20 февраля 2012 года
Священный Синод РПЦ 27 июля 2011 года утвердил чин "молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго". Этот чин в Сарове еще не применяли. Многие люди, услышав о нем, решили, что Священный Синод разрешил отпевать самоубийц. Но это не так. Комментарий иерея Сергия Скузоваткина.
– Батюшка, что нового содержится в принятом чинопоследовании?
– Это короткое чинопоследование не содержит молитв об усопшем, но просьбу «исцелить сердечную скорбь» молящихся, т.е. направлено на духовное оздоровление и подкрепление сил тех, кто переживает о родственнике, который не по-христиански окончил свою жизнь. Оно было введено для того, чтобы пришедшие в храм люди не ушли ни с чем, не получив никакого утешения в своей беде. Однако у нас, в Сарове, священники и так со вниманием беседуют с такими людьми, не пренебрегая их скорбными обстоятельствами. Но очень сложно объяснить родным, что новый чин – это не отпевание, а молитва о том, чтобы они сами обратились к Богу, могущему дать им утешение и правильное направление в жизни. Священник должен все это растолковать приходящим в храм. Но поскольку большинство людей не понимают и не вслушиваются в слова молитв, они на чин утешения сродников самоубийц могут подумать, что таким образом отпевают усопшего.
– Некоторые хотят отпеть усопшего и поминать в Церкви во что бы то ни стало…
– Люди склонны думать, что если они на земле выполнили какие-то внешние ритуалы, то это произошло и на небесах. Например, если отпели усопшего, то Бог ему автоматически сразу все простил. Стремятся не к тому, чтобы положить начало доброй христианской жизни, а хотят успокоить свою совесть: «Мы сделали все, значит, результат гарантирован». Но мы знаем, что даже святые люди, умирая, не были уверены в своем спасении, и в этом проявлялось их отношение к Богу…
Священники сталкиваются с еще одним распространенным заблуждением, когда люди полагают, что если родительская суббота называется «вселенской», это дает возможность подавать записки за некрещеных или наложивших на себя руки сродников. Я знаю случаи, когда священники за проскомидией по неведению вынимали частицу за таких людей и сразу ощущали даже физическое недомогание. Дело в том, что при этом молитва посылается туда, где нет ответной реакции. Ведь когда мы молимся за усопших, они эту молитву воспринимают, но самовольно ушедшие из жизни не могут ее воспринять. Это все равно, что играть в футбол со стеной: чем сильнее ударишь, тем сильнее получишь ответный удар. Мы это объясняем людям, которые любыми путями хотят отпеть родственника, как будто отпевание – это разновидность магии: помолились за усопшего, нажали кнопку, и Бог автоматически введет его в рай…
– Можно ли келейно молиться за самоубийц?
– Если дерзновение есть, то молитесь. И в первую очередь такое дерзновение должно быть у родственников, которые больше всех переживают случившееся. В то же время нужно избегать впадения в другую крайность, полагая, что твоя молитва – всесильная. За такую самонадеянность можно поплатиться.
Церковь – это Святое Тело Христово, в котором человек спасается по собственной воле. Самоубийца себя исключил из Тела Христова. Он вольно отказался от блага жизни, от несения креста. Вообще, надо сказать, что покончить жизнь самоубийством трудно, это не может произойти случайно. К этому надо идти, и обычно самоубийству предшествуют неудачные попытки. Как правило, эти люди были одержимы какой-то страстью. Они довели себя до пика страсти, не захотели бороться с ней и затем впали в отчаяние, потому что они всю свою жизнь приравняли к этой страсти…
– Существуют разные обстоятельства гибели человека. Один наложил на себя руки из-за жизненных неурядиц, а другого довели до самоубийства. Делает ли Церковь различия между ними?
– Конечно, каждый случай рассматривается индивидуально. Точно так же, по правилу Тимофея Александрийского, возможно снисхождение к тем, кто покончил с собой в состоянии психического расстройства или находясь под действием алкоголя, психотропных веществ, т.е. будучи не в себе. Иногда возможность отпевания усопшего решается на местном уровне, а в более сложных случаях для принятия такого решения нужно обращаться в епархиальную комиссию. В храме людям помогают составить прошение. Как правило, всегда благословляется какая-то мера церковного назидания или молитвы, например, отпевание без дальнейшего поминания. Есть разные виды церковной помощи, которые не утверждают, что усопший спасен, но направлены на утешение и недопущение повторных случаев, чтобы люди укреплялись в вере, а не отчаивались.
– Поясните, в чем состоит смысл отпевания.
– Это последнее богослужение, на котором человек телесно присутствует в храме. Это соборная молитва о нем всей Церкви, родственников, а также ангелов и святых, которые невидимо присутствуют в храме. А еще отпевание – это чествование героя, умершего, но пребывающего со Христом, который старался жить по Его заповедям, бороться со страстями. И человек награждается даже видимыми знаками отличия…
На мой взгляд, было бы правильно разделять чин отпевания верных чад Церкви и просто людей крещеных, достойно завершивших свою жизнь. В настоящее время такие различия не предусмотрены. Сейчас отпевание допустимо, если человек был крещен. Еще спрашиваем, носил ли он нательный крест. Священник порой испытывает неловкость, произнося во время отпевания прошение «помилуй верного раба Твоего» и при этом не будучи уверенным, что усопший своей жизнью не хулил Бога… В таких случаях в чине отпевания хочется видеть какой-то более покаянный смысл, который бы отражал реальное положение дел и был бы ближе священнику и всем молящимся за покойного.
Подготовила М.Курякина
Молитва преподобного Льва Оптинского для келейного чтения:
"Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя".
Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна