Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Новомученики на сегодняшний день

Фото

АЛЕКСАНДРА (Червякова Мария Афанасьевна)

Год рождения: 1873

Сан: схимонахиня

Год смерти: 1937

Подробнее
общее время на генерацию страницы 0,6908 s
время на работу php-скриптов 0,6686 s
время на запросы к БД 0,0222 s
запросов к БД 45

Олеся Черкасова: «Я пришла в школу, как будто вернулась домой»

22 сентября 2025 года

Поздравляем учителя английского языка школы № 11 Олесю Черкасову с присвоением звания лауреата конкурса «Серафимовский учитель»! Она разработала факультатив по изучению английской христианской лексики.

Олеся Вячеславовна – прихожанка храма в честь святых Царственных страстотерпцев. Она всегда проявляла себя не только как деятельный педагог, но и активный родитель в воскресной школе и Саровской православной гимназии, где много лет была председателем школьного родительского комитета. Мы поговорили с Олесей Черкасовой о педагогическом призвании в уютном кабинете английского языка в новом здании школы № 11, которую она любит всей душой.

– Почему вы выбрали профессию учителя?

– В нашей семье не было педагогов, но я всю жизнь, сколько себя помню, хотела быть учителем. Играла в школу: высаживала перед собой кукол, тетради у меня были классными журналами, и я ставила куклам оценки. На школьных переменах что-то писала на доске, изображая учителя. Я просто бредила школой. Обожала классную руководительницу – учителя русского языка и литературы Веру Николаевну Кабаченко. Она до сих пор работает в школе № 17, почетный работник образования. Она тогда заканчивала Арзамасский пединститут, и мы получали от нее самые свежие знания. Я тоже мечтала стать учителем-словесником, но Вера Николаевна мне посоветовала выбрать лингвистику, изучение английского языка.

– Как дальше складывалась жизнь?

– Я окончила Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н. А. Добролюбова, в 2002 году вернулась в Саров, и… оказалось, что в РФЯЦ-ВНИИЭФ нужен переводчик технической литературы. Это стало моим первым местом работы. По иронии судьбы, технический английский был моим самым нелюбимым курсом в вузе, потому что я и техника вообще не дружим. Однажды даже выбежала в слезах из аудитории, когда не смогла перевести текст, поскольку мне надо понимать то, что я перевожу. Сказала в сердцах: «Да мне этот технический английский вообще никогда в жизни не пригодится…»

На самом деле, технический язык – простой, необходимую лексику можно освоить за полгода. Да и коллеги-технари всегда охотно объясняли непонятное. Мне было тогда всего 22 года, но руководитель оказал мне большое доверие, не побоялся брать в зарубежные командировки. Мы были в Германии, Польше, Ирландии, Швейцарии, Японии и других странах. Я была переводчиком во время деловых встреч.  

Потом я вышла замуж, ушла в декретный отпуск, а когда вернулась, начальник ушел, и специфика моей работы поменялась. Мне давали переводы статей, но я не понимала, кому они нужны, чувствовала себя не у дел. Решила: «Нет, я не хочу так просидеть всю жизнь!» Получила второе высшее образование «Специалист по связям с общественностью» и ушла работать в частное научно-производственное предприятие БИНАР. Когда люди слышали про это, крутили пальцем у виска, но супруг меня поддержал.

Знакомство с руководителем Объединения БИНАР Владимиром Михайловичем Карюком полностью поменяло траекторию моей жизни, потому что я обрела православную веру. Когда я туда пришла работать, не могла отличить Пасху от Рождества. А у Карюка, например, на праздник Крещения Господня верующие сотрудники не выходили на работу, а после крещенских купаний собирались разговляться дома у Владимира Михайловича. Всем большим коллективом жарили мясо, общались, ночью пели песни под гитару, и Карюк как любящий отец с улыбкой смотрел на нас. Он никогда не говорил о православии, просто так жил. И мне захотелось так же. Это был пример живой веры.

А потом в БИНАРе дела пошли плохо, и мне надо было искать новую работу. На сайте вакансий было три школы, я выбрала ближайшую. Надо сказать, что практика преподавания у меня была непрерывной – я всегда в качестве подработки немного преподавала, но не в школе, а на языковых курсах «Link», в Современной гуманитарной академии и др.

– Когда вы пришли работать в школу?

– В 2013 году. Я как будто пришла домой, чувствовала себя как рыба в воде. Мне сразу очень понравилась директор школы № 11 Елена Николаевна Гузова – редкой души человек. Она никогда не сделает замечание при всех, никогда не повысит голос, создает все условия для работы – только работай! Вообще в школе мне все понравилось. И я ни разу не пожалела, что не сразу пришла в школу, потому что у меня за плечами уже был опыт, живой английский язык, я посмотрела мир, мне было что рассказать детям.

–  Мы в школе учили английский язык шесть лет, с 5 по 10 класс, но так и не научились разговаривать и понимать живую речь. А как обстоит дело сейчас?

– Есть такая проблема. Во многих странах молодежь свободно разговаривает на английском, а у нас слишком силен страх ошибиться. Но коммуникация либо состоялась и тебя поняли (с ужасным акцентом, на пальцах, как угодно), либо не состоялась. Поэтому я делаю упор на говорение и на слушание. К сожалению, сейчас собираются сделать вместо трех уроков иностранного языка в неделю всего два, а это очень мало.

– Что для вас самое главное в работе?

– Для меня очень важно дать ученику нравственный ориентир в жизни. Для этого не требуется много времени, достаточно пару минут, чтобы сказать то, что западет в душу. Я иногда говорю своим девятиклассникам: «Ребята, я очень старомодна. Мне нравится, чтобы девушки были скромными, нежными, любящими, понимающими, а парни – ответственными, немногословными, не злыми. Вот вы, девочки, какого будущего мужа хотите? А вы, мальчики, как представляете свою будущую жену? Подумайте об этом…» Надеюсь, что они меня услышат, хотя бывали и разочарования. После одного из них я поняла, что много беру на себя, когда отношусь к ученикам, как к своим детям. Предъявляю к ним требования, на которые не имею права. У них свои семьи, со своим семейным укладом, и он может противоречить моим представлениям. Это была ошибка, и я очень переживала. Поэтому теперь я высказываю только свои пожелания, что более корректно.

– Олеся Вячеславовна, вы – многодетная мама. Как это совмещается с учительством?

– Очень сложно. Работа ответственная, нагрузка большая. Стараюсь как-то лавировать. Беру стульчик, сажусь рядом с детьми, делаю свои уроки, потом проверяю их уроки. Думаю, что у каждого человека, как бы он ни любил свою работу, семья должна оставаться на первом месте. Поэтому я очень стараюсь уделить внимание всем домочадцам. Получается не всегда, но любовь покрывает все. В семье нахожу понимание и поддержку.

– Расскажите немного о своей семье.

– Начну с младшего ребенка. Даша – второклассница, любит выступать на сцене, два года уговаривала отдать ее учиться играть на скрипке. Я не принимала это всерьез, но она добилась своего. Теперь мы ходим в музыкальную школу – это полноценная вторая школа. У пятиклассника Егора технический склад ума, он на Станции юных техников увлечен 3D-моделированием. Говорит, что поедет учиться вслед за старшим братом Ильей. Тот учится в Московском институте электронной техники по специальности «Информатика и вычислительная техника». А супруг Андрей показывает детям добрый пример целеустремленности. Он трудился инспектором дорожно-патрульной службы ГИБДД. Параллельно заочно выучился на юридическом факультете Мордовского гуманитарного института. А в 40 лет не побоялся снова поступить в вуз, в Арзамасский филиал НГТУ, и агитировал учиться своих коллег. В итоге, приобрел профессию инженера по специальности «Технология машиностроения» и теперь, после завершения службы в полиции по возрасту, работает на заводе мастером ОТК.

– Что бы вы хотели пожелать родителям школьников?

– Просто любить своих детей. У нас сейчас какая-то нездоровая нацеленность на успех. От детей требуют быть лучшими. Иногда это вызывает у ребят нервные срывы. Бывает, они плачут на переменах и боятся идти домой, говорят: «За четверку (или тройку) меня убьют!» Я объясняю ребенку, что оценка не оценивает его как личность, но лишь показывает, что тут он недоучил, а другую тему, наоборот, отлично выучил. Но дети этого не понимают и все равно ассоциируют себя с оценкой.

– Сейчас популярна тема репетиторства. В школах не хватает учителей, а молодые педагоги предпочитают заниматься репетиторством, работой в онлайн-школах.

– Это вообще не моя тема. Мне нужен класс, ощущение большого дружного коллектива, где можно что-то обсудить с ребятами, вместе посмеяться над шуткой. У нас все дети замечательные. И уровень подготовки учеников повысился, есть и медалисты, и стобалльники. Некоторых учеников приглашают в гимназии и лицеи, но они остаются, потому что атмосфера в нашей школе очень теплая, учителя разговаривают с детьми. Слава Богу, здесь я на своем месте. Ведь можно прожить всю жизнь и не понять, чем же ты хочешь заниматься.

– Для вас школа – это место работы или место служения?

– Я поняла, что прийти в школу, чтобы пересидеть какое-то время, невозможно. Этим надо жить, поэтому для меня школа – место служения. Я смотрю на своих коллег. Сколько лет мы скитались, пока перебрались в новую школу № 11! Пережили работу в две смены, нехватку оборудования и учебных кабинетов, и из коллектива не ушел ни один человек. Во многом это – заслуга директора. Школа – мой второй дом.

 

 

 

 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Беседовала М. Курякина, фото Г. Пушменкова

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.