7 февраля 2012 года
8 февраля наши прихожане, сотрудники РФЯЦ-ВНИИЭФ, отмечают свой профессиональный праздник – День российской науки. Это – повод задуматься о том, как сочетаются православное мировоззрение и успех в научной деятельности? Какие мотивы побуждают людей к служебному росту и защите ученых степеней?
– Господь через Адама дал людям заповедь познавать мир. Для меня Адам – самый главный ученый, ведь, «нарекая имена», он понимал сущность вещей. Бог велел нам строить познание на истине, т. е. на том, что есть на самом деле. Беда современных ученых в отсутствии целостного мировоззрения. Они разбираются только в своей узкой области, поэтому сейчас так мало открытий. Ньютон, Декарт, Паскаль, Ломоносов, Лейбниц и другие великие ученые писали богословские и философские труды, описывали целый мир, свое мировоззрение. Может быть поэтому они были великими. Ученые сейчас стремятся написать кучу статей, взять количеством, а не качеством. Но из мелкого песка здания не построить, оно рассыпается…
Я – против карьеризма. Но убежден, что если человек будет честно работать, карьера его сама найдет. Его заметят и поставят на то место, где он будет приносить пользу. А диссертацию нужно защищать для того, чтобы изложить в ней ценные достоверные результаты, «проложить лыжню для других». На самом деле, диссертаций пишется много, но они неравноценны. Одни никому не нужны, а другие – востребованны и постоянно цитируются.
А.В.Федоров, нач. сектора РФЯЦ-ВНИИЭФ, кандидат тех. наук
– Вспоминается Всемирный Русский Народный
Собор на тему «Вера и знание:
проблемы науки и техники на рубеже столетий» в 1998 году, где обсуждалось взаимоотношение
науки и религии и были даны ответы на многие вопросы. Запомнилось великолепное
выступление президента РАН академика Ю.С.Осипова и других известных ученых и
богословов. Так что все ответы давно известны. Православие и научная карьера не
противоречат друг другу, можно одновременно жить полной жизнью в той и другой
сфере. Православие прекрасно дисциплинирует ум, а также повышает общую
дисциплину и ответственность (в том числе, моральную ответственность) ученого.
Что же касается профессионального успеха, то человек живет не в вакууме, а в обществе, где существуют свои правила. Научная среда – своеобразная, там нужно проявлять амбициозность и инициативу. Требуется даже в какой-то области на время осознать собственную исключительность, чтобы достигнуть научного результата. Если говорить о защите диссертаций, то так принято в науке оформлять результаты своей работы, не более того. Я считаю, что нормально стремиться к карьерному росту, и никакого противоречия с Православием здесь нет. Если же кто-то говорит, что он – православный и ему это не надо, я думаю, что он просто ленится и ищет самооправдания.
А.В.Кондрашенко – нач. лаб. теор. отд. 01 РФЯЦ-ВНИИЭФ, кандидат. физ.-мат. наук, первый председатель приходского совета с 1990 по 1997 год
– С одной стороны, служебный рост и защита ученых степеней не должны быть самоцелью. Это – проявление страсти гордыни, которая охватывает человека, диктует поведение, отнимает внутреннюю свободу, заставляет перешагивать через людей. С другой стороны, это – оправдано, если так реализуется талант человека, его служение делу. Но и здесь есть опасность тщеславия и самообмана.
Я никогда не делал административную карьеру, связанную с управлением людьми, поскольку мне это в тягость. Но считал нужным защищать диссертации, публиковать результаты исследований для подведения итогов работы, для официального признания и укрепления материального и общественного положения. В то же время, я не свободен (мягко говоря) от тщеславия и других греховных мотивов. По-моему, главная проблема – «сохранение целомудрия», выражаясь на богословском языке. Формализовать выбор невозможно, ведь у Бога свой замысел о каждом человеке. Надо работать на том месте, куда Господь поставил, и руководствоваться словами: «Ищите прежде всего Царствия небесного, а все остальное приложится». Приносит ли успех духовную пользу? Возможно, при условии убежденности, что все делается «во славу Божию».
И.М.Куцык, ведущий научный сотрудник РФЯЦ-ВНИИЭФ, доктор физ.-мат. наук и выпускник кафедры теологии СарФТИ
– В русском языке слово «карьера»
носит негативный оттенок, ассоциируется с «карьеризмом». Я бы лучше говорил о
«служебном росте».
Получение ученой степени долгое время ассоциировалась у меня с карьеризмом и
тщеславием, явной финансовой выгоды я от этого не видел, поэтому, хотя и стал
соискателем, всячески оттягивал защиту, внутренне
сопротивляясь, тем более что на работе всегда много текущих дел. Как ни
странно, существенным фактором в моем решении сесть за диссертацию стало
«Письмо десяти академиков», которые использовали
свой профессиональный авторитет и общественный статус против Церкви. Я бы мог возразить
подписантам этого письма, но кто станет слушать простого «снс-са»?
Хотим мы того или нет, ученая степень играет роль в обществе, и мы, христиане,
должны это учитывать. Я вдруг понял, что защищаться необходимо хотя бы для
того, чтобы иметь право голоса для защиты своей веры. Ведь «давать вопрошающим
отчет о своем уповании» – это наш христианский долг. Поэтому, обращаясь к
молодым сотрудникам, я бы посоветовал им не повторять чужих ошибок, защищаться
как можно скорее и стремиться к дальнейшему профессиональному росту. В том
числе ради того, чтобы иметь возможность подкреплять свое свидетельство о вере профессиональным
авторитетом. В этом смысле на ученую степень можно смотреть как на христианский
долг. Достичь высот в своей профессии, чтобы эти успехи принести в дар Богу –
разве не высокое призвание?
Разве подвиги адмирала Ушакова или труды создателей славянской письменности
Кирилла и Мефодия – не дар Богу? Разве успехи академиков В.Раушенбаха и
И.Шафаревича, свидетельствующих своими статьями и книгами о вере, – не дар Богу?
Вот вам и мотивация для профессионального роста.
А.В.Курякин, снс РФЯЦ-ВНИИЭФ , кандидат. физ.-мат. наук
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна