27 сентября 2012 года
На праздновании 200-летия Бородинского сражения в Москве побывали 15 ребят из Дивеевского района. Поездка явилась поощрением самым усердным членам военно-патриотического клуба «Град». О самой поездке и о клубе рассказал его руководитель – протоиерей Павел Павликов из Дивеева.
Ожившая история
Еще в начале лета мы по Интернету узнали, что планируются юбилейные торжества на Бородинском поле, и загорелись желанием свозить туда воспитанников нашего клуба. В ходе подготовки к поездке узнали, что каждый год на Бородинском поле в первое воскресенье сентября проходят торжества, посвященные Бородинскому сражению. Кроме того, уже 6 лет подряд, ежегодно, возле д.Шевардино (в 3 км от с.Бородино, где был знаменитый Шевардинский редут) проходит Всероссийская детско-юношеская военно-спортивная игра «Вера, Отечество, Честь». В игре участвуют военно-патриотические клубы и кадетские корпуса из России и стран СНГ. В этом году было около 600 человек, в числе организаторов мероприятия – ДОСААФ и МВД России. 1 сентября мы поучаствовали в этих соревнованиях, а также увидели генеральную репетицию Бородинского сражения.
В нем участвовали военно-исторические клубы, которые занимаются реставрацией вооружения и реконструкцией исторических событий. В этом году было огромное количество зарубежных гостей: итальянцы, французы, англичане. Присутствовали два президента – России и Франции. Сами торжества проходили в воскресенье, 2 сентября. Но, поскольку ожидалось большое стечение народа – десятки тысяч зрителей, то мы побоялись, что будет сложно что-то увидеть, и решили побывать на генеральной репетиции накануне действа, которая, думаю, мало отличалась от него.
В реставрации Бородинского сражения участвовало более 2 тысяч человек в форме русской и французской армий – артиллерия, конница, пехота. На стороне Наполеона воевало 20 государств, там были литовские и польские уланы, испанские солдаты. Наши войска представляли гусарские и казачьи кавалерийские полки, гвардейские полки, кирасиры, уланы, драгуны. Все было отреставрировано просто потрясающе.
Пошагово была восстановлена картина сражения, ход которого комментировали дикторы. Например: «Вы сейчас видите, как через реку Колочь пытается переправиться батальон французской пехоты. Наши егеря их встречают ружейным огнем, отходят. Подходит батальон русской пехоты, начинается свалка на мосту. Французы наносят конный удар. Навстречу несется наша кавалерия, они схватываются». Все так подробно показывали и рассказывали. Возле каждого из трех мостов через реку разыгрывалось жесточайшее сражение. Стреляли ружья и пушки. Конечно же, реконструкторы не наносили колющих, режущих ударов шашками и пиками, а просто имитировали моменты боя.
По местам воинской славы
В Москве мы переночевали на приходе в честь св. Марона Пустынника. А утром, 2 сентября, пошли на воскресную литургию в Храм Христа Спасителя, который находится в 10 минутах ходьбы от этого прихода. До начала службы осмотрели мемориальные доски храма-памятника, посвященные героям войны 1812 года. После Божественной литургии мы пешим строем направились к стенам Кремля, посетили Оружейную палату и Соборную площадь. Там были открыты все храмы, кроме Успенского собора, где почивают мощи святителей московских. Мы поклонились древнейшим кремлевским святыням, сфотографировались возле Царь-колокола и Царь-пушки. Потом на метро проехали к Кутузовскому проспекту, где расположена Бородинская панорама. Это – огромнейшее, в несколько десятков метров, художественное полотно по кругу с элементами бутафории. Оно ярко оживило в памяти события, которые были отражены на мемориальных досках в Храме Христа Спасителя: названия сражений, количество погибших офицеров и низших чинов в войне 1812 года. Дети получили незабываемые впечатления, тем более что некоторые впервые побывали в Москве.
О военно-патриотическом клубе
Мы создали клуб по инициативе детей, что самое ценное. Мы хотим физически и морально подготовить ребят к службе в вооруженных силах, воспитать в них мужское начало и любовь к России, убеждение, что ее нужно защищать с оружием в руках. Другого пути у нас никогда не было.
Первые занятия в клубе состоялись в 2009 году в здании монастырской школы на ул.Полевой. Но там не было хорошего спортзала, поэтому мы попросились в Дивеевскую муниципальную школу. Сначала директор предоставил возможность заниматься в учебных классах и спортзале. А с 1 сентября 2011 года у нас появилось 6 своих помещений в цокольном этаже школы: тренажерный зал, совмещенный с тиром, учебный класс, оружейная комната, раздевалка, библиотека и медиатека. Они были отремонтированы и технически оснащены на пожертвования частных предпринимателей, помогающих клубу. Поездка в Москву стала возможной тоже благодаря им.
Клуб изначально был задуман районного масштаба. Сегодня в нем занимаются дети из Кременок, Глухова, Суворова, Большого Череватова и др. Они добираются на личном автотранспорте, рейсовых и монастырских автобусах. В сельских школах ничего такого нет.
Основное направление в клубе – рукопашный бой (два раза в неделю). Кроме того, ведется стрелковая, медицинская и горная подготовка. Ребята изучают тактику, вооружение и технику российской и иностранных армий, структуру и управление вооруженными силами, уставы, военную историю, технику выживания в экстремальных условиях. На теоретических занятиях используем обширный видеоматериал и плакаты. Стараемся больше показывать, чем рассказывать. С детьми работают 8 инструкторов, в основном, офицеры запаса, среди которых есть профессионалы высочайшего уровня, а также медики, психолог и священник. В этом году один наш выпускник поступил в суворовское училище, и еще двое собираются поступать в военные училища на будущий год.
Раз в неделю выходим в лес для проведения тактических занятий: имитация боевой ситуации, полоса препятствий, стрельбы из пневматического оружия, выживание в лесу. Периодически выезжаем в воинские части, чтобы показать армейские учения, жизнь и быт. Раз в году проводим военно-полевые сборы. Дети по 2-3 недели живут в лесу, в палатках, сами себя обслуживают, готовят пищу на костре. Занятия с учебным оружием в руках занимают по 8 часов в день.
В начале учебного года у нас бывает высокая посещаемость – около 60 человек (с 5 по 11 класс), из них к концу года остается 20-25, но костяк клуба сохраняется. К сожалению, эта тенденция – общая для всех клубов. За три года через клуб прошло около 200 детей. Сначала брали и девочек, но теперь отказались от этого, т.к. они отсеиваются первыми. Эти занятия не для девочек. Одни воспитанники выбывают по возрасту, другие – переходят в другие кружки и секции, а некоторые уходят на улицу. Почему это происходит? Психологическое тестирование дало неутешительный ответ: «Потому что на улице легче», хотя они там сами страдают от безделья. Преодолевать трудности в наше время не принято. Большинство воспитанников из верующих семей, хотя и не все. Но пьющих, курящих и сквернословящих в нашем клубе нет. Такие дети к нам не прибиваются, чувствуют себя чужаками.
Ошибки родителей
В прошлом году мы ездили в Центральный музей вооруженных сил в Москве, в дальнейшем планируем посетить Военно-морской музей, Музей военного костюма, Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге. Мечтаю показать детям город-герой Севастополь – землю, политую кровью русских солдат. Но не у всех ребят есть паспорта, поэтому вывезти их за пределы России – проблематично. Некоторые родители не разрешают детям брать паспорта, считают, что те должны сидеть дома, читать Псалтырь, работать на огороде, и больше им ничего не надо.
Сейчас в школах вводится электронный дневник, чтобы родители могли отслеживать успеваемость ребенка. Уже поднялась протестная волна. Некоторые родители настаивают на том, чтобы в монастырской школе не преподавали английский язык и информатику. А когда им указывают на обязательные образовательные стандарты, говорят: «Тогда пусть лучше наши дети вообще не учатся». Какой английский язык, когда скоро будет кончина мира! У нас в клубе есть три мальчика, которые не ходят в школу. Очень хорошие ребята, но они с трудом читают и пишут. Их отец – образованный человек – за них решил, что они будут фермерами. Я говорю: «Подождите, когда ваши дети вырастут, они вам покажут, как за них можно решать. Когда им будет по 25-30 лет, вы пожнете плоды своей педагогики».
Один мой знакомый священник тоже получил такое строгое воспитание. Когда он вырвался из дома, поступив в семинарию, там в фойе общежития стоял телевизор. Он смотрел все подряд, по 24 часа в сутки. Родители с ним не беседовали, а просто все запрещали без разъяснений. Пока у него в душе заработал естественный фильтр, и он стал разбирать, что хорошо, а что – нет, столько грязи нахватал… Часто дети из верующих семей, которые после школы уезжают учиться, первый год ходят в длинных юбках и т.д. А потом как с цепи срываются и начинают себя вести намного хуже и безнравственнее сверстников из нецерковной среды.
Ошибку делают православные родители, которые воспитывают детей как аскетов. Те не готовы к свободной самостоятельной жизни. В детские годы не закладывают аскетизм. Это – путь, может быть, одного на миллион. А у обычных детей нужно развивать творческое начало, направляя их неуемную энергию в творческое русло, чтобы они были увлечены, горели в этой области. Детям нужно счастливое детство, с лыжами, коньками и т.д. А если перегибать палку, воспитывая их как маленьких старичков, то они со временем могут порвать с православием, да и с родителями тоже.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна