Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Дай столько, сколько тебе подсказывает твоя совесть

27 июля 2012 года

На вопросы отвечает клирик храма Всех Святых иерей Сергий Скузоваткин.

– Батюшка, на что идут пожертвования прихожан?

– Мы знаем, что Церковь – Тело Христово. Но, кроме того, это еще и земная организация, которой нужно в материальном плане как-то обеспечить свое существование. Деньги собирают в Церкви как целевые пожертвования, например, на колокол. Прочие средства направляются на текущие нужды, а куда именно и сколько, решает настоятель.

Если вы видите в церкви ящик с надписью «жертва на храм», то независимо от того, куда пойдут деньги, эта жертва спасительна для человека, который оторвал их от себя и принес Богу вместе со своим «сердцем сокрушенным и смиренным». Сокрушение – это плач о грехах. А смирение – это когда человек не считает, что он должен решать, куда пойдут деньги, и требовать отчетности. Деньги могут быть истрачены на содержание храма или на жалованье его работникам. Это не должно иметь значения для жертвователя, ведь он пожертвовал Богу.

– В древней церкви жертвовали десятину. А сейчас сколько нужно? Должен ли я приносить эти деньги в Церковь или могу сам помочь нуждающимся? Или это уже сверх положенного?

– Десятина – древняя форма пожертвования для членов Церкви. И она до сих пор существует на Западе. Но я думаю, что в наших условиях введение такого порядка не оправдало бы себя, потому что в России было подорвано само понятие границ Церкви. В течение 70-ти лет советской власти отношения людей и Церкви были насильственно прерваны, а до этого Церковь находилась внутри государства, что тоже неправильно. Поэтому сейчас многие относятся к такому членству безответственно. Захотел – пришел на службу, не захотел – не пришел, и никому ничего не должен.

Десятина – это идеальный принцип для сознательного христианина, который понимает, что вся его жизнь принадлежит Богу и Церкви, поэтому ему отдать даже десятую часть своих доходов покажется малой жертвой. Пожертвования делаются добровольно, и это основано на добровольности членства в Церкви, участия в Теле Христовом.

Если сейчас в России ввести десятину, то большая часть прихожан будет к этому не готова. Это оттолкнет людей от Церкви, многие вернутся к прежнему бесплодному состоянию веры в Бога «в душе». Поэтому Церковь включила то, что раньше называлось десятиной, в требы, в пожертвования за свечи и записки. Понятно, что труд поминания записок не имеет денежного эквивалента, ведь он не сводится к их механическому прочтению. Молитва Церкви, так же как и приносимая жертва, – свята.  Деньги – это лишь внешнее отображение жертвы, они свидетельствуют о труде и о его ценности.

Что касается помощи нуждающимся, то она не относится к десятине, а сверх нее. Хотя Церковь часть средств часто направляет на благотворительные цели, но ведь конкретный человек, задавший вопрос, этим не распоряжается. Если же у него милующее сердце, если он способен видеть чужое горе, нужду и откликнуться на это, поделиться от своего достатка и благополучия, то в этом – жизнь его души. Многие от этого получают радость.

Если же человек помог нуждающемуся и рассуждает: «Раз я в этом понес издержки ради Бога, то в церковную кружку ничего не положу», то это будет уже формальный подход. Десятина и благотворительность – разные вещи, не надо их смешивать.

– Являются ли требы видом услуг или нет?

– Мне всегда не нравилось слово «треба». Оно вызывает ассоциации с выходом «по требованию» и, с другой стороны, как будто мы что-то требуем от Бога… В церкви есть таинства, которые всегда простираются на душу человека, поэтому любая треба – это не услуга. Наоборот, если мы относимся к ней как к услуге, к чему-то внешнему, то рискуем не получить от нее никакой пользы. Нельзя относиться к Богу как к безликой силе, от которой мы, совершая «правильные» действия, хотим получить что-то конкретное. Можно зажечь свечки, прочитать положенные молитвы, покадить, покропить, но если с сердцем человека ничего не произойдет, то освящение квартиры ему не поможет. Мы это объясняем людям, когда с ними договариваемся о встрече. Священник всегда говорит, что не он здесь главное лицо, он  лишь призван в молитве соединить Бога и сердце человека...

Под услугой понимают то, что для нас делает за плату другой человек или организация. Когда вы вызываете сантехника, то можете заниматься своими делами, не вникая в то, как именно он вам все починит. Вы за это деньги платите, чтобы не вникать.

А священники предупреждают людей о том, что им самим нужно потрудиться, своим трудом и пожертвованием делая шаг навстречу Богу. Он – существо личное, поэтому от Него нельзя что-то «поиметь», взять только хорошее (здоровье, благополучие, достаток) и не взять всего остального.

Я бы назвал требу взаимной жертвой. Священник служит человеку, а он жертвует Церкви, поэтому нет и фиксированной платы за это. Ориентировочно указывается некая сумма, как правило, минимальная. Это делается для человека, который мало знаком с церковным укладом и боится дать как больше, так и меньше. Дашь больше – себе в убыток, а меньше – о тебе плохо отзовутся. Когда человек жертвует, он должен отбросить эти соображения. Дай столько, сколько тебе подсказывает твоя совесть, при этом бывает внутреннее освобождение, легкость в душе.

– Чем отличается привычное каждому понятие «цена» от «возможного пожертвования», как это написано в храме?

– Некоторым людям плата за свечи и прочее кажется завышенной, но она определяется исходя из реальных нужд прихода и митрополии (которая также содержится на средства отдельных приходов), плюс расходы на коммунальные услуги и жалованье работникам. В древности члены Церкви служили ей своим трудом и имуществом. Они жили в Церкви и всячески помогали ей. Сейчас этого нет, поэтому работники храма получают фиксированную плату. Они должны ее получить, что бы ни случилось, ведь у них семьи. Их жертва Церкви состоит в терпении маленького жалованья, нефиксированного рабочего дня и круга обязанностей. Жалованье отличается от зарплаты. Зарплата – это то, что ты заработал по договору, а жалованье – то, что тебе пожаловали за твое бесплатное служение, за постоянную готовность к нему. Так же оплачивается труд военных. Военный, например, сутки дежурит в тяжелом карауле, а несколько суток отдыхает. Если бы он получал зарплату, нужно было бы рассчитать, сколько стоит один час его труда. Но его готовность послужить Родине – бесценна, это – подвиг, который он берет на себя. А государство жалует ему определенное жалование…

Поэтому в Церкви избегают слова «цена». За совершение некоторых таинств, например, Крещения, людям очень мягко предлагается сделать пожертвование. Если человек – нуждающийся, то Крещение происходит бесплатно. То же самое с отпеванием усопшего. Если родственник просит это сделать бесплатно, то его никак не уговаривают платить даже за свечи. Церковь старается быть на порядок дешевле (а, значит, доступнее для людей) по сравнению с теми сопутствующими услугами, которые оказывают светские организации при погребении усопших. Пожертвование за отпевание несопоставимо со стоимостью услуг агентов ритуальных фирм. 


Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Подготовила М.Курякина

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.