30 мая 2013 года
«Спасибо бабушке и деду за их Великую Победу!» – эта надпись украшала 9 Мая заднее стекло автомобиля. Чувствовалось, что владелец авто хотел заявить о своей причастности к празднику, ведь его дед и бабушка внесли вклад в Великую Победу! Поистине, это – объединяющий наш народ праздник. В этот день мы заговорили с ветеранами о вере в Бога.
Юлия Павловна Шлаитова и Александр Анатольевич Борисов – супруги, дети войны. Юлия Павловна: «Вера сохранялась во время войны. Мне было 10 лет, мы жили в Шатках. А неподалеку, в с. Архангельское, церковь не закрывалась. Хотя и запрещали, мы дома молились, вера помогала людям. Наши родители были воспитаны в вере. А тетя заставляла нас, детей, молиться за родных. Мой отец, Павел Михайлович Сидоров, был призван за месяц до войны на военную переподготовку. Он не вернулся домой, погиб у д. Круч в Орловской области. 23 мая 1942 года ему исполнилось 44 года, а 24 мая он погиб. Был старшим политруком гуже-транспортной роты».
Александр Анатольевич: «Задолго до войны моя мама пела в церковном хоре, а потом церковь закрыли. В нашей деревне во время войны в центре внимания было выживание, а не вера. Мой отец, Анатолий Яколевич Борисов, погиб у д. Каменка, в Понизовском районе под Смоленском».
Григорий Григорьевич Афонин, участник войны: «Я родился в 1925 году. О вере мы не думали, были воспитаны по-другому. Мы были атеисты, руководствовались Кодексом строителя коммуниста, уважали смелых и решительных, хороших профессионалов. Я был артиллеристом. Пушку обслуживало пять человек: командир орудия, наводчик, ездовой (наша пушечка была на гужевой тяге), заряжающий и подающий заряды, которым я и был. Сегодня я цветы возлагал, потому что у меня погибли два особенных боевых друга: Иван Беляев из Тверской области и Поташов».
Лидия Сергеевна Нигматулина: «В годы войны были верующие люди, которые ходили в церковь. В нашем селе это был просто домик. Но, большинство получили атеистическое воспитание. И я – атеистка, для меня главное в людях – доброта. Как мы тогда помогали друг другу! Последним куском хлеба делились! А когда в село каждый день присылали похоронки, мы ходили утешать, часто говорили: «А, может, ошибка?» Хотя ошибки бывали редко. Вот и сейчас, если начинаю петь песню «Священная война», не могу удержаться и плачу. Война у нас в крови».
Николай Васильевич Фенько, участник войны. Перекрестился, возлагая цветы к Вечному огню. На вопрос корреспондента ответил, что так хотел почтить память погибших, хотя сам и неверующий. Он рассказал, что когда шли сильные бои, бойцы более старшего поколения всегда молились. На вопрос, какими они были – эти верующие старшие, Николай Васильевич сказал: «Более доброжелательными, чем все. Очень добрыми. Их уважали…» И заплакал.
А. Виноградова
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна