24 января 2013 года
На вопросы саровчан после своей лекции в Доме ученых ответил профессор МДА Алексей Ильич Осипов.
– Как вы относитесь к хронологии, предлагаемой Фоменко и Носовским?
– Речь, по-видимому, идет о библейской хронологии. Говорят, Библия утверждает, что мир существует от начала своего бытия до Христа всего 5508 лет. Один студент так меня этим донимал, что я задал ему сочинение на тему библейской хронологии: основания и доказательства. Проработав вопрос, он признал, что в Библии хронологии нет.
Что же касается Фоменко, то просто диву даешься, как он решительно и смело пересматривает все принципы исторической науки. Бесспорные факты перевертываются так, что скоро не будешь знать, в каком пространстве окажешься. И, главное, его продолжают публиковать. Это просто беда, я другого слова не нахожу.
– Имеется ли что-то общее между монотеизмом иудаизма и христианства и представлениями индуизма о едином Боге?
– Эта идея основана либо на незнании и невежестве, либо на современной тенденции создания единой мировой религии.
Монотеизм – это признание единого Бога. Какого именно Бога – вопрос непростой. Потому что даже в монотеистических религиях, к которым относится ветхозаветный иудаизм, христианство и ислам, образ Бога во многих положениях принципиально различен. Вообще Бог один, это – Дух. Но каждая религия имеет свой образ Бога, и для нее этот образ является Богом. Надо понять, что у каждой религии – свой Бог. Причем, различия могут быть – потрясающие.
В Индии миллион богов. Если же говорить о монотеистических религиях, то к христианству ближе всего мусульманство. Оно почитает Иисуса Христа как одного из двух высших пророков, наряду с Мухаммедом. Оно принимает всех библейских пророков, почитает Деву Марию. В Сирии я столкнулся даже с почитанием Иоанна Предтечи. Мусульмане считают, что каждый правоверный христианин спасется так же, как и мусульманин.
А для иудаизма Иисус Христос – лжемессия. Они ждали Мессию – царя, которому будут подвластны все земные царства, а пришел Христос, который сказал: «Мое царство не от мира сего». Одно дело – иудаизм, о котором мы читаем в Библии, и другое – то, во что он трансформировался, когда пришло христианство. Еще из Евангелия мы узнаем, что в иудаизме были фарисеи (которые перед всеми торжественно обещали соблюдать все религиозные заповеди) и саддукеи (отрицавшие существование души, ангелов, вечной жизни, т.е. – атеисты). Фарисеи и саддукеи вместе судили и распяли Христа. В рамках этой религии можно быть верующим и неверующим. В настоящее время иудаизм не столько религия, сколько идеология – т.е. мировоззрение, которое целью и смыслом жизни считает решение земных проблем. Для них главное – это земное благополучие.
– Как вы относитесь к лекциям Ксении Кравченко по системе оздоровления Серафима (Чичагова)?
– Полное безобразие. Да избавит Бог следовать этому.
– Объясните значение фразы из 50-го псалма: «Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимские».
– Это – эпоха царя Давида, тысяча лет до Рождества Христова. Давид мечтал построить Храм, но ему не удалось. Он строил стены Иерусалима и молился об этом. Стены даже сейчас имеют значение – стена и КПП, не проедешь. А тогда стены были щитом города от нападений. Главный вопрос – почему мы сейчас это читаем? Какое нам дело до того, что было тысячу лет назад?
Если мы обратимся к истории христианского понимания Ветхозаветных повествований, то сначала апостол Павел, а за ним и другие авторы, воспринимали это как образы, намеки, как тень самих реальных вещей. В данном псалме под Сионом разумеются не кирпичные стены, а сердце человеческое. О, если бы нам дал Бог не раздражаться, видя недостатки и преступления других людей. Если бы мы были непроницаемы, и нас не могли ранить их недостатки, грехи и подлости. А как мы страдаем, когда нас ругают, как зависимы от мнения людей, до которых нам и дела нет… Вот о чем молится Церковь теперь словами псалма Давида.
– Уже много веков идет процесс апостасии – отступления людей от Бога. Каковы причины этого? Как влияет прогресс и комфорт на духовную жизнь человека?
– Отступление от Христа, от истины… а от совести? Интересно, где и в ком совершается отступление от совести? Кого только мы не перечислим? Всех кроме себя. Вот где корень апостасии. «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» – писал А. И. Крылов. Надо помнить один духовный, но вполне реальный закон нашей жизни – каков дух в человеке, таковы и плоды его деятельности. Дух творит себе формы. Поэтому христианство заботится об очищении сердца человеческого. Сердце – орган наших чувств, желаний, стремлений и отношений. Вот где нужна чистота. Не будет ее, тогда мы отступаем от святыни, от красоты.
Какой характер приобретает современное искусство? Чем безобразнее, тем моднее. Человек, где твой образ Божий? Искусство, которое призвано творить красоту, просто вырождается и вместо красоты порождает жуткие карикатуры. По христианскому учению, Бог есть первичная красота. Почему у человека такое стремление к красоте, почему он пленяется ею? Потому что в нем – образ Божий, отражение первичной красоты.
– Если Бог знает наши мысли и поступки на протяжении всей жизни, то какова наша обязанность к Нему? Как понимать, что при Божьей воле у нас есть абсолютная свобода?
– Какое наше отношение может и должно быть к нашей любящей матери? Она все про нас знает. Но мать уже больна и немощна, она ничего нам не может сделать, и мы можем себя вести как угодно свободно. Но что-то внутри свербит. Я чувствую, что не могу относиться к ней небрежно, без должного внимания и уважения.
Богу так же известны наши мысли и чувства. Но, по христианскому учению, Бог не может коснуться человеческой воли. Именно поэтому человечество пало еще в Раю. Человеку дана богоподобная свобода. Естественно, не такая свобода, чтобы делать все, что угодно, иначе бы мы давно съели друг друга. К счастью, мы ограничиваем свободу друг друга. Имеется в виду метафизическая свобода – свобода выбора добра и зла, который происходит в душе человека. Это – одна из самых фундаментальных характеристик человеческой личности. Основным стержнем христианского вероучения является синергия – соединение, сотворчество, совокупное действие. Сам Бог не может заставить человека делать добро. Но и дьявол не может заставить делать зло. К чему мы стремимся и чего хотим? Кто мы есть? Мы это выбираем уже здесь, на земле. И то, что Бог знает будущее, ни на йоту не исключает нашего выбора.
– Почему апостол Павел почти во всех своих Посланиях говорил о положении женщины в Церкви, в обществе и по отношению к мужу?
– В любом организованном человеческом обществе должен быть руководитель, глава, за которым остается последнее слово. Это – необходимый закон человеческой жизни. Именно он утверждается апостолом Павлом. Если все будут иметь одинаковые права, настанет хаос. Когда говорят «жена да убоится мужа», речь идет не о животном страхе. Ибо дальше апостол Павел добавляет, что муж должен любить жену как свое тело: «Любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее». С одной стороны, апостол утверждает закон существования семьи, в которой должен быть глава, а с другой то, что его власть держится на любви.
Это положение чрезвычайно важно для общественного, государственного и общечеловеческого устройства. Его великолепно выразил один из самых выдающихся людей XIX века, вождь славянофилов, Алексей Степанович Хомяков. Он коротко и ясно сформулировал русскую идею как «единство в свободе по закону любви». Это – идеальный принцип общественного устройства, мы этого желаем всем народам и государствам. Мы должны быть свободны, но эта свобода ограничена любовью. И семья тоже призвана жить по этому принципу.
– Прокомментируйте современную позицию: «Бог един, а религии – все равны».
– Я уже говорил, что Бог один, но у каждой религии есть свой образ Бога, который для нее является Богом. Это надо запомнить, потому что сейчас изо всей силы насаждается идея абсолютного равенства всех религий и создания из них единой мировой религии. Как это возможно? Надо выбросить все то, что в каждой религии является наиболее ценным, оставив одну оболочку, и создать единый культ. Апостол Павел пишет о том, что антихрист в храме Божием сядет, выдавая себя за Бога. Мы идем к единой религии, в которой не будет Иисуса Христа и утверждения, что Бог есть любовь. Все будет построено на других вещах. Апостол Павел писал, какое может быть общение света со тьмой, Христа с Велиаром? Идет страшная тенденция смешения всех религий, включая северных шаманов и африканских колдунов. Под какой идеей? Во всех религиях один Бог. Извините, Бог один, но не в религиях. У нас сейчас нет никаких идеологических границ, любые идеи разгуливают свободно. Я боюсь, что и у нас многие окажутся заражены этой дикой идеей единого Бога во всех религиях.
– Как вы представляете образ Бога?
– В Новом Завете неоднократно говорится, что Христос есть образ Бога невидимого. Вот наш образ Бога, он дан нам во Христе. Если вы хотите узнать об этом подробнее, почитайте Новый Завет. Не надо представлять Бога как человека, это – Дух. Речь идет о духовной сущности Бога, которую мы видим во Христе. Эта сущность проявилась в жертвенной любви. Он добровольно принес Себя в жертву для спасения человека.
– С чем связаны нарушения психики, которые проявляются даже в раннем детском возрасте?
– Биологи и медики в ответ на этот вопрос будут говорить про мутации, деградацию и вырождение человеческого рода в физическом, психическом и, увы, в нравственном и духовном плане. Еще за две тысячи лет до нас пророк Иоанн Богослов написал, чем все это кончится – катастрофой, концом мира. Но речь идет не только о генах и наследственности, хотя факты – налицо.
Биологи представляют гены как чисто соматическое, телесное явление. Ничего подобного! Гены так же двусоставны, как и сам человек, который духовно-телесен. Гены несут в себе не только телесное, но и духовное начало, которое определяется духовным состоянием родителей. Наша духовность, нравственность, поступки формируют духовную составляющую наших генов, и это передается детям. Как осторожны должны быть родители, если хотят иметь хороших детей! Римские патриции, когда их жены были беременны, окружали их только красивыми предметами, людьми и видами природы. Они заметили, что, оказывается, на формирование плода влияет все то, что воспринимает женщина. Римляне были язычники, они видели только внешнюю красоту. А христианство говорит о более важной духовной составляющей. Как важно в этот период и до него не омрачить свою душу грехом. По христианскому учению, грех – это рана, которую человек наносит сам себе. И это зло формирует духовную составляющую наследственности. Как важно предупреждать об этом тех, кто вступает в брак.
Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна