литературе, и в педагогике. Родители маленьких детей – самые активные.

Два года пытаемся делать в библиотеке виртуальные родительские собрания. Но горожанам больше нравится обычный формат, хотя виртуальные собрания очень хвалят иногородние участники, для библиотек это – нечастая практика, и нас уже знают. Мы выступаем перед родителями 45 минут, а потом отвечаем на их вопросы полтора часа. Для родителей  удивительно слышать, что важно прочитать не как можно больше, «от сих до сих», а как можно глубже, докопаться до смысла. Не все знают, что нельзя детей насильно заставлять читать, что это только отбивает интерес к чтению. Нужно цепляться за интерес ребенка и затем подбирать что-то близкое по содержанию…

– В школе нужно прочитать все «по программе», а у вас какие приоритеты?

– Многие считают, что надо пересматривать преподавание литературы в школе. Оно сейчас ушло в литературоведение – узкий профиль, который не нужен даже  библиотекарям. Сами учителя говорят, что идет препарирование художественного текста вместо того, чтобы вызвать у детей живые эмоции на него. В Англии, например, убрали из школьной программы Шекспира, чтобы окончательно не убить интерес к этому автору, что, конечно, тоже спорно. Ясно одно, надо либо все подробно объяснять, либо не касаться вовсе. По программе дети совсем не читают хорошую детскую литературу, которую надо прочесть именно в детстве, чтобы она дала пищу для душевного роста.

Для нас главное – заставить ребенка думать. Книга – это диалог писателя с читателем. Некоторых литературных героев взрослые воспринимают негативно, а на детскую аудиторию они работают как надо: тот же хулиган Карлсон или Пеппи Длинныйчулок. У взрослого читателя и ребенка могут быть совершенно разные мнения. Иногда мы используем прием, когда один библиотекарь высказывает свое мнение, и дети с ним соглашаются, а второй – другое, и тоже – очень убедительно. Кого же слушать? Детям поневоле приходится думать самостоятельно, и приводить свои доводы.

– Правда ли, что сейчас люди перестали читать, или это просто штамп?

– На самом деле, никогда не было такого, чтобы все читали. Конечно, пока не придумали телевизор и интернет, читало больше людей, чем сейчас. Но как? Многие скользили по верхам, а настоящих вдумчивых читателей, способных глубоко анализировать текст и делать выводы, никогда не было много, по статистике – их всего 3-4% от населения страны. Мы наблюдаем у части детей резкую деградацию, а у части – взлет. Дело в том, что сейчас информационный барьер очень высок, нужно много узнать, чтобы чему-то научиться. Дети, которые не могут освоить такой объем информации, резко уходят вниз. Например, останавливаются на компьютерных играх, но не осваивают технологию поиска информации в Интернете. А кто-то воспринимает все современные возможности и совершает резкий скачок в развитии. Для нас это – гениальные дети. Поэтому сейчас процент настоящих читателей даже вырос, но ушла прослойка середнячков – тех, кто читал, чтобы скоротать время.

«Творческая мастерская читателя» собирается каждую неделю в детской библиотеке им. Пушкина, в читальном зале «Мир интеллекта» по средам в 14 часов. Там ребята старше 10 лет читают, общаются, снимают видеоролики. Параллельно идет занятие и для младших детей.

 

Культура / 2018 год / 20181205-Снимают передачу о святынях Нижегородчины
В соборе Михаила Архангела в нижегородском Кремле
В соборе Михаила ...
В музее Ядерного оружия. Саров
В музее Ядерного ...
На ступенях Троицкого собора Дивеевского монастыря
На ступенях Троиц...
 
 
 
На Святой Канавке Дивеевского монастыря
На Святой Канавке...
Вид на Троицкий собор Дивеевского монастыря
Вид на Троицкий с...
Икона Божией Матери "Умиление" Серафимо-Дивеевская
Икона Божией Мате...
Интерьер Троицкого собора Дивеевского монастыря. Сень над ракой с мощами батюшки Серафима
Интерьер Троицког...
 
Саровские пещеры
Саровские пещеры
Сумерки в Дивеевском монастыре
Сумерки в Дивеевс...
На Дальней пустынке прп. Серафима. Саров
На Дальней пустын...
Встреча с арзамассцами в Дивеевском монастыре
Встреча с арзамас...

 

 

 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

М. Курякина, фото автора

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.