Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Миф о сращивании Церкви и государства

12 ноября 2012 года

Вопрос жителя города: "Вам  не кажется, что в настоящий момент в России сложилась нездоровая ситуация, когда Церковь и государство находятся слишком близко друг к другу? Возможна ли вообще в нашей стране полная их взаимная независимость"?

Отвечает иерей Сергий Скузоваткин, клирик храма Всех Cвятых:

На мой взгляд, ничего такого нет. Постараюсь обосновать. Прежде всего, необходимо разделять хорошие отношения представителей духовной и государственной власти или, скажем, признание государством авторитета Церкви, представляющей огромное число граждан, от близости структурной или правовой.

История знает гораздо более тесное взаимодействие государства и Церкви, например, в Римской империи – государстве с четко построенной юридической системой. Там, начиная с 313 года, весь церковный клир вплоть до низших чинов был освобожден от муниципальных обязанностей и существенных налоговых обложений, как занимающийся общественным служением. В ряду судебных привилегий Церковь приобрела неподсудность епископа, освобождение священников от судебного допроса и пыток. Епископу (как доброму пастырю) вменялось быть третейским судьей, он имел право печалования (ходатайства за других). По закону, храмам усваивалась неприкосновенность и возможность политического убежища. К IX веку для признания законности брака сформировалось традиция обязательного венчания.

Можно по-разному относится к этим примерам. Полезны ли были те или другие привилегии для Церкви? И как воспринимать Церковь: как общественно-полезный институт или как спасительный корабль? Люди на это смотрят по-разному.

Для нашего государства Православная Церковь юридически остается одним из прочих религиозных объединений. А как относиться к преподаванию Основ православной культуры большинство граждан, называющих себя православными, еще для себя не решили… Возвращаясь к вопросу, возможна ли полная независимость Церкви и государства, думаю, не больше, чем у людей живущих по соседству. Византийское государство, осознав себя христианским, не перестало быть веротерпимым. Там прав и свобод для других религий было не меньше, чем в современном российском государстве. Однако самой важной привилегией Церкви в государстве Константиновской и последующей эпохи было как раз невмешательство государства в церковные дела.

Сейчас, на мой взгляд, в России у Церкви и государства общая озабоченность – духовно здоровое общество. В этом направлении и должно происходить сотрудничество.

    А вот что ответил на вопрос по поводу «сращивания Церкви и государства в России» Святейший Патриарх Кирилл в передаче «Слово пастыря» от 20 октября 2012 года:

Я уже неоднократно имел возможность говорить о том, что тема сращивания Церкви с государством в нынешних условиях на пространствах канонической территории Русской Православной Церкви это миф. Этот тезис очень легко доказывается, потому что для того, чтобы сказать о сращивании, нужно процитировать либо Патриарха, либо постановления Священного Синода или Архиерейского Собора, и показать, что Церковь имеет своей целью сращивание и осуществляет эту цель.

Но если мы возьмем все документы, в которых говорится о взаимоотношениях Церкви и государства, включая Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, коими Церковь руководствуется, выстраивая свои отношения с государством, то ничего подобного мы не найдем. Потому что Церковь, пройдя через тяжелейшие годы XX века, анализируя все то, что произошло с ней в XX веке, во многом причиной происшедшего видела те взаимоотношения Церкви и государства, что сложились в Российской империи. Тогда Церковь была государственной Церковью, называлась ведомством православного исповедания, являлась частью государственной машины. И, естественно, когда в результате революции рухнула государственная машина, то и против Церкви был нанесен сокрушительный удар. Правда, не столько потому, что она была частью государственной машины, сколько потому, что учение Церкви, ее проповедь расходились с идеалами тех, кто решил строить на разрушенном фундаменте старой жизни новое здание...

Далее патриарх Кирилл объяснил, почему сегодня возник этот миф. Им пугают людей те, кто категорически не заинтересован в укреплении позиций Церкви, в христианизации и духовном просвещении нашего народа. Это – один из способов борьбы с Церковью. А причиной его возникновения явилось то, что налицо успехи Церкви, которой, как показывают социологические опросы, доверяют подавляющее большинство россиян.

Почему не говорится о сращивании Церкви с государством в Польше, в Соединенных Штатах, где на деньги налогоплательщиков содержатся капелланы? Почему никто не возмущается по поводу того, что Президент Соединенных Штатов присягу приносит на Библии? Можно представить себе, какой был бы крик, какое скрежетание зубами, если бы нечто подобное было в России! А капелланы в армии? С большим трудом было принято решение. Но ведь до сих пор двадцать с небольшим священников на всю великую Российскую армию… Постыдитесь! Но ведь употребляете эти аргументы, пытаясь доказать сращивание, и вроде как люди серьезные… Стыдно все это читать…

Русская Церковь ни с кем не сращивается, в том числе и с государством, но она несет ответственность за нравственное состояние своего народа, за поддержание духовной и материальной культуры. И в этом смысле она будет находиться в диалоге с любой властью – с тем, чтобы через сотрудничество с властью, в том числе, служить этим высоким целям, которые перед ней стоят. Церковь не уклонялась от сотрудничества даже в советское время – там, где это было возможно, там, где хоть как-то можно было использовать инструменты диалога для утверждения нравственности, духовности в жизни нашего народа. Она не сойдет с этого пути и сегодня, какая бы власть ни была в России, потому что Церковь не является оппозиционной силой…

Подготовлено с использованием материалов Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси

 

 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.