Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Екатерина Наговицына: «Для меня самый страшный грех – это предательство Родины»

17 декабря 2024 года

В библиотеке имени В. Маяковского 13 декабря в рамках Клуба любителей православной книги состоялся творческий вечер писателя Екатерины Наговицыной из Екатеринбурга, которая привезла в Саров свою новую книгу «Проводник».

Участники встречи с удивлением встречали невысокую коротко остриженную женщину-бойца в камуфляже. Она сразу завоевала аудиторию своей искренностью, открытостью, доброжелательностью, крепким внутренним стержнем и любовью к Родине, а также несомненным талантом рассказчика.

В самом начале встречи Екатерина Семеновна сказала слова любви и признательности Сарову, где у нее много друзей – неравнодушных людей, для которых патриотизм не пустой звук. Первый раз она побывала в нашем городе лет десять тому назад, по приглашению члена Союза писателей России Любови Ковшовой, провела встречу с читателями в Доме ученых. Именно приснопамятная Любовь Петровна рассмотрела начинающий талант, увидев публикацию Екатерины, занявшую первое место во Всероссийском литературном конкурсе среди подразделений МВД. Она связалась с автором и поддержала ее, утвердив в мысли продолжать писать. И первая книга Екатерины Наговицыной была напечатана в Сарове. Также посещение Сарова, Серафимо-Дивеевского и Санаксарского монастырей стали для нее отправной точкой на пути воцерковления.

Кроме того, друзья из Сарова поддержали Екатерину в начале СВО, когда собрали средства и приобрели для нее квадракоптер и тепловизионный прицел. Тогда это было для наших бойцов технической новинкой и помогло Екатерине выполнить служебно-боевые задачи и сохранить жизнь людей. Воевать без должного оснащения, по словам Екатерины, это все равно, что идти с вилами на танк, чистое самоубийство. Сравнивая военные действия в Чеченской республике и в зоне СВО, Екатерина отметила, что тогда тоже большинство россиян жили, не замечая войны, но сейчас люди стали помогать фронту, чего не было в 1990-е годы. Помощь саровчан помогла Екатерине и ее боевым товарищам почувствовать поддержку народа, придала силы и уверенности. Точно так же военным придают силы письма детей, когда крепкие мужики плачут, читая детские письма. «Саров не только мне дал надежду на Победу, но и помог преодолеть уныние, ведь сейчас очень важно удержаться от разочарования и уныния в душе», – сказала Екатерина Наговицына.

Книга «Проводник» во-многом автобиографична. В повестях и рассказах описаны будни бойцов спецподразделения. Тираж книги небольшой, 200 экземпляров, и полтиража Екатерина отдала для подарков на Новый год раненым в госпитали. Каждую книгу подписала: «Тело вылечат врачи, а за душу надо бороться!» Вот такое пожелание ребятам. У Екатерины есть в том числе образование психолога, и она не понаслышке знакома с боевыми психическими травмами людей, прошедших войну. Многие парни живут как будто с сорванной кожей. Им больно от всего, в том числе от равнодушия окружающих. Как писал в своем стихотворении Юрий Левитанский: «Я не участвую в войне – она участвует во мне…» Поэтому одна из важных тем, которые поднимаются в книге «Проводник», это – судьбы людей, сумевших исцелить душу и найти себя в мирной жизни. «Книга стала лекарством для меня. Была цель написать ее не как военно-окопную прозу, не чернушно, а так, как учила Любовь Ковшова: чтобы у читателя оставалась надежда», – сказала Екатерина Наговицына. Ей довелось соприкоснуться с людьми, которые пережили трагедию в Беслане, и она задавала им вопрос: «А ты поссорился с Богом?» Кто-то отвечал утвердительно, а некоторым удалось подняться над ситуацией и, наоборот, в своем страдании найти Бога.

На войне все маски бывают сброшены, дружба и предательство, человеческие качества проявляются как под увеличительным стеклом. Автор убеждена, что сейчас не осталось полутонов – только черное и белое. Потом к каждому из нас будут вопросы: а что ты сделал для Победы? Может, просто молчал, выжидая, кто победит?

Для Екатерины самое интересное – это человеческие судьбы, которыми ей хочется поделиться. И к писательству ее подтолкнул рассказ коллеги-снайпера о четырех женщинах-хирургах. Они приехали на Первую Чеченскую войну, самоотверженно оперировали раненых зимой, в полевых условиях, спасали много жизней. Но нашелся предатель, который выдал их расположение врагам. Те подъехали ночью, вырезали часовых, подцепили вагончик со спящими врачами и увезли в неизвестном направлении. А потом была найдена голова одной из них. Екатерина не знала имен врачей, но не могла смириться с мыслью, что их подвиг забыт. Поэтому в повести «Энгенойская ведьма» рассказывает о них и предваряет повесть эпиграфом-посвящением «тем самым четверым женщинам-врачам» в надежде, что каждый читатель помянет их.

Гостья ответила на вопросы саровчан о чеченцах на СВО и о бойцах ЧВК «Вагнер», которые были уникальным боевым сообществом, показавшим, как воевать с современным оснащением. По словам Екатерины, сейчас идет такая война умов, что техника устаревает за полгода. Она подтвердила, что на войне атеистов нет, и что там постоянно происходят чудеса. У одних воинов укрепляется вера, а кто-то подвержен суевериям. Чтобы передать эту атмосферу, она как автор выбрала стиль с налетом мистицизма. Спрашивали про отношение к страйкболу. Екатерина ответила, что спецназовцы этим не увлекаются, чтобы не заиграться, потому что война и игра – разные вещи, на войне запасной жизни нет.

На вопрос, много ли женщин в СОБРе, Екатерина ответила, что за 22 года службы таковых не встречала. С юмором рассказала, как ее приняли СОБР, куда был негласный приказ женщин не брать и где она отслужила 10 лет, а сейчас служит подразделении государственной защиты в системе МВД. Обычно военные немногословны, а Екатерина с ее даром слова приоткрыла для обычных гражданских лиц какой-то неведомый мир отчаянно смелых людей, которые готовы ввязаться в драку, а там будь что будет. Носит шеврон «Нет ума – штурмуй дома» – умение посмеяться над собой дорогого стоит. Собравшиеся интересовались, что движет в бою. По словам Екатерины, адреналин. Все страхи и сомнения перед боем, анализ – уже после, а в самом моменте действуешь рефлекторно, применяя наработанные навыки. При этом нужно словить «упоение в бою», некий кураж. Бояться нельзя. Если струсил – проиграл, если скатился в ненависть – тоже. Екатерина: «Была видеосъемка перед штурмом. Взводы стоят на колене, молятся и уходят в туман. Ребятам нужно переломить свой страх и подняться в бой. Кто не сможет презреть страх смерти, тот погибнет...»

Наверное, на каждой встрече Екатерину спрашивают о том, как она, женщина, выбрала стезю профессионального военного. Она размышляла о том, что ценностные установки закладываются в семье. Сказалось влияние отца, бывшего десантника, который был убежден, что бандитам надо дать отпор при любом раскладе: «Даже если мне будет плохо, но и противник безнаказанным не уйдет». Вспоминала, какие книги читала в детстве. Как в детский сад приходили ветераны-фронтовики, и девочка жалела, что они всех фашистов убили и ей не оставили. Как в пионерлагере проводили стрельбы и выдавали значок «Ворошиловский стрелок». Как потом накатили 1990-е годы. «Мы были озлобленными, никому не нужными подростками. Многие из нас погибли от наркоты, сгинули в тюрьмах и бандитских разборках», – с горечью отметила Екатерина. Рассказывала, как тщательно ее обучали снайперскому делу. Для нее самый страшный грех – это предательство своей Родины.

– «Может ли женщина-воин позволить себе такую роскошь, как любовь и семья?» На этот вопрос Екатерина уверенно ответила: «Нет. Это жесткий выбор: либо отдаешь себя служению, либо семье и детям». Она убеждена – если у тебя есть семья, то захочется выжить, и ты найдешь уловки. Мужчинам в этом отношении проще, что бы с ними не случилось, жена вырастит детей. Но и среди них разведенных порядка 80%, потому что многие жены не выдерживают такой образ жизни. Для многих родное подразделение становится семьей, в спецназе есть ощущение прикрытой спины, того, что тебя товарищи не бросят. Спецназовцы верят, что погибшие попадут в рай.

Екатерина встречается с молодежью, и ее боль – незнание молодым поколением истории родной страны и ее героев. «На что же они опираются? – размышляет она и отвечает: – На нас, старшее поколение. Поэтому пожилые бойцы играют роль политруков... Эта война – встряска для молодежи. Она должна научить мальчиков уважать себя как мужчин, воинов и защитников, научить любить Родину». И еще такие размышления: «Война начинается и заканчивается, а потом с этим надо будет жить. Я понимаю, что впереди будет очень сложное послевоенное время, будут банды, обиженные и обозленные люди, ищущие своей правды, как это было после каждой войны. Тот шаткий мир, в котором мы живем, держится правосудием. И дай Бог, чтобы наше правосудие выдержало этот новый виток истории…»

В ходе встречи прозвучало много удивительных историй из жизни, забавных и страшных, но послевкусие от встречи осталось яркое, светлое и радостное. В конце творческого вечера люди выстроились в очередь, чтобы подписать приобретенные книги и сказать автору слова благодарности за беседу. А кому не удалось познакомиться с Екатериной Наговицыной, могут взять почитать ее книги в Маяковке.

Справка. Екатерина Семеновна Наговицына – участник боевых действий на Кавказе. Майор спецподразделения МВД России, кавалер ордена Мужества. Ведет большую военно-патриотическую работу с молодежью. Поэт, прозаик. Член Союза писателей России. Автор книг «Энгенойская ведьма», «Снайпер в Чечне. Война глазами офицера СОБРа» и многих публикаций во всероссийских и региональных журналах. Победитель всероссийских литературных конкурсов «Доброе слово» (2011, 2013), «Русский Гофман» и международного конкурса «Славянские традиции».

Фото М. Курякиной

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст, фото М. Курякиной

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.