20 апреля 2013 года
Иерей Сергий Скузоваткин ответил на вопросы о литургии Преждеосвященных Даров, особенностях великопостного богослужения и о том, как часто следует приступать к таинству Причащения.
– Говорят, что литургия Преждеосвященных Даров – это вечернее богослужение, вечернее причастие. Правильно ли такое понимание?
– Корни литургии Преждеосвященных Даров кроются в уставных особенностях богослужения Русской Православной Церкви. Наша традиция впитала особенности устава как общежительных монастырей, так и скитских. Устав общежительного монастыря характерен отдельными богослужениями в течение суточного круга. Вечером – Вечерня, утром – Утреня, ночью – Полунощница, днем – Часы. А в скитском монашестве братия на всю неделю уходили в свои места подвигов и лишь в воскресенье собирались на Всенощное бдение – непрерывное единое богослужение, оканчивающееся литургией. На Руси приняли всю полноту монашеской традиции. По будням богослужения проводятся как в общежительном монастыре, где короткие службы сменяют друг друга, а в праздники и воскресные дни – у нас длительные бдения (конечно, в масштабе мирской жизни).
Надо сказать, что суточные богослужения у нас существуют в сокращенном виде. Вседневные Вечерня и Утреня по длительности сопоставимы с литургией. Для удобства мирян их совместили и стали совершать вечером, а литургию – утром. Исторически Утреня начиналась тогда, когда в окошке брезжил рассвет. Поэтому на шестопсалмии выключают свет, тушат свечи, а позднее, на Утрене мы слышим: «Слава Тебе, показавшему нам свет!» А мы ее чаще всего совершаем вечером, т. к. люди с утра идут на работу.
В Великий пост богослужения приобретают свой первоначальный монашеский вид. Они более длительные, хотя и не такие, как на Востоке. Но лишь только в первую неделю поста – распорядок богослужения приводится в соответствие со временем суток: Утреня начинается утром, потом – Часы, изобразительны (дневное богослужение), вечерня и литургия.
То, что в обычное время служится схематично, в пост наполняется ярким звучанием. Например, Часы – служба, которая изображает Сошествие Святаго Духа в 3 часа дня, распятие Спасителя в 6 часов и Его смерть в 9 часов. В обычное время чтец быстро прочитывает эти молитвословия, а в пост их поют, и кладут поклоны. Мы вступаем в пост, напрягая силы, добровольно лишая себя обычного распорядка богослужения.
В первую седмицу мы строго постимся понедельник и вторник, а в среду причащаемся во время первой литургии Преждеосвященных Даров. Раньше в монастырях первые два дня не ели, а в среду, в конце дня после Причастия вкушали пищу. Литургия Преждеосвященных Даров – это как бы «подпитка» во время строгих дней поста. Во время нее Дары не освящаются, это делается заранее на воскресной литургии. Сама литургия урезается, становится частью Вечерни, и богослужебный круг, который мы проходим до нее, – это просто усиленная подготовка к Причастию.
– Наверное, нельзя сказать, что это – литургия в урезанном виде, там же все по-другому…
– В древности монахам-пустынникам разносили готовые Святые Дары. Они не могли к ним приступить без молитвы. И эта литургия возникла как сокращенный вид обычной литургии. По сути, литургия Преждеосвященных Даров – это долгое моление перед принятием Св. Христовых Таин. За обычной литургией мы молимся о преложении Даров до самого конца. Здесь же – благоговейно почитаем Дары и готовимся к их принятию. Поэтому в чине литургии Преждеосвященных Даров отсутствуют Херувимская песнь и Евхаристический канон.
– Почему за литургией Преждеосвященных Даров не причащают младенцев?
– В воскресной литургии (Василия Великого) на дискосе лежат три Агнца – один для причастия в воскресенье и два – для литургии Преждеосвященных Даров в среду и пятницу. Они напитываются из Чаши Кровью и слегка подсушиваются. Хранят их на Престоле в специальном сосуде. Во время литургии Преждеосвященных Даров Дары переносят с Престола на Жертвенник, как бы изображая то, что бывает на проскомидии. В Чаше Тело и Кровь Господа оказываются в одном лишь твердом виде. Поэтому младенцев и детей до семи лет не причащают.
– Одни говорят, что это – очень благодатная служба, хорошо бы ее посетить. А другие – что слишком долгая и непонятная, поэтому лучше не приходить…
– Когда я впервые увидел это богослужение в духовной академии, оно показалось мне каким-то особенно мистическим. Думаю, что хотя бы раз посетить эту великопостную службу надо, ведь ее не будет целый год. Другое дело, что некоторые ходят в церковь раз в год.
– Надо ли стремиться в пост причащаться за каждой литургией? Может быть, в древней Церкви так и было. Но сейчас люди не готовы часто причащаться. Приходят просто помолиться. Это неправильно?
– Конечно. В христианстве главное – очищение от грехов, бесстрастие и единение со Христом. Ради этого Христос пришел, был распят, дал нам себя в пищу. Верующие любых религий молятся. А Причастие Святых Даров и исцеление во время исповеди – есть лишь у христиан. Только в таинствах подается благодать, в этом – принципиальное отличие нашей веры.
– До революции была традиция редкого причащения, но люди подолгу говели…
– До революции многие из тех, кто ходили в храм по долгу гражданина, были неверующими. Они причащались ради справки, которую требовали по месту работы. В дореволюционной Настольной книге священнослужителя подробно описана обязанность священника вести учет причастников. А сейчас человек сам себя понуждает: «Надо. Хотя бы раз в год». Мы допускаем их к Причастию, если обещают еще раз понудить себя в этот пост и подготовиться к таинству.
– Мы – люди немощные. Даже трудно себе представить, чтобы за каждой литургией причащаться...
– Есть люди, которые приступают к Чаше каждую неделю. Но такое желание надо уметь в себе возгревать. На Афоне были старцы, которые в течении 60-ти лет ежедневно совершая литургию, по 2-3 часа омывали подножие Престола слезами, так что подолгу не могли произнести возглас. Нельзя причащаться слишком часто – не умереть бы от недостойного причащения, как предупреждает ап. Павел. И нельзя редко – чтобы не отвыкнуть. Если постоянно говорить: «Я недостоин», то и станешь таким, что тебе уже будет все равно, достоин ты или нет.
Священник перед исповедью спрашивает, когда человек исповедовался последний раз. Это – принципиальный вопрос. Некоторые испишут лист грехами, а видно, что покаяния нет. Приносят «отчет о проделанных грехах». Когда спрашиваешь, отказываются от написанного, оправдывая себя. – «Зависть была?» – «Да, но только белая, и вообще, больших грехов нет, только повседневные». Пишем по книжкам, а переживания за плохие поступки нет. Священник должен быть уверен, что человек кается, чтобы дать разрешительную молитву. Если мы более полугода не исповедовались, наша совесть грубеет, и мы становимся самодовольными, хотя люди перемены не видят и по-прежнему нас уважают. Неслучайно апостольские правила устанавливают полгода как предельный срок для непричащающихся. Если дольше – он уже вне Церкви. Надо взгревать в себе веру, заострять совесть и идти средним путем.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна