Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Радоница – Пасха для усопших

13 апреля 2012 года

На вопросы, связанные с христианским поминовением усопших, ответил иерей Сергий Скузоваткин, клирик храма Всех Святых.

– Как поминать усопшего, если точно неизвестно, был ли он крещен?

– Еще в XIX веке была предложена формула «крещается раб Божий (имя), аще некрещен». Точно так же священники поступают, когда в поминальных записках попадаются неправославные имена: Эдуард, Станислав и т.д. Мы, понимая спасительность для человека самого первого Таинства – Крещения, молимся: «Помяни, Господи, аще крещен». Но если точно неизвестно, был ли человек крещен, лучше в церкви записок о нем не подавать. А дома о нем можете молиться.

– Часто соседи или сотрудники на работе угощают конфетами «на помин души». Если при этом спросишь имя усопшего, говорят, а не спросишь, не говорят. Подразумевает ли этот обычай молитву взамен на милостыню?

– Верующие люди и неверующие по-разному понимают поминовение усопших. Часто обычаи светских людей отдаленно напоминают язычество. Они думают, если мы едим продукты, то получаемое от этого удовольствие передается усопшему. Бывает, пожилая женщина допытывается у священника: «Мне приснился умерший сын и сказал, что хочет икру. Наверное, его надо помянуть икрой?» Некоторые пытаются положить в гроб шоколадку, чтобы покойный передал ее человеку, умершему ранее. Смысл христианского поминовения – это милостыня, соединенная с просьбой помолиться об усопшем. А та же традиция в ее языческом понимании направлена на то, чтобы передать в загробный мир чувственные удовольствия. Мы не знаем, что на уме у человека, который нас угощает. Но мы должны (будучи православными) с благодарностью принять эту еду, как милостыню из рук самого усопшего и спросить, за кого помолиться.

– Правильно ли поступают люди, которые на Пасху раскладывают на могилах крашеные яйца и конфеты? Ведь эти продукты портятся. У меня ребенок по недогляду взял конфету, развернул, а там кишели муравьи…

– Кто привык это делать, все равно разложит продукты, чтобы у усопшего была сладкая загробная жизнь. Пусть их даже уничтожит весенняя непогода. Многие считают, что все съел покойный… Сейчас продукты действительно портятся, а раньше испортиться ничего просто не успевало. Помню, когда мы были детьми, то ходили на кладбище, собирали яйца и сладости. Для детишек это была большая радость и подспорье. Сейчас народ живет более сыто. Поэтому продукты лучше отдать непосредственно в руки людей.

Раньше поминальную трапезу воспринимали так, что покойный через своих родных пригласил людей, чтобы угостить и помолиться о нем. Точно так же, как и мы, живые, собираем гостей, когда у нас праздник, чтобы они разделили с нами радость.

Сейчас христианское понимание поминок во многом утеряно, ведь если христианскую культуру не возделывать, то она сама по себе тяготеет к языческому началу. Поэтому люди несут конфеты на кладбище. Поэтому закатывают могилы в бетон и гранит, чтобы не перетрудиться, дергая сорняки на могильном холмике, и мы, обходя надгробную плиту, можно сказать, ходим по лицам усопших. Обычай установки могильных плит мы переняли от католического Запада. А русская традиция погребения была более простой, но духовной: аскетический крест и холмик, за которым нужно ухаживать потомкам. Так проявляется забота и воздается честь ближним. Когда спрашивают, я всегда советую оставлять небольшой холмик у изголовья могилы, чтобы не ходить по этому месту. В деревне о таких вещах помнили, относились более осмысленно.

– Мы сказали о том, что неправильно. А как правильно? Чего от нас ждут усопшие?

– Они ждут наших молитв. Конечно, Господь знает, кому и что требуется для спасения, но Он желает, чтобы мы пришли в единство. Чтобы назидались в любви хотя бы по отношению к своим ближним. А мы даже к ним относимся формально. Если бы люди были более духовно чуткими, то они бы больше поминали усопших не на кладбище как на видимом памятном месте, а в храме, в Божием доме. Только христианство говорит, что человек воскреснет, и даже его тело почитается как образ Христа. Кладбище – место грустное, а в храме происходит спасение человека, его вымаливание.

– Но некоторые люди все равно тяготеют к кладбищу. Видимо, им тяжело отлепиться от умершего дорогого человека. 

– Да, священники часто сталкиваются с этой проблемой. Особенно это присуще тем, у кого была счастливая семейная жизнь. Они не могут восстановиться и заживо хоронят себя. Взрослые дети их, буквально, отгоняют от кладбища. Когда у человека нет крепкой веры, безысходность становится спутником его жизни, хотя при этом он может читать Псалтырь и формально выполнять все, что положено. Если человек не приобщен к храму и к Богу, ему нечем утешиться. 

– Каковы особенности поминания усопших в период празднования Пасхи?

– Радоница происходит от слова «радоваться». Этот изначально языческий праздник был  воцерковлен и получил новую окраску. Это – Пасха для усопших, возвещение им о Воскресении Христовом и всеобщем воскресении. Мы радуемся тому, что и наши близкие будут воскрешены. Само кладбище становится образом Гроба Христова как места будущего воскресения. «Яко живоносец, яко Рая краснейший, воистину, и чертога всякого царского показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего воскресения». Так и наши христианские гробы станут источниками воскресения. На панихидах, литиях и в Чине пасхального погребения поются ирмосы и стихиры канона Пасхи. Они осветляют традиционные песнопения, которыми поминают усопших, или заменяют их. «Со святыми упокой…», а потом сразу же – «Аще и во гроб низсшел еси, Безсмертне…» вместо «Сам Един еси Безсмертный…». Поэтому на кладбище торжественная и радостная обстановка. Даже отпевание людей в период от Пасхи до Вознесения Господня происходит легче, чем обычно. Когда после проповеди в присутствии скорбящих людей радостно говоришь «Христос воскресе!», они радостно отвечают: «Воистину воскресе!». Это настолько жизнеутверждающе! Усопшие вместе с нами празднуют Пасху, потому они в вечности будут вместе с Богом. Пасха возвращает нам правильное представление о смерти: «Где, смерть, твое жало? Где, ад, твоя победа?»


Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Подготовила М.Курякина

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.