18 мая 2012 года
Во время Пасхального визита в Саров митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия стало известно о том, что 26 мая будет освящен нижний ярус восстанавливаемой церкви святых Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев.
Назначенная дата приближается. Вокруг храма завершается благоустройство, а внутри полным ходом идут иконописные работы. По словам руководителя иконописной мастерской «Ковчег» Алексея Анциферова, какие изображения были в этой церкви, известно только частично. На сохранившихся фотографиях виден свод в центре храма и под ним – евангелисты. Также сохранились снимки иконостаса. А остальные сюжеты и орнаменты были созданы в стиле росписи начала XIX века. А.Анциферов показал в алтарной части храма парные изображения свв. Зосимы и Савватия, прп. Германа Соловецкого вместе с прп. Серафимом. Над ними – сонм нижегородских и русских святых, чье житие так или иначе связано с Соловками или Саровом. Все они изображены на фоне Саровского монастыря.
В тот день вместе с владыкой Георгием в Сарове побывала настоятельница Дивеевского монастыря игуменья Сергия (Конкова). Ее очень интересовало, что было на месте храма, как это здание использовалось. А потом объяснила, почему начало возрождения утраченных святынь Саровской пустыни именно с этой церкви имеет особое значение:
– Слава Богу, что этот храм, в котором любил молиться батюшка Серафим, его молитвами и молитвами святых Зосимы и Савватия возобновляется. Кроме того, придел на втором этаже будет освящен в честь очень почитаемого батюшкой Серафимом праздника Преображения Господня. Все это свидетельствует о том, что преподобный печется о возрождении Саровской обители. Сейчас Владыка сказал, что следующий этап – это строительство Успенского собора, у стен которого был похоронен прп.Серафим.
– Матушка, как вы относитесь к словам, что «Дивеево – это шуба, а Саров – рукава»?
– Это известные слова прп. Серафима Саровского. Он сказал их Николаю Мотовилову, когда в Дивеево еще не было никаких соборов. Такая у них была беседа: «Хороши соборы Саровские?» – «Вельми хороши!» – отвечает Мотовило. – «А Дивеевские будут лучше!» Как можно было тогда думать,что в Дивеево будут соборы, которым позавидует Саров! Саровская пустынь была питательницей для Дивеевской общины. Сестры вязали теплые шерстяные вещи для братии в Сарове, а те давали им пропитание. Теперь же видите, каковы Дивеевские соборы!
– Большей части наших соборов, можно сказать, еще нет.
– Пока нет. Но батюшка Серафим похлопочет. Сначала о той церкви, в которой он причащался больной и в которой он своими руками делал престол. Еще раз отмечу, что прп. Серафим недаром почитал праздник Преображения Господня. С ним связано его учение о Святом Духе. В этом сокрыт глубокий смысл: как Господь преобразился на горе Фавор, так и души человеческие, если будут стремиться к богообщению, будут преображаемы тем же Святым Духом. Помните – «Святым Духом всяка душа живится…»? Даже у нас в Дивееве храм Рождества Христова прп. Серафим благословил освящать в праздник Преображения Господня, хотя по Уставу Церкви обычно так не делается. А он послал в Нижний Новгород к архиерею за разрешением, чтобы храм непременно был освящен в праздник Преображения. И если же не успеют в этом году, чтобы отложили на будущий. Так что этот ваш первый воссозданный храм – очень значимый. То, что с него началось возрождение, свидетельствует о том, что попечение прп. Серафима над Саровской обителью есть и будет всегда.
А.Виноградова, фото автора
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна