Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Когда музыка приближает к Богу

16 мая 2024 года

Анастасия Сванидзе выросла в актерской семье в атмосфере творчества, музыки, театра. Она с детства выступала на сцене, участвовала в проектах Творческого объединения «МИР». Училась в ДШИ игре на фортепиано у Тамары Скоковой и вокалу у Натальи Самсоновой, затем – вокалу у Елены Ляминой (ДМШ им. М. Балакирева). В подростковом возрасте Настя организовала рок-группу, где вместе с друзьями экспериментировала, сочиняла и исполняла песни. Но в итоге молодая девушка избрала своей специальностью оперное пение, которое опирается на классические эталоны и традиции. Как это получилось?

Рассказывает Настя:

– Любовью к академическому вокалу меня заразила Елена Ивановна Лямина. Мои ощущения во время и после выступления были несравнимы с исполнением любой другой музыки. Кажется, из тебя все соки выжаты, и остается одна радость… Я неплохо училась в физико-математическом лицее, но со временем поняла, что это не мое. Хотя до сих пор немного репетиторствую по математике, люблю ее и не хочу забывать.

Елена Ивановна направила меня после окончания школы в Саранское музыкальное училище к Елене Викторовне Алышевой, с которой они вместе учились в консерватории. Я поступала в 2020 году, во время карантина, дистанционно, и к своему новому педагогу попала вслепую. Оказалось, что можно петь с другими оттенками звучания, и это меня также увлекло. Я попала в среду мотивированных и увлеченных людей, у которых можно многому научиться.

– Опера – это высокое искусство, большинство зрителей не разбирается в оттенках, о которых ты говоришь.

– Чем больше я выступаю, тем чаще нахожу недостатки своего пения и вижу, что люди все понимают. Профессионал сможет конкретно указать на твою ошибку, а зритель просто чувствует малейшую фальшь. Поэтому на каждом этапе обучения и жизни важно не заиграться. Иногда нужно уделить больше внимания своему эмоциональному состоянию, и оно поможет тебе вокально выступить, а иногда нужно уметь отключиться от эмоций и думать только о технике, и эта техника выведет тебя на нужные эмоции… Музыка – это любовь на всю жизнь, и это – бесконечный поиск звука. Сколько бы ты не учился, каждый день ты начинаешь заново, с чистого листа. Что-то, конечно, ты нарабатываешь, мышцы запоминают, но каждый раз нужно заставлять мозг все делать заново. Только тогда что-то получается.

– Настя, оперное искусство застыло или оно развивается? Создаются ли новые оперы?

– Конечно, развивается. Современные композиторы пишут оперы. Они очень хотят найти что-то новое, чего еще не было, а это – сложно, потому что классики все сказали. Сейчас переизбыток доступной информации, и в ней теряются драгоценные жемчужины, но они есть и продолжают появляться.

– Продолжаешь ли ты петь в церковном хоре?

– Сейчас я стала меньше петь на клиросе, потому что там предполагается другое пение. В церкви ты не имеешь права выходить на первый план, как в опере, и можно растерять наработанные физиологические навыки. Нужно быть большим профессионалом, чтобы уметь совмещать эти два сложных вида вокального искусства. В какой-то момент я поняла, что на клиросе мне сложно молиться, потому что я все время думаю о технике пения, а молитва улетает. Надеюсь, что я к этому еще вернусь. Тем более что мой супруг, Андрей, учится в духовной семинарии и регулярно поет в храме. А пока я предпочитаю просто побыть на службе, когда можно спокойно поговорить с Богом…

В академическом вокале многое зависит от психологии, от мыслей в твоей голове. Иногда как себя не уговаривай, ничего не получается. Тогда прошу: «Господи, помоги, пожалуйста! Я одна не справлюсь». Это трудное искусство меня приближает к Богу. Когда играю на музыкальном инструменте, знаю, что он не подведет – нажимаю клавишу и получаю определенный звук. А голос каждый день разный. Этот инструмент зависит и от здоровья, и от настроения, и от негативных эмоций. Нужно уметь подчинять все обстоятельства, я пока этому только учусь. Педагоги у меня чудесные, я очень благодарна им. Также очень рада, что уже год работаю в камерном хоре Республики Мордовия и стала солировать в камерном оркестре филармонии, что для студентки – большая честь. Программа обучения в музыкальном училище (как и программа концертов) помимо классики включает произведения советских и современных композиторов. Их обязательно нужно иметь в своем репертуаре.

Во время концерта зрители отметили, что голос молодой певицы окреп, вырос его диапазон и, думается, это еще не предел. Особенно красиво, объемно и бархатно он звучит в низком регистре меццо-сопрано. Настя заканчивает музыкальное училище и мечтает продолжить образование в консерватории. Пожелаем ей помощи Божией!

 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Беседовала М. Курякина

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.