31 января 2013 года
В Сарове знают нашего земляка – священника Николая Никишина, который живет в Париже и при первой возможности приезжает сюда – как простого батюшку, который помнит людей по имени и у кого какие проблемы. Но за пределами нашего города его воспринимают по-другому. Как человека, причастного к открытию для православного мира таких святынь, как Терновый венец и Риза Спасителя, мощи св. царицы Елены, Пояс Божией Матери в местечке Лош и других.
Когда паломники из России поклоняются святыням древней неразделенной Церкви в странах Западной Европы, они не задумываются о том, кто организовал саму возможность такого паломничества. Интересно, что почитание забытых на Западе святынь возродили не представители русской эмиграции, которые всегда были к этому равнодушны, а клирики Московской Патриархии, и среди них – о. Николай Никишин. С 1990-х годов он изучает святыни Франции и сопровождает к ним паломников. Для о. Николая важно не просто найти святыню и обосновать ее подлинность, но понять духовное значение, ее способность влиять на отдельных людей и на историю.
В сентябре 2012 года батюшка вышел на пенсию и, оставив преподавание математики в Парижском университете, занялся развитием Паломнического центра при Корсунской епархии Московского Патриархата. Постоянно растет поток православных паломников к святыням страны. Поэтому управляющий Корсунской епархией епископ Нестор благословил эту деятельность и назначил о. Николая директором Паломнического центра при кафедральном храме Трех Святителей в Париже, клириком которого тот является.
– Батюшка, какой смысл обращаться в Паломнический центр, что это дает?
– Дело в том, что христианские святыни находятся в католической церкви, и уже были недоразумения, связанные с незнанием нашими паломниками обычаев католиков. Люди понимают, что нарушили какие-то элементарные правила, принятый там чин, но, не зная языка, теряются. Гиды уже привыкли – лучше обратиться за помощью к тем, кто владеет местной информацией. Тем более что обычаи католиков в разных европейских странах отличаются точно так же, как и у православных народов (русских, сербов, греков или болгар). Я изучаю святыни неразделенной Церкви и могу засвидетельствовать их подлинность. Пусть мы находимся на чуждой нам духовной территории, но это – именно тот самый духовный жемчуг, с которым знакомит людей наш Паломнический центр. И раз Господь доверил французам-католикам такое богатство, мы не можем сказать: «Что нам с ними церемониться»? Значит, и у них остается какое-то благочестие, благодать, которую мы должны открыть. А это возможно только в отношениях любви и доброжелательности.
– Отец Николай, расскажите, как вы определяете истинность святынь.
– Подобно тому, как консилиум врачей приходит к общему мнению и ставит диагноз пациенту, так же и здесь. Есть пласт исторических свидетельств, которыми всегда пользовалась классическая наука. Но, кроме того, мы используем церковное Предание и свидетельства достойных личностей. Иногда аргументом в пользу подлинности святыни служат сведения, относящиеся к другой святыне того же времени. Приведу пример.
Когда русский император Петр I в 1717 году посетил Реймский собор, ему вынесли самые значимые реликвии. И среди них – коронационное Евангелие в драгоценном переплете, на котором присягали французские короли (написанное, как сообщили французы, «индейскими письменами»). Русские открыли Евангелие и были потрясены. Они увидели знакомый текст на церковнославянском языке, кириллицей. Откуда оно? Французы к тому времени уже потеряли эти сведения. Но мы знаем, что дочь Ярослава Мудрого – Анна Ярославна, в XI веке выданная замуж за короля Генриха I, приехала во Францию со своим двором. Нет документов, подтверждающих, что Реймское Евангелие было связано с королевой Анной, но текстологическая экспертиза подтверждает, что кириллическая часть этой рукописи – одно из самых древних славянских Евангелий. Я убежден, что оно не могло прийти ниоткуда, в духовном плане нет простых случайностей. Неужели французские короли возьмут какую-то непонятную рукопись и ради оригинальности будут на ней клясться? Ведь у них были свои прекрасные рукописи на латыни.
Думаю, что это свидетельствует о роли Анны Ярославны, которая была деятельным и образованным правителем. И то, что именно Петр I, «прорубивший окно в Европу», нашел там славянское Евангелие – становится духовным аргументом. Такой метод классические историки могут оспаривать, для них это – не аргументация. Но что с того? В советское время нам всегда говорили, что Бога нет. Но были незаметные люди, которые считали иначе, и они победили.
– Со святынями происходят интересные вещи. То они пребывают в забвении, то вдруг находятся и начинают работать…
– Да, это так. Один из самых ярких случаев – история обретения мощей святой царицы Елены. Сейчас наблюдается взлет ее почитания и новый пласт чудес. Конечно, все знают, что она открыла Святую Землю и нашла Животворящий Крест Господень. Но для многих людей это – далекая история, не имеющая к ним непосредственного отношения. И вдруг оказалось, что ее мощи находятся рядом с нами, в Париже, являясь источником мощной благодати. Когда это обнаружилось, перевернулась вся история русской эмиграции, ее сознание и бытие. До этого православные находили опору лишь в прошлом. Они совершали богослужения там, где была возможность: в подвалах, бараках и лавках. Но после явления святой царицы Елены нам дали ключи от самых сногсшибательных католических соборов и выделили в них место для богослужения.
Мы молимся в кафедральном соборе Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари), совершаем литургию в кафедральных соборах Амьена и Шартра перед такими величайшими святынями Церкви, как глава Иоанна Предтечи и Покров Божией Матери. А возле мощей св. царицы Елены, которые находятся в самом центре Парижа во втором по значимости католическом храме, нам позволили построить православную часовню во имя прп. Серафима Саровского. Царица Елена опять начала строить православные храмы! Это невозможно себе представить еще 20 лет назад. Никто бы не посмел прийти с просьбой: «Мы – бедные русские, обиженные советской властью. Позвольте нам где-нибудь приютиться у вас». Но благодаря св. царице Елене русские перестали быть маргиналами и вышли из подвалов на свет. Сейчас присутствие православных на поклонении Терновому венцу Спасителя в соборе Нотр-Дам де Пари является непреложным фактом. Католики озабочены только тем, чтобы они в своей ревности не сломали ограждение, нарушив общий порядок.
– Паломничество из России и стран СНГ как-то меняет духовный климат в Европе?
– Конечно, всплеск веры на постсоветском пространстве и взрыв почитания святынь видят все, живущие на Западе. Благодаря русским паломникам идет возрождение поклонения святыням и, в первую очередь, Терновому венцу Спасителя.
Где была в советские годы Святая Русь? Ясно, что не в домах культуры. Точно так же и во Франции. Есть Святая Франция, которая хранит свое христианское сердце. После французской революции прошло не три поколения, как у нас, а уже 200 лет. Общенародное почитание святынь было подорвано революцией. Но то, что они сохраняются, а не выбрасываются, как это случалось в годы революционных потрясений, уже о чем-то говорит. Возле святынь всегда есть люди, которые становятся их хранителями. И они с удивлением и одобрением воспринимают наплыв паломников из России, наш интерес к этим забытым древностям. Они видят, что святыни нужны нам, и начинают всячески помогать православным, даже вопреки обмирщенному общественному мнению. И святыни вдруг открывают новый, более высокий пласт в межцерковных взаимоотношениях.
– Отец Николай, в Интернете нашла информацию, что в марте 2012 года вы были назначены настоятелем двух подворий: в честь св. равноап. царицы Елены в Париже и в честь святителя Николая Чудотворца в Сен-Николя-де-Пор в Лотарингии. Это – крупнейшие центры христианского паломничества во Франции. Также сказано, что вы – ответственный священник в разных местах: в общинах в Меце, Аррасе, Нанси, в Бордо. Как такое может быть?
– Да, я участвую в жизни разных приходов. Например, на всю Лотарингию, а это по площади – половина Нижегородской епархии, я – один русский священник. Там живут священники румын и француз, а ко мне, в Париж, по Интернету стекается информация о том, когда и кого нужно окрестить или отпеть. Я выезжаю на место, а сами таинства совершаю в храме святителя Николая в г. Сен-Николя-де-Пор, где планово служу раз в месяц. Службы так редки, потому что не хватает священников. На Западе приходы не имеют возможности содержать священников, и те вынуждены работать на светских работах, материально им тяжело выживать.
– Расскажите о кафедральном храме Трех Святителей в Париже, где вы служите постоянно…
– Это – единственный храм в Западной Европе, где ежедневно и неопустительно служится Божественная литургия (и, естественно, вечернее богослужение), начиная с 1931 года. В разные годы было разное количество священников, но мы всегда как-то организуемся. Это правило установил владыка Вениамин (Федченков) при следующих обстоятельствах. Трехсвятительский приход – единственный, который остался верным митрополиту Сергию (Страгородскому). Это вызвало отторжение в среде русских эмигрантов, которые осуждали владыку Сергия «за сотрудничество с советской властью». Трехсвятительский приход был малой горсткой, у которой не было никаких рациональных аргументов, чтобы убедить соотечественников в своей правоте. Жили в крайней скудости и даже нищете. Но доказательством этой правды явилась ежедневная литургия, ведь в ней соединяются люди и Бог, и если люди оказываются недостойными, то Бог ее останавливает. Так зажегся этот огонек православия в Западной Европе и горит до сих пор. Внешне – храм невзрачный, но когда осознаешь, какие люди в нем служили, понимаешь, что это – не просто так. Святейший Патриарх Кирилл неоднократно приезжал туда еще будучи архимандритом.
– Кто ваши прихожане?
– Это – эмигранты четвертой волны, а также – люди, которые во Франции учатся, работают по контрактам, нелегалы и т.д. Когда я приехал в Париж в 1977 году, у нас на литургии было 20-30 человек, а сейчас – 200. Если до перестройки в Париже было 10-15 тысяч православных, то сейчас их уже – 100-200 тысяч. Но те, кто ходит в церковь, – невидимы для французов, которые и к своей-то вере равнодушны. Зато у всех на виду бесчинства «новых русских», которые сорят деньгами. По ним судят о всех русских, о большом потенциале России, который расходуется пока еще бездумно. Тем не менее, русские во Франции пока не являются социологическим феноменом. А если тебя в упор не видят, это означает, что не видят и твою культуру…
Но, может быть, грядут перемены. Скоро во Франции будут построены два православных храма, которые будут свидетельствовать о православии жителям Западной Европы. В Париже рядом с Эйфелевой башней возведут российский православный духовно-культурный центр с пятиглавым храмом. А также в центре Страсбурга будет построен храм-представительство Московской Патриархии при Совете Европы. Храм нужен для прихода Всех Святых, который окормляет православных в Эльзасе. Эта община существует с 2003 года, и пока богослужения совершаются в переоборудованном гараже.
– Какие самые значимые православные святыни находятся во Франции?
– На территории Франции оказались величайшие святыни, а христианство появилось там еще в апостольские времена.
– Даже трудно поверить, что такие святыни могут быть доступны.
– У нас, православных на Западе, появился доступ к величайшим святыням. С ними можно напрямую общаться, и это придает силы переносить жизненные трудности. Сейчас мир стал гораздо более открытым, люди могут свободнее перемещаться. Поэтому наша цель – открыть для людей святыни Франции, сделать их доступнее.
К нам обращаются как группы, так и отдельные паломники, чтобы иметь дело с организаторами такого поклонения без посредников.
– Организовываются ли паломнические группы из Сарова?
– К сожалению, пока нет. Как директор Паломнического центра я принимаю людей, но организовать группу – это задача самих желающих. У нас есть типовые программы недельного пребывания во Франции (8 дней/ 7ночей). В них вносятся изменения с учетом текущих событий (таких, как, например, литургия перед мощами св. Елены, которая служится раз в месяц). В поездке сочетаются духовные и культурные аспекты. Оптимальный размер группы – 25-30 человек…
Изучая историю, мы видим, насколько переплетены пути России и Франции. А в последнее время открываются все новые, неизвестные для нас связующие нити. И такими ниточками становятся великие святыни, сохранившиеся на французской земле.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна