12 января 2024 года
Молодой саровчанин Алексей Королев учится на 4 курсе Нижегородской духовной семинарии, куда поступил сразу после школы. Об этом и состоялся наш разговор.
— Алексей, как ты оказался в семинарии, почему пошел туда учиться?
— Этот вопрос мне задают чаще других, но он же и самый сложный. Изначально у меня не было цели непременно пойти учиться в семинарию. Может быть, повлияло то, что в детстве я посещал воскресную школу, а потом 11 лет учился в Саровской православной гимназии. Но самое активное приобщение к церковной жизни произошло незадолго до окончания школы, когда протоиерей Сергий Скузоваткин с матушкой Юлией сначала предложили мне петь в хоре, а потом и пономарить в храме в честь святых Царственных страстотерпцев. Возникло такое чувство, что я в храме не чужой; что здесь все свое, родное. Я подумал, может, мне стоит потрудиться в Церкви, на благо Церкви? Неважно кем, необязательно священнослужителем, ведь кроме священства в Церкви тоже нужны люди. С этими намерениями я и пошел в семинарию. Родители меня не заставляли, как некоторые думают, я сам выбрал свой жизненный путь. Учеба нравится. Чувствую, что я на своем месте.
— А где еще трудятся выпускники духовной семинарии?
— Далеко не все из них становятся священниками или же принимают священный сан не сразу. Некоторые остаются преподавать в семинарии, работают в епархиальных структурах. А кто-то устраивается на работу в светские организации, что позволяет сделать полученное высшее образование. Помимо образовательной программы «Подготовка служителей и религиозного персонала религиозных организаций» семинария в 2022 году получила аккредитацию по специальности «Теология» и теперь выдает дипломы государственного образца. Надо сказать, что, согласно рейтингу, НДС считается одной из лучших семинарий в России.
— Расскажи про особенности обучения.
— В семинарии учатся 4 года плюс первый курс идет как подготовительный — всего 5 лет. Там дают знания и навыки, необходимые для священника: студенты получают пастырские навыки работы с людьми, изучают Священное Писание, историю возникновения, смысл и последовательность богослужения и все другие сопутствующие предметы гуманитарного профиля. Все направлено на то, чтобы будущие священники были образованными людьми. А на бакалавриате по специальности «Теология» учатся 4 года.
Основное отличие духовной семинарии от обычного светского вуза — это наличие устава, по которому живут студенты. У нас помимо учебных занятий есть постоянные и разовые послушания, дежурства и обязательные богослужения, где студенты поют, читают, звонят в колокола, помогают за свещным ящиком либо пономарят.
Богослужения особенно выходят на первый план во время Великого поста, в первую и последнюю седмицу которого мы не учимся, но все время находимся в храме. В семинарии я впервые осознанно был на всех долгих великопостных богослужениях — это ни с чем не сравнимый опыт. Удивительные песнопения и богослужебные тексты, сама атмосфера в храме и даже погода и состояние природы — все побуждает к тому, чтобы помолиться о спасении своей грешной души. Школьником я ходил в храм не так много, и только во время учебы в семинарии открыл для себя красоту церковного богослужения.
— А какие у тебя были послушания?
— Года два я нес послушание трапезаря. Помогал поварам при раздаче еды, сервировке праздничных столов на мероприятиях. А с начала 3 курса и до сих пор я несу послушание уставщика — старшего в хоре. Пришлось основательно разобраться в последовательности богослужения и священнодействий, и сначала я подолгу готовился к каждой службе. Досконально знают устав, наверное, единицы, но, на самом деле, это и не требуется. Открываешь календарь с богослужебными указаниями, там находишь детали, дополняющие общую картину, и ты готов к службе. Постоянно сталкиваюсь с тем, что люди могут много лет петь на клиросе и не помнить порядок песнопений. Моя задача — показывать им, что нужно петь в данный момент богослужения. Кроме того, устав один, но в разных храмах есть свои небольшие особенности, которые нужно знать. Каждое воскресенье мы поем за архиерейским богослужением в кафедральном Александро-Невском соборе вместе с местным хором. Так что семинария помимо образования дает еще какой-то жизненный опыт.
— У тебя есть музыкальное образование?
— В школе пел, в хоре у Лилии Васильевны Бондаренко, и немного на клиросе в храме в честь святых Царственных страстотерпцев. А в семинарии мужских голосов много, поэтому меня переставили из басов в тенора. Также закончил музыкальную школу по классу флейты.
— Учеба в православной гимназии помогла тебе в семинарии?
— Гимназия дала хорошую базу для получения такого образования. Какие-то предметы мне давались гораздо легче, чем другим ребятам, например, церковнославянский язык, который я изучал еще будучи школьником. Если хорошо знать историю России, то связанная с ней история Русской Православной Церкви не вызывает трудностей. А с незнакомыми предметами познакомиться было интересней и сложней одновременно. Это, например, такие предметы, как основное богословие или философия, в которой делается акцент на вопросах, касающихся Бога. Я для дипломной работы выбрал как раз тему по философии, и мне придется прочитать ряд произведений. Интересно, что в семинарии даже обычные предметы порой открываются с неожиданной стороны. Так, благодаря преподавателю Сергею Геннадьевичу Павлову мы с 1 по 3 курс изучали известные произведения русской литературы с православной точки зрения.
— Какие условия жизни у семинаристов?
— Бесплатное 4-разовое питание, наверное, мечта любого студента. За общежитие тоже не платим. В нашей келье живут четверо студентов, а на более старших курсах, бывает, меньше. Все удобства на этаже, здесь же стрижемся бесплатно.
— А какой распорядок дня?
— Подъем в 7.00. В 8.00 в трапезной перед завтраком все вместе читаем утреннее молитвенное правило. По понедельникам правило проходит в церкви, где сразу после него совершается молебен небесному покровителю нашей семинарии прп. Иоанну Дамаскину. После завтрака в 9.00 начинается первая пара, затем — вторая, в 12.30 — обед, после которого еще 1-2 пары. Если есть четвертая пара, то занятия заканчиваются в 16.15, затем — полдник. Во время трапезы обычно читают жития святых, как это бывает в монастырях. Когда есть служба, она начинается в 17.00, а в другие дни образуется немного свободного времени. В основном трачу его на выполнение домашних заданий, чтение/просмотр либо выхожу погулять, подышать свежим воздухом. В будние дни в 19.00 — ужин и полтора часа самоподготовки, причем, за этим смотрят, чтобы студенты не отлынивали. Час свободного времени, затем в 22.00 вечернее молитвенное правило, совершаемое келейно, и в 23.00 — отбой. Если куда-то надо отлучиться на длительный срок, подаем прошение. Зимой и летом бывают каникулы.
— Кроме учебы и богослужений есть ли какие-то занятия по интересам?
— Помимо физкультуры студенты ходят в тренажерный зал. В прошлом году был кружок по изучению иврита. Это для меня было намного сложнее, чем даже древние языки — латынь и древнегреческий. Участвую в праздничных концертах — пою, а иногда играю на флейте.
— Учатся ли в семинарии еще ребята из Сарова?
— Там есть студенты со всей Нижегородской области, но саровчан совсем немного. Саша Бродский выпустился в прошлом году, а Артем Понеделко — пятикурсник…
Будущее для Алексея еще в тумане. Пока он не решил, принимать ли ему священный сан. Он отдает себе отчет в том, что священник в первую очередь принадлежит не себе, а Церкви и людям. А служить Богу через людей — это самое сложное, ведь люди бывают разные, до некоторых сложно достучаться. Священники всегда находятся в центре внимания, и не могут себе позволить человеческие слабости, обычные для других. Это очень высокое и ответственное служение. У молодого человека осталось полтора года учебы, чтобы определиться. Пожелаем ему с Божией помощью принять верное решение!
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна