Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Зачем православному делать научную карьеру?

7 февраля 2012 года

8 февраля наши прихожане, сотрудники РФЯЦ-ВНИИЭФ, отмечают свой профессиональный праздник – День российской науки. Это – повод задуматься о том, как сочетаются православное мировоззрение и успех в научной деятельности? Какие мотивы побуждают людей к служебному росту и защите ученых степеней?

Господь через Адама дал людям заповедь познавать мир. Для меня Адам – самый главный ученый, ведь, «нарекая имена», он понимал сущность вещей. Бог велел нам строить познание на истине, т. е. на том, что есть на самом деле. Беда современных ученых в отсутствии целостного мировоззрения. Они разбираются только в своей узкой области, поэтому сейчас так мало открытий. Ньютон, Декарт, Паскаль, Ломоносов, Лейбниц и другие великие ученые писали богословские и философские труды, описывали целый мир, свое мировоззрение. Может быть поэтому они были великими. Ученые сейчас стремятся написать кучу статей, взять количеством, а не качеством. Но из мелкого песка здания не построить, оно рассыпается…  

Я – против карьеризма. Но убежден, что если человек будет честно работать, карьера его сама найдет. Его заметят и поставят на то место, где он будет приносить пользу. А диссертацию нужно защищать для того, чтобы изложить в ней ценные достоверные результаты, «проложить лыжню для других». На самом деле, диссертаций пишется много, но они неравноценны. Одни никому не нужны, а  другие – востребованны и постоянно цитируются.

А.В.Федоров, нач. сектора РФЯЦ-ВНИИЭФ, кандидат тех. наук

 

– Вспоминается Всемирный Русский Народный Собор на тему «Вера и знание:
проблемы науки и техники на рубеже столетий» в 1998 году, где обсуждалось взаимоотношение науки и религии и были даны ответы на многие вопросы. Запомнилось великолепное выступление президента РАН академика Ю.С.Осипова и других известных ученых и богословов. Так что все ответы давно известны. Православие и научная карьера не противоречат друг другу, можно одновременно жить полной жизнью в той и другой сфере. Православие прекрасно дисциплинирует ум, а также повышает общую дисциплину и ответственность (в том числе, моральную ответственность) ученого.

Что же касается профессионального успеха, то человек живет не в вакууме, а в обществе, где существуют свои правила. Научная среда – своеобразная, там нужно проявлять амбициозность и инициативу. Требуется даже в какой-то области на время осознать  собственную исключительность, чтобы достигнуть научного результата. Если говорить о защите диссертаций, то так принято в науке оформлять результаты своей работы, не более того. Я считаю, что нормально стремиться к карьерному росту, и никакого противоречия с Православием здесь нет. Если же кто-то говорит, что он – православный и ему это не надо, я думаю, что он просто ленится и ищет самооправдания.

А.В.Кондрашенко – нач.  лаб. теор. отд. 01 РФЯЦ-ВНИИЭФ, кандидат. физ.-мат. наук,  первый председатель приходского совета с 1990 по 1997 год

 

– С одной стороны, служебный рост и защита ученых степеней не должны быть самоцелью. Это – проявление страсти гордыни, которая охватывает человека, диктует  поведение, отнимает внутреннюю свободу, заставляет перешагивать через людей. С другой стороны, это – оправдано, если так реализуется талант человека, его служение делу. Но и здесь есть опасность тщеславия и самообмана.

Я никогда не делал административную карьеру, связанную с управлением людьми, поскольку мне это в тягость. Но считал нужным защищать диссертации, публиковать результаты исследований для подведения итогов работы, для официального признания и укрепления  материального и общественного положения. В то же время, я не свободен (мягко говоря) от тщеславия и других греховных  мотивов. По-моему, главная проблема – «сохранение целомудрия», выражаясь на богословском  языке. Формализовать выбор невозможно, ведь у Бога свой замысел о каждом человеке. Надо работать на том месте, куда Господь поставил, и руководствоваться словами: «Ищите прежде всего Царствия небесного, а все остальное приложится». Приносит ли успех  духовную пользу? Возможно, при условии убежденности, что все делается «во славу Божию».

И.М.Куцык, ведущий научный сотрудник РФЯЦ-ВНИИЭФ, доктор физ.-мат. наук и выпускник кафедры теологии СарФТИ

 

– В русском языке слово «карьера» носит негативный оттенок, ассоциируется с «карьеризмом». Я бы лучше говорил о «служебном росте».
Получение ученой степени долгое время ассоциировалась у меня с карьеризмом и тщеславием, явной финансовой выгоды я от этого не видел, поэтому, хотя и стал соискателем,  всячески оттягивал защиту, внутренне сопротивляясь, тем более что на работе всегда много текущих дел. Как ни странно, существенным фактором в моем решении сесть за диссертацию стало «Письмо десяти академиков», которые  использовали свой профессиональный авторитет и общественный статус против Церкви. Я бы мог возразить подписантам этого письма, но кто станет слушать простого «снс-са»?
Хотим мы того или нет, ученая степень играет роль в обществе, и мы, христиане, должны это учитывать. Я вдруг понял, что защищаться необходимо хотя бы для того, чтобы иметь право голоса для защиты своей веры. Ведь «давать вопрошающим отчет о своем уповании» – это наш христианский долг. Поэтому, обращаясь к молодым сотрудникам, я бы посоветовал им не повторять чужих ошибок, защищаться как можно скорее и стремиться к дальнейшему профессиональному росту. В том числе ради того, чтобы иметь возможность подкреплять свое свидетельство о вере профессиональным авторитетом. В этом смысле на ученую степень можно смотреть как на христианский долг. Достичь высот в своей профессии, чтобы эти успехи принести в дар Богу – разве не высокое призвание?
Разве подвиги адмирала Ушакова или труды создателей славянской письменности Кирилла и Мефодия – не дар Богу? Разве успехи академиков В.Раушенбаха и И.Шафаревича, свидетельствующих своими статьями и книгами о вере, – не дар Богу? Вот вам и мотивация для профессионального роста.

А.В.Курякин, снс РФЯЦ-ВНИИЭФ , кандидат. физ.-мат. наук

 

Паисий Святогорец сказал:

 – Умный человек — это человек, очистившийся, освободившийся от страстей. Действительно умен тот, кто освятил и свой ум. Если не освятится ум, то от его остроты нет никакого проку.
Если сам человек не извлечет пользы из своего ума, то его умом воспользуется диавол. Если человек не воспользуется остротой своего ума для доброго, то диавол будет использовать ее для злого.
Люди, отдающие предпочтение своему внутреннему образованию — образованию души — и внешнюю образованность также использующие для образования внутреннего, быстро преображаются духовно, и тогда их помощь миру весьма велика.
Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Подготовила М.Курякина

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.