12 апреля 2013 года
Мнения участников и гостей ежегодной городской конференции «Земля Серафима Саровского: традиционные ценности в современном мире».
А.Г.Александрова, зам. главы администрации г.Сарова по социальным вопросам, перед началом пленарного заседдания о значении конференции:
– Конференция «Земля Серафима Саровского» проходит пятый год, и раз мы к ней возвращаемся, значит, она востребована и развивается. Ценным является то, что здесь происходит обмен опытом по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения всех структур педагогического сообщества. На четырех секциях и во время встречи руководителей с митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием будет заинтересованный разговор. Духовно-нравственное воспитание должно начинаться не в школе, а гораздо раньше и быть непрерывным. Конечно же, основа – семья. А дальше ребенок, начиная с дошкольного учреждения и до зрелого возраста должен получать необходимую информацию и примеры для подражания, которые помогут ему стать настоящим гражданином. Мы видим по детям, по молодежи и всему окружению – духовные ценности в народе еще не сформировались. Поэтому самый лучший способ – обратиться к нашим истокам и корням, к тому, что заложено в православии, в той духовно-нравственной культуре, которую оно в себе несет.
Думаю, что можно говорить о том, что взаимодействие в области духовно-нравственного воспитания с православной церковью складывается. Об этом свидетельствует наличие трехстороннего соглашения между администрацией, Саровским благочинием и СарФТИ, и действующего в его рамках Координационного совета. Жизнь подсказывает необходимость тесного сотрудничества, создания единых планов работы. И подготовка конференции шла совместно тремя заинтересованными сторонами, а по ее итогам Координационный совет сделает выводы, что учесть в своей работе.
Ксения Евгеньевна Серухина, ведущий специалист отдела образования Нижегородской епархии, побывала на секции «Семья и город»:
– Я не скажу, что у меня радужные впечатления. Однако было видно, что докладчики, которые трудятся на ниве духовно-нравственного образования и православного просвещения, реально работают, и свидетельством тому служат препятствия, с которыми они сталкиваются. Это нормально, значит, дело – живое.
Хочу пожелать педагогам более тесного взаимодействия с благочинием, а также с православной гимназией и воскресной школой, которые имеют колоссальный опыт работы с семьей, но чьи доклады почему-то не прозвучали. У меня сложилось впечатление, что мы идем в одном направлении с нашими светскими коллегами, но пока параллельно, имея немного точек соприкосновения. Впрочем, та же болезнь – в Нижнем Новгороде и повсюду в России. Каждый понимает духовно-нравственное воспитание по-своему и рассказывает про свое. Да, мы говорили о семье, о Родине. А о святынях было сказано совсем немного, и о вере православной, хотя они тоже являются традиционными ценностями. Об этом все еще стараются умалчивать, обходить эти вопросы, чтобы быть толерантными. Но все-таки мы идем в правильном направлении, хотя и маленькими шажками.
Протоиерей Владимир Кузнецов участвовал в работе секции «Гражданин России»:
– Было много содержательных докладов, они показали, что в городе ведется огромная работа в разных направлениях. Но, на мой взгляд, в докладах недостает духовного потенциала, глубины понимания проблем. То сокровище, которое есть у нас, еще не используется, берется только поверхностный слой. Поэтому участникам конференции необходимо более тесно сотрудничать с православным приходом, со священниками. Это – жизненно необходимо, ведь мы живем в духовном центре. Конечно, педагогам надо дорасти до того, чтобы сделать этот шаг. Всему свое время. А, может быть, мы сами еще мы не готовы к такому сотрудничеству, поскольку наши человеческие ресурсы ограничены.
Иерей Сергий Скузоваткин:
– Наша конференция посвящена духовному наследию прп. Серафима Саровского, направленному на современные вызовы и реалии жизни. Но сначала хотелось бы выявить то, чего не должно быть в наследии батюшки Серафима, потому что под традиционными ценностями можно понимать, например, и языческие ценности. Нам надо убрать из своего воспитательного арсенала такие вещи, как обереги или сжигание чучела Масленицы.
Если же говорить об использовании народной культуры в воспитании детей, то мне хотелось бы обратить внимание на то, во что одеты дети, ведь одежда является внешним выражением внутренней духовности человека. Современные девочки редко носят платья. Куклы перестали быть предметом воспитания материнского начала, а совершенно другого вида женской деятельности, унижающего ее человеческое достоинство. Я считаю, что такое явление как феминизм разрушает наши внутренние духовные христианские ценности. Говорилось о воспитании женственности, но совершенно не прозвучала тема целомудрия. Когда мои дети случайно видят что-то непотребное, мы им говорим, что «это – бесстыжая тетя». Об этом трудно говорить с дошкольниками, но нельзя и молчать, не давая взрослой оценки. При воспитании мужественности у мальчиков, не так важно, чтобы они подавали девочке пальтишко или дарили розу, сколько их внутренняя жертвенность, желание поделиться тем, что дорого самому.
Каждый из нас чем-то наделен от рождения, а что-то ему дается с трудом. Труд по формированию личности – сначала своей, а потом и ребенка – это и есть духовный труд. Почему то, что прочитано в книге, оказывает на нас более сильное влияние, чем увиденное в фильме? Потому что мы приложили труд и сформировали собственные образы, а не взяли готовые.
В докладах звучали слова «личностный рост». Что это означает с духовной точки зрения? В христианском и светском понимании это совершенно разные вещи. Термин «толерантность» тоже враждебен нашей христианской культуре. Некоторые предлагают заменить его на русское слово «терпимость». Но вспомним, что из себя представляли до революции т. н. «дома терпимости». В христианстве мы не только терпимо относимся к человеку, но и даем оценку его нравственности. Толерантный промолчит и отвернется: «Пусть делают, что хотят, мне все равно». А христианская любовь – жертвенна. Мы любим человека и хотим, чтобы он исправился, если болен грехом. Если же мы будем толерантны, то скоро в Россию придут совсем другие нравственные ценности.
Я вижу еще один пробел в докладах о духовно-нравственном воспитании. В Православии очень важная ценность – святыни. Честь – это отношение к себе, честность – к ближнему, а благочестие – к Богу. Недаром вызов нашего времени – осквернение святынь и памятников, их отрицание молодежью, у которой нет своих святынь.
Еще одна христианская ценность, о которой мы не устаем говорить – это Христос. Мы носим на груди крест как символ любви Христовой. Такой любви, которой нет ни в одной религии. Бог так любит человека, что сам стал человеком и пострадал за его грехи. Объяснить это маленьким детям очень трудно, но они каким-то удивительным образом это понимают и проникаются жертвой Христовой. Крест является большой духовной воспитательной ценностью.
Надо помнить и о том, что грех, который мы пытаемся победить своими воспитательными усилиями, лежит внутри самого человека, от рождения. Бог пытается излечить человека от греха. Смысл в том, чтобы быть со Христом. Поэтому во время наших будущих встреч хотелось бы говорить больше о духовных, а не только нравственных ценностях. Нравственность отличается от духовности точно так же, как скромность от смирения. Одно – внутри, а второе – есть внешнее проявление внутреннего расположения. Не надо огорчаться, умение работать на уровне духовности приходит с опытом, не сразу. Я вижу, что наши педагоги – энтузиасты, на их работе держится Россия.
Иерей Александр Брюховец:
– Нас объединяет прп. Серафим Саровский. Конечно, понятно, что не в каждый доклад можно вставить это имя или апеллировать к его житию, поучениям. Но раз эта конференция организуется администрацией города совместно с Саровским благочинием, то хотелось бы, чтобы не чувствовалось некоторой дистанции, отдаления от Церкви людей, работающих на ниве духовно-нравственного воспитания. Неправильно встречаться раз в году во время подобных конференций. Хотелось бы установить более тесное взаимодействие, основанное на участии в конкретных делах. Например, я предлагаю волонтерам из светских учреждений организовать совместные экскурсии и паломничества с участием священника. Чтобы прп. Серафим Саровский действительно многим стал ближе, а тема конференции – актуальнее.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна