30 апреля 2012 года
На вопросы прихожан отвечает клирик храма Всех Святых иерей Сергий Скузоваткин.
– Как относиться к человеку, который всю жизнь крал у предприятия, государства, а потом стал жертвовать на добрые дела?
– Блажен человек, который отдает заработанное честным трудом. А если возникла такая ситуация, как вы говорите, то лучше этому человеку жертвовать, чем не жертвовать вообще. Поймите, я не оправдываю вора. Но сейчас падение нравов таково, что многие люди кражу с предприятия вообще не считают воровством, говоря: «Государство мне недоплачивает, поэтому я беру свое, где плохо лежит»… Мне кажется, что Господь попускает занять «хлебное место» тому, кто склонен воровать меньше, чем другой на его месте. Совсем неуправляемого человека Господь, по Своему человеколюбию, к такой должности не подпустит. И еще, всегда нужно разграничивать человека и его поступок. Когда же человек жертвует, это хорошо в любом случае.
А самое главное для нас – видеть грехи в себе, а не в других. Если знаешь свои слабости и болезни, будешь избегать провоцирующих ситуаций, в которых они могут проявиться. Но если этого не знать за собой, то можно, осуждая другого, самому на том же споткнуться.
Задача человека сострадающего – не быть причастным к чужому греху, но так расположиться к ближнему, чтобы оплакивать его боль и грех, нравственно принять другого человека. Это и есть жертвенность, настоящий образ христианства. Можно, конечно, оттолкнуть грешника, прикрываясь цитатами из Священного Писания. Но ни Бога, ни совесть не обманешь. Блажен, кто не грешит, но так переживает за согрешающего, как будто это сделал сам.
– В прошлом году я поздно возвращался домой. Ко мне подошел парень и попросил помочь его другу, который умирал от «передоза». Повел меня в подвал. Мне показалось, что его друг уже не дышал. Я вызвал «скорую», и того откачали. Сейчас все соседи меня попрекают этим случаем, так как от наркомана им нет покоя, то он устраивает поджог, то нахулиганит. Неужели я поступил неправильно?
– Если бы вы поступили иначе, то были бы повинны в смерти человека. Если вы его могли спасти, но не спасли, то духовно, нравственно совершили бы убийство. Может быть, перед лицом закона вы и не виноваты, но как с этим жить дальше, как спокойно спать? Я всегда повторяю слова о том, что по-настоящему доброе дело никогда не остается безнаказанным. Нужно к этому относиться спокойно.
– У меня знакомые – кришнаиты. Они меня приглашают на свои собрания. Правильно ли я делаю, что отнекиваюсь, ссылаясь на занятость?
– Надо уметь честно сказать о своих религиозных убеждениях. Мы не согласны с кришнаитами по многим вопросам. Они учат тому, что не сообразно с русской культурой. У них Бог – это какая-то абстракция. Я считаю, что к этому учению не следует даже приближаться, если вы считаете себя православным и стремитесь правильно славить Бога. Все религиозные системы направлены на то, чтобы сблизить человека с Богом, но при этом нужно выполнить определенные условия. И только христианство говорит о том, что природа человека повреждена и он не может сам себя спасти. Христос потому и пришел в мир, что никто не может спасти нас, кроме Бога. Спасти – значит привести к Богу.
– Как реагировать, если при тебе ругаются матом? Делать замечание или нет?
– Я в таких случаях всегда оцениваю, есть ли у меня шанс быть услышанным. Но если чувствую, что боюсь, то нарочно подойду и сделаю замечание. Вообще, об этом надо говорить, но сдерживая «праведный» гнев и не отвечая злом на зло. Если хотите, предельно вежливо и терпеливо: «Можно вас попросить, пожалуйста, не ругайтесь матом». Доброе слово с внутренней молитвой никогда не приводило к дурным последствиям. И еще, вспомните себя. Неужели вы сами никогда в жизни этого не делали? Вспоминается надпись на учебной машине: «Раздражает? Вспомни себя». Конечно, сейчас ругаются особенно демонстративно, не стесняясь присутствия женщин и детей. Потому что позволяем. Если мы предпочитаем промолчать, то должны быть готовыми к тому, что наши дети и внуки будут проходить мимо человека, которого убивают у них на глазах.
– Вокруг много знакомых молодых людей, которые какое-то время живут, не вступая в брак. Что вы думаете об этом?
– Из моего пастырского опыта, практически никому после такого сожительства, которое предшествовало браку, не удалось построить нормальную крепкую семью. В этом случае у молодых до регистрации была беззаботная и безответственная жизнь. Как игра. Девушке кажется, что молодой человек пытается завоевать ее сердце, достигает, но никак не достигнет, потому что она – свободна. Но брак происходит от слова «брать». И брать целиком. А молодому человеку это не надо. Он не смотрит на подругу как на цель, а лишь как на средство для удовлетворения своих желаний, использует ее как вещь. У каждого из них – свои интересы и отдельные кошельки. Все это расхолаживает. То, что должно срастись в единую плоть, они режут снова и снова по одному и тому же живому месту.
Грех – это разлад. И такой грех невозможно уврачевать, потому что он человеку начинает нравиться, он уже иначе жить не хочет. А в браке все по-другому, игры кончены и начинается совершенно реальная жизнь. Поэтому если такая пара все-таки решается зарегистрировать свой брак, он часто вскоре распадается.
Печальнее всего, что сейчас взрослые люди потакают, когда 16-летняя дочь приводит в дом молодого человека: «А что такого? Пусть сначала попробуют…» Советское основание воспитания этих родителей, не имея духовной основы, легко дало трещину: «Нам в молодости все запрещали, зато теперь детям можно». Так происходит разрушение основ чистоты и целомудрия. «Целая мудрость» – значит, нерассыпанная, нерастраченная. Когда человек играет в брак, он расходует чашу любви, проливая ее по частям. Потом ему уже трудно отдать себя целиком одному человеку. Жалко, что люди часто понимают это, когда бывает слишком поздно что-либо изменить.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна