26 января 2012 года
Матушка Татьяна стояла в моем списке четвертой. Перед ней уже три прихожанки по имени Татьяна категорически отказались давать интервью накануне своего Дня Ангела. Одна сослалась на болезнь, а две другие – на то, что недостойны. Матушка тоже не горела желанием стать объектом внимания журналиста, тем более, что такого опыта не имела, но смиренно ответила: «Раз кто-то должен, то давайте встретимся»… Мне было очень радостно общаться с ней и радостно писать. Хотелось бы, чтобы и вам было так же радостно читать. Лишь бы не потерять эту искреннюю интонацию, которая дарит радость…
– Я стала матушкой поздно, уже в зрелом возрасте. Но Господь с рук не сбросил. Так потихоньку и живем, ухватившись за край Его ризы. Поэтому не подумайте, что я – какая-то молитвенница, просто обычный человек. Не могу сказать, что вспоминаю свою святую покровительницу постоянно, изо дня в день, хотя, конечно, знаю ее житие и тропарь. Я не начинаю рабочий день без молитвы ангелу-хранителю, а акафист святой Татиане читаю только в день ее памяти или когда особенно нуждаюсь в ее заступлении.
Запомнился такой случай. Однажды я поехала в Москву на операцию с диагнозом «рак». Тогда еще был жив старец Иероним из Санаксарского монастыря. Он велел быть готовой ко всему, как к хорошему, так и к плохому. Перед больницей я зашла в храм Воскресения Христова в Сокольниках. Там как раз служили литургию на праздник святых сорока Севастийских мучеников. А для меня это – особый день, ведь именно в этот праздник у нас родилась дочь Надежда. Она была шестимесячной и весила всего 900 граммов. Но по милости Божией выжила и теперь уже сама стала мамой, внучке Катеньке – один годик… Вдруг я в храме услышала голос священника – точь-в-точь как у моего батюшки Владимира. Я обрадовалась как будто получила весточку от него. Подумала: «В это время он в Сарове тоже служит литургию». Прошла по храму и увидела большую икону, а на ней изображены в рост пять мучениц, и среди них – моя святая Татьяна. Я поняла, что она меня не оставила. Приложилась со слезами к этой иконе и к ковчежцу с частицами святых мощей сорока мучеников Севастийских. А всего в этом храме было около 100 частиц мощей. На операцию я отправилась внутренне успокоенной.
Все прошло удачно, анализы показали, что опухоль оказалась доброкачественной. Я приехала домой, и ныне покойная прихожанка Люда Макарова вдруг мне подарила точно такую же икону пяти мучениц, какую я видела в Москве. Я была потрясена. Наверное, этот подарок мне был нужен, чтобы я не забывала, как все обошлось по молитвам святой Татианы…
К слову сказать, нам в дом не раз попадали редкие по сюжету иконы, но именно такие, какие нужны. Недавно подарили икону, на которой изображены мученица Надежда и великомученица Екатерина, святые покровители дочки и внучки. Вот, думаю, какое подспорье и радость. Или другая икона, которая писалась не для нас. На ней князь Владимир и мученица Татиана. Большая редкость, чтобы на иконе встретились эти святые. Икона «Неопалимая купина» появилась в доме после того, как сильно горела баня. А икону маленькой Божией Матери подарили тогда, когда внучка делала первые шаги…
Мне почему-то всегда нравилось мое имя, и день рождения у меня оказался рядышком с Днем Ангела. А когда я узнала житие своей святой, как она сумела до конца пронести веру, не испугалась страшных пыток, то она, конечно же, стала для меня примером. Для меня вообще очень близок подвиг мучеников, которые смогли сохранить веру и умереть вместе с Богом. Хватит ли у нас на это сил? Наc, правда, никто сильно не мучает. Пока. Некоторых мучают болезни. А что будет дальше, мы не знаем. Поэтому, если мы будем держаться за святых мучеников, то все претерпим до конца, а если нет, то не знаю…
Когда все болит, ты один и Господь рядом. Но есть еще твой святой покровитель, который тебе поможет. В каких-то серьезных испытаниях мы цепляемся за эту помощь. Так я молилась, когда у дочки была тяжелая беременность и ее повезли рожать не в срок. Я сама не люблю, когда говорят: «Я вчера вычитал столько-то акафистов, и сегодня – столько-то, и мне еще осталось столько-то»… А я прочитала всего-то пять акафистов, и все – Божией Матери, со слезами. Мне тогда было неважно, какой иконе акафист читаю, лишь бы Божией Матери. И, представляете, Господь как-то все управил. Все, что Он нам посылает, для чего-то нам надо, все когда-то пригодится. А иначе нам и в храм ходить не стоит…
В житии святой Татианы сказано, что она была научена своим отцом христианской вере, и что он был усечен мечом вместе с ней. Поэтому мне кажется, если у кого-то есть разногласия в семье, можно молиться святой Татиане. Она поможет. Так я думаю. А всякие доказательства веры для меня сложны, я в храме нахожусь сердцем. Хорошо, что в церковь приходят люди умные, которые умеют все разложить по полочкам...
Когда мы бываем в разных храмах, всегда ищу икону святой Татианы. У нас в городе такой иконы в храмах нет. А в Москве, Белоруссии, Прибалтике ее встречала. Довелось побывать в Новом Иерусалиме. Там купола и элементы декора напоминают гжель. Как такую красоту люди смогли разрушить? И сейчас там красиво, хотя еще возродили лишь малую часть. Так все намолено. Я всегда очень сопереживаю разрушенным храмам, которые восстанавливаются. До чего мне их жалко. Мы зашли в огромный храм. Внутри все было в лесах, служба шла в одном приделе и вдруг вижу - десница святой Татианы. Опять я встретилась со своей святой. Приложилась, и мне стало намного легче, все скорби отошли. Мученица Татиана опять меня успокоила, показала, что не все так плохо.
А на самом деле, где бы я ни прикладывалась, мне у всех святых тепло. Не могу сказать, что у одного святого больше, а у другого меньше. Все они касаются сердца…
Я всю жизнь работаю мастером в отделе технического контроля. Работой довольна, коллектив люблю. Когда на производстве возникают вопросы, некоторые прямо так и говорят: «Идите, у матушки спросите». А в храме меня порой зовут просто по имени – Татьяной. Добавлять слово «матушка» совсем необязательно. Я недавно прочитала книгу матушки Юлии Сысоевой «Записки попадьи» о том, какой должна быть супруга священника. И поняла, что мне до матушки еще нужно расти. Когда мы пришли в Церковь, нам ведь и поучиться было не у кого, все в новинку.
На работе у нас очень много Татьян. Выходит, мы тоже из себя представляем какую-то силу. Нас в этот день поздравляют. Вы знаете, я люблю праздники. Даже такие неправильные, как 8 марта, когда Клара Цеткин кого-то на борьбу повела… Мне кажется, пусть хотя бы в этот день говорят что-то доброе. На самом деле, поздравляют с праздником весны, а весна – это радость. Я даже не представляю такую ситуацию, что всех будут поздравлять, а я вдруг пойду с недовольной миной…
Мне очень трудно любить людей, которые меня не любят. Не пойму, почему это так, наверное, батюшка прав, что я все придумываю. Тут сразу вспоминаются святые Царственные мученики, среди которых есть святая Татиана. Я, правда, не молюсь ей лично, поскольку воспринимаю их всех вместе как целое и не выделяю по именам. Молюсь святому царю-мученику Николаю с семейством. Как могли расстрелять этих юных девочек? Спокойно говорить об этом невозможно. Их сила была в том, что они отошли ко Господу все вместе, рядом с ними была мама. Они нам показывают, что где не устоять в одиночку, вместе это еще возможно. А нам бывает обидно, если кто-то нам не улыбнулся…
В прошлом году мы поехали служить молебен возле поклонного креста в день памяти царя-мученика Николая. А от меня мало толку на клиросе, поскольку я пою не по нотам, а на слух. За много лет я научилась не шуметь, петь тихо, чтобы была гармония. Наш регент Елена Лямина меня всегда учила, что нужно «петь так, как говоришь», делала замечания. Но я никак не могла понять, что это значит. А тут во время молебна рядом со мной оказалась певчая Анна из храма Иова Многострадального. И я вдруг услышала, что она поет, проговаривая каждую букву. Все стало понятно. Слава Богу, что я поехала на этот молебен. Кто меня научил? Может быть, великая княжна-мученица Татиана подсказала…
Когда-то давно я хотела записывать самые удивительные моменты жизни, чтобы потом листать тетрадь и вспоминать: «Да, тогда мне Господь послал велию радость, и в другой раз, и еще, и еще…» Тогда бы я вам многое смогла рассказать. Да только так и не собралась написать…
Подготовила М.Курякина
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна