31 августа 2012 года
В этом году планировалось провести первый самостоятельный лагерь Национальной организации Витязей (Н.О.В.) в Сарове, но организационные трудности оказались пока непреодолимы. Поэтому, как и прежде, наши ребята отдыхали в деревне Обход Ардатовского района, где расположился лагерь Витязей «Русь».
Из 50 человек 15 были саровчане. Как всегда, смена проходила в самом теплом месяце лета – июле. Она завершилась, но тема детского отдыха, который должен помогать не только оздоровлению тела, но и становлению души юного человека, по-прежнему актуальна.
В целом, лагерь прошел удачно: в эти три недели полноценного отдыха витязи принимали гостей из Франции, дважды встречались с Православным творческим объединением «Мiр» из Сарова, провели ночную игру в новой форме, поход на Красную речку и, конечно же, бал – программа, как всегда, была очень насыщенная. Но каждый год бывают свои нюансы, проявляются какие-то проблемы. Об итогах этой смены мы побеседовали с начальником лагеря. Анжелика Михайловна Коженкова – православный педагог с большим стажем, она много лет занимается с детьми в воскресной школе, а этот лагерь – уже 14-й. Она обладает удивительным даром убеждения, хорошо понимает детей и так умеет подобрать слова, что слушаются даже самые трудные подростки.
– У нас было всего 50 ребят. Мы уже не можем брать по 100 человек, как прежде. Из-за проблем с дисциплиной становится сложнее включать детей в работу, решать те задачи, которые ставим перед собой. Все чаще сталкиваемся с тем, что у нынешних ребят отсутствует понятие, что можно, а что – нельзя. Постоянно требуется вмешательство старших, их авторитет. Больше всего не нравится, что в худшую сторону изменились мальчики…
- Стали более инфантильными?
– Инфантильность присутствует всегда, но сегодня они все чаще ведут себя не по-мужски, стали более склочными, что-ли. Такие ситуации я часто наблюдаю в московских электричках; мужчины ругаются с женщинами, не готовы уступить, проявить великодушие к слабому. Дети это перенимают от взрослых. А девочки сегодня, наоборот, более собраны и дисциплинированы. У меня с ними проблем нет, они между собой все вопросы решают самостоятельно. Большие молодцы, очень помогали – командир саровского отряда Алена Пителяк (она и в течение года много работала), Надя Чумак, Маша Курякина, Тоня Мармышева.
– Лагерь витязей получает от кого-нибудь финансовую поддержку?
– Мы изыскиваем средства, находятся люди, которые нам помогают. Понятно, что проведение лагеря – дело непростое и недешевое, поэтому очень важно материальное участие родителей, которые оплачивают отдых своих детей. То, что они отправляют детей к нам, а не в другие лагеря, где могли бы получить льготы по оплате – это их сознательный и ответственный выбор в пользу лагеря «Русь», чтобы дети находились в нравственно чистой среде.
– Какой состав детей?
– Наш лагерь предназначен для членов Н.О.В. – витязей и вожатых, как награда за их работу в течение года. Но, как всегда, у нас много детей из неблагополучных семей района, которые приехали впервые. С ними нужно работать, устанавливать дисциплину. Уходит драгоценное время – возимся, нянчимся… Еще мы столкнулись с тем, что дети не умеют ценить материальные блага – могут легко бросить вещь, потерять, испортить.
– Каковы меры воздействия?
– Убеждение. Я всегда продумываю разговор; что сказать и как, чтобы ребенок не ушел в глухую оборону, а послушал. Пока получается.
– Дети, которые впервые попадают в лагерь, приезжают на следующий год?
– Как правило, да. Потому что родителям с ними тяжело справляться. А когда они после лагеря видят реальное улучшение поведения, хотят повторить эффект. Нами пользуются, как каким-то исправительным учреждением до поры до времени, пока ребенок не вырастет и не войдет в норму. Причем это замечание относится не только к тем, кто первый раз случайно побывал в лагере, но даже к детям из православных семей. Пройдя порог переходного возраста, многие дети становятся нормальными уравновешенными людьми, хорошими помощниками в семье. И родители считают: «Все, хватит, поездил». А когда же отдать другим? Когда же послужить организации ради других детей? В мыслях этого нет. Вернусь к проблеме мальчиков. Много старших девочек приезжают помочь поставить и убрать лагерь, а с ребятами как-то не выходит. Старшие витязи исчезают, опереться подчас не на кого. Но не все мальчики нас бросили. В этом году в Починках умер служивший там священник о.Сергий Мальков, отец семерых детей. Но, несмотря на это огромное горе, его старшие сыновья провели в селе небольшой лагерь Н.О.В. Им помогли витязи Вова Калиновский и Ваня Бубликов. Братья Мальковы уже третий год пропагандируют работу Н.О.В. в Починковском районе, администрация этому очень рада. А Вова Калиновский и Алексей Безвительнов работали на отрядах и в нашем лагере, да и Ваня Бубликов помогал по мере сил. Но в целом, конечно, старших мальчиков не хватает.
– Какие моменты в этом лагере были самые интересные, яркие?
– Приезд французов в начале смены. Мы с ними знакомы уже не первый год. Они целый день провели с детьми, используя свой большой опыт проведения лагерей; пели и играли. Ребята были очень довольны, потому что взрослые с ними много общались и отвечали на все, даже самые глупые вопросы, например: «А вы говорите по-французски?» Отношение к детям разительно другое с первой минуты и до последней – самая высокая планка. У нас я часто вижу равнодушие родителей к тому, чем дети занимаются в лагере. А во Франции лагерь – семейное предприятие, неотъемлемая часть жизни, можно сказать – святое дело. Это возможность для взрослых встретиться друг с другом и побыть с детьми. Каждый лагерь посвящен какой-то теме. Если это, например, «Древняя Русь», тогда все мероприятия заточены на ее изучение, делается постановка оперы «Град Китеж», ребята знакомятся с произведением… Для меня это всегда будет каким-то недостижимым идеалом.
– У французов, наверное, свои проблемы?
– Да, для них это – язык. Они стараются приучить детей говорить по-русски, но это уже очень сложно (хотя помогают государственные законы во Франции; если ты знаешь два языка, то имеешь льготы при поступлении в университет). Однако заложенное воспитанием ничем не перечеркнешь, даже тем, что они по-русски говорят с акцентом. По тому, что из них получается в итоге, разница с нами огромная. Из мальчиков вырастают настоящие мужчины, которые никогда вперед дамы в дверь не войдут, в них это заложено на уровне подсознания. Все идет из семьи.
– К вам дважды приезжали члены Православного творческого объединения «МiР», чему были посвящены эти встречи?
– Первым стал рассказ об истории куклы; какие они бывают, из чего их можно сделать. Каждый раз, когда из чемодана доставалась очередная кукла, дети просто взвизгивали от удивления и радости. В заключение ребятам показали, как сделать куклу из подручного материала. К примеру, из старенького стульчика: вот он идет грустный, а вот веселый бежит в школу. Мы наблюдали полный восторг детей, их активное участие. А во второй раз Роман Валерьевич Сванидзе приезжал с беседой о Януше Корчаке.
- Насколько тебе самой как педагогу близки идеи Корчака?
- В рассказе о Януше Корчаке поднимается тема служения ближнему, а это – необходимо. Дети увидели фотографии гетто, где Корчак работал последние дни. Помню, что в 4-м классе нас водили в библиотеку и рассказывали об этом удивительном человеке. Меня поразила его смерть вместе с детьми. Я уже была знакома с Евангелием и знала, что такое жертвенность, но Корчак поразил меня в самое сердце и остался на всю жизнь примером. Своей смертью он сказал все! Как говорил митрополит Антоний Сурожский: «Если ты готов умереть за свои убеждения, это значит, что твои слова и дела – правда».
Я думаю, что обстановка в нашем лагере перекликается с тем, что делал для детей Януш Корчак. Здесь им дана возможность самоуправления, они реально могут многое сделать. А для становления личности ребенка ему необходима возможность себя проявить. Именно поэтому во всем мире принята практика скаутских лагерей, где есть иерархия младших и старших, где воспитывается ответственность. Дети могут не все понимать на уровне сознания, но через действие обретают правильный навык. Говорят: «Если у тебя плохое настроение, улыбайся, и через улыбку к тебе вернется хорошее расположение духа». Так и здесь – процесс идет не от головы к действию, а от действия к голове. И я вижу – это получается.
– Как дети восприняли этот материал?
– Им было сложновато. Поскольку большинство почти не читают книг, для них многое из рассказа ускользало. Но я считаю, что надо как можно выше поднимать планку, во всех отношениях – в интеллектуальном, в моральном… Чтобы дети хотя бы пытались подтянуться. И тогда какой-то уровень будет достигнут. А если давать только то, что они способны воспринять сейчас, мы проиграем. Дети порой понимают больше, чем это видно со стороны.
Незаметно закладывается зерно в душу и в какой-то момент прорастает. Никогда не знаешь, что может ребенка пробудить от этой спячки – от современного всеобщего равнодушия и нестерпимого хамства, что поможет ему вырасти нормальным человеком, стать гражданином и христианином. Эти два понятия трудно разделить. Потому что стать хорошими гражданами – не только пожелание Национальной организации витязей. Нас к этому апостол Павел призывает. Церковь учит быть хорошими во всем.
Мы побывали в лагере Витязей незадолго до окончания смены, в праздник девочек – вожатых, в день памяти святой равноапостольной княгини Ольги. На торжественной линейке Анжелика Михайловна кратко, но очень емко на примере русской святой рассказала, в чем состоит суть христианского пути:
– Княгиня Ольга выросла в языческом мире. Все, кто хоть немного изучал историю, знают, как жестоко, в духе тех традиций, отомстила она древлянам за смерть мужа. Но, став христианкой, княгиня Ольга принимает совершенно противоположный образ жизни – путь сложный для каждого человека (и для нас с вами) тем, что нужно отрекаться от своих желаний, быть внимательным к нуждам другого человека. Даже если он не вызывает у тебя симпатии, ты обязан ему помочь ему и стать опорой в трудной ситуации. Это не просто пожелание, а действительно обязанность. Самый большой пример этому в нашей жизни – Христос, который отдал за нас жизнь. Все очень просто. Он отдал жизнь за всех людей, чтобы они имели возможность спасения. А мы должны по мере сил следовать этому пути. Поэтому мы и называемся христианами…
Дети – и подростки, и малыши – слушали очень внимательно. Слово, за которым стоит личный духовный опыт, имеет особую силу. Сама сложность педагогики в любых проявлениях (будь то лагерь или школа) в том, что это – служение. Очень сложно понести этот труд, не будучи христианином. Особенно в наше время. Потому-то мы и наблюдаем кризис современной педагогики. Его невозможно преодолеть без возвращения к духовным корням.
Фотогалерею можно посмотреть здесь.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна