13 октября 2023 года
Учитель изобразительного искусства Саровской православной гимназии Олеся Финюшина в этом году стала обладателем почетного звания «Серафимовский учитель», но настоящим учителем себя не считает, поскольку совмещает учительство с профессией художника-иконописца. Мы попросили Олесю Валерьевну рассказать о себе. И первый вопрос: как художник вдруг стал учителем?
— Так меня вел по жизни Господь. А чтобы это объяснить, нужно начать издалека…
Когда я закончила московский Университет Строганова, не знала, что дальше делать. Проблема в том, что моей специальностью был дизайн интерьера, заказчики, как правило, богатые люди, светская тусовка. Немного поработав в интерьерной фирме, поняла, что не смогу работать в этой среде, это не мое.
К тому времени я уже пришла к православию. Надо сказать, что на сферу моих профессиональных интересов оказала большое влияние профессор Строгановки Василиса Георгиевна, дочь Маленкова (прим. — Председатель Совета Министров СССР после смерти Сталина). Она пришла к нам на 4 курсе и очень интересно вела предмет «Интерьер». Это была маленькая старушка с добрыми морщинками, седым пучком волос и неизменной улыбкой. Поскольку она была верующей, работала в Зачатьевском монастыре и даже как архитектор во славу Божию построила храм, то она предлагала нам такие проекты, как например, интерьер трапезной. Однокурсники проектировали интерьеры светских зданий, а моей любовью стала русская архитектура, особенно псковско-новгородская.
И уже на 6 курсе, в 2003 году, у меня был диплом по нашему Саровскому монастырю, реконструкция храмовых интерьеров. Мы делали макет монастыря, опираясь на старые чертежи. А тогда только восстанавливался первый храм — в честь прп. Серафима Саровского… Замахнулась на очень большую работу и не успевала доделать диплом. Переживала страшно, заказала молебен перед иконой Божией Матери «Умягчение злых сердец» и, в итоге, получила пять с плюсом — за идею. Считаю, это было чудо. Как сказал один преподаватель: «Вашей группе повезло с оценками, потому что аттестационная комиссия была на удивление мягкой!»
Меня пригласили в аспирантуру в Москве, но я уже была замужем, и супруг работал в Сарове, в РФЯЦ-ВНИИЭФ. Тогда я пошла за советом к прозорливому старцу — архимандриту Петру (Афанасьеву) в Заиконоспасский монастырь. Он мне сказал возвращаться в Саров, идти расписывать храм прп. Серафима Саровского и устраиваться в воскресную школу. Я так и сделала. Старец даже предсказал, что у меня будет двое детей, что впоследствии сбылось!
Храм Преподобного расписывал Ярослав Рылло с командой, всего около 40 художников. Пришла не на живопись, а на альфрейные работы (прим. — Художественную отделку стен, орнаменты). Главным у нас был опытный монументалист Андрей Ахальцев, он многому научил молодых. Коллектив меня хорошо принял, потом с ними еще расписывала Казанский храм Серафимо-Дивеевского монастыря и храм свт. Николая в Усть-Лабинске. Звали и в другие города, но я не поехала, чтобы не оставлять маленького ребенка.
Пыталась устроиться во ВНИИЭФ, но мне отказали. Зато смогла уделить много времени своей малышке.
В детской воскресной школе при храме Всех Святых познакомилась с Надеждой Королевой и Еленой Ершовой. Потом в воскресную школу пришла мне помогать вести ИЗО моя мама, педагог ДХШ Галина Ивановна Нечпай, которая до сих пор трудится в воскресной школе. Мне нравилось искать и придумывать новые техники, которые мы опробовали с ребятишками.
Параллельно я работала в иконописной мастерской Саровского монастыря, которую возглавила Надежда Николаевна. Пока ребенок был маленький, заказов тоже было мало. А через год меня неожиданно пригласили во ВНИИЭФ, но в иконописной мастерской уже пошли заказы. Особенно на иконы прп. Серафима Саровского в подарочный фонд митрополита Георгия. И я решила, что мне это ближе. Насколько все в нашей жизни промыслительно! Но понимание этого приходит не сразу, а спустя время.
Началось восстановление храмов Саровского монастыря, и я познакомилась с нижегородской группой художников под руководством Алексея Анциферова. Дмитрий Кирьянов научил меня золочению, и мы золотили настенные рельефы в храме Иоанна Предтечи. Впоследствии мне этот навык пригодился. Потом работали во Флорищевой пустыни, где я впервые проектировала орнаменты в древнерусском стиле для Троицкого храма. Разрабатывала орнаменты для приделов Казанского храма в Серафимо-Дивеевском монастыре, которые мы расписывали с этими художниками.
В иконописной мастерской я сначала придумывала и вырезала орнаменты, затем стала золотить иконы и украшать их орнаментом, а потом уже писать их. Специализируюсь на академической живописи с использованием техники наслоений, лессировок. Сейчас вижу, насколько несовершенными были мои первые иконы, но, по милости Божией их брали и ничего не говорили. А сейчас качество икон выросло, но приходится учитывать замечания. Как это объяснить? Может быть, раньше мы понимали, как мало умеем, и Господь нас поддерживал, а сейчас думаем, что чего-то достигли, и Он смиряет наше тщеславие? Вообще, у творческого человека самый главный грех — это тщеславие, с которым трудно бороться. Он унывает, когда его не хвалят, и задирает нос, когда хвалят. Очень тонкая грань...
Владыка Георгий дарит гостям иконы, написанные в нашей мастерской, и они находятся во многих уголках России. Для людей ценно, что образы Преподобного написаны именно в Сарове. Этим летом лично видела наши иконы прп. Серафима в вологодском храме святых Константина и Елены и псковском храме прп. Серафима Саровского. Писать иконы не надоедает, ведь это подразумевает молитвенную связь с Преподобным.
В 2009 году в Сарове открылась православная гимназия, и Елена Вячеславовна позвала работать туда. У меня не так много учебных часов, поэтому педагогом в полном смысле этого слова себя не считаю. Но если бы я каждый день по нескольку часов работала с детьми, то не смогла бы писать иконы, поскольку эта деятельность предполагает молитвенное уединение и особую собранность духа. Фактически работаю на стыке трех профессий: иконописец, педагог, а теперь еще и художник-аниматор.
— Олеся Валерьевна, у каждого художника есть сильные и слабые стороны. Что вы можете сказать о себе?
— У меня есть особенность — постоянно лезут в голову новые идеи, из-за чего мне трудно сосредоточиться на какой-то одной из них и довести работу до конца. Раньше это мешало ужасно. Со временем я научилась c этим справляться и даже находить в этом свои плюсы, хотя мне до сих пор проще работать с кем-нибудь в паре. Я выдаю идеи, а напарник помогает завершить начатое.
— Получается, что именно работа с детьми дает вам возможность реализовать многие идеи?
— Директор гимназии Наталия Владиславовна легко подхватывает идеи, вдохновляет меня и вселяет силы. Вместе с ней мы доводим идеи до конечного продукта. Когда я первый раз предложила вместе с детьми сделать мультфильм, то потом испугалась трудностей и пожалела об этом. Но она убеждена — если мы хотим, чтобы идеи воплощались (пусть мы даже еще не знаем как), нужно не бояться говорить об этом открыто. Так постепенно созрел мультипликационный проект «Настоятели». Если честно, у меня было тайное желание стать мультипликатором, и поразительно, что представилась такая возможность. Господь выполняет все, что ты хочешь, если ты Его почитаешь. Он от тебя не отходит.
Кроме того, гранты на мультфильмы позволяют приобрести дорогостоящую технику для гимназии. Так, за эти годы были приобретены 6 компьютеров, 2 айпада, большой планшет. Теперь дети рисуют не на бумаге, а сразу в программе. Также средства по грантам покрывают расходы на поездки гимназистов, которые запомнятся им на всю жизнь.
— Олеся Валерьевна, а ИЗО вы преподаете тоже по-особенному?
— Мне нравится делать с детьми большие, интересные работы, со сложной композицией. Например, когда мы изучали искусство Древнего Египта, параллельно рисовали библейские сюжеты, происходившие в Древнем Египте, используя египетские орнаменты и другую атрибутику.
— Чувствуете ли отклик со стороны детей?
— Конечно. Например, одна девочка несколько лет назад окончила школу, но до сих пор помогает делать мультфильмы. Особенно ей удаются животные, их походка, повадки. Теперь мы с ней коллеги и даже друзья.
— А как вы собираете материал для мультфильмов?
— Буквально по крупицам. Из поездок, фильмов и книг. Филимоновская свистулька, тульский пряник, курский соловей или серпуховский павлин — все это атрибутика места, о котором идет речь в мультфильме. Может, это далеко не каждый зритель подметит, но такие подробности делают мультфильм более наполненным. Например, в серии «Ефрем Строитель» красные палаты, в которых заседает архиепископ Феофан (Прокопович), я взяла из советского исторического фильма, снятого в Московском Кремле, образ самого Прокоповича — из сериала про Ломоносова. Разбойники в мультфильме одеты в обноски так же, как и сподвижники Пугачева из исторического фильма. Персонажи крупных планов более проработаны, анимация персонажей многофигурных композиций делается проще, совершенно по-разному можно изобразить в мультфильме текст сценария, какие образы придумать, чтобы это было интересно юному зрителю — все это моя забота как художника и режиссера в одном лице.
— Сейчас ребята будут делать четвертую серию мультфильма в рамках проекта «Настоятели». А что будет дальше?
— Хотелось бы сделать еще две серии. В пятой серии планируем показать Серафимовские торжества 1903 года, Царскую семью, которую я очень почитаю, хожу в храм святых Царственных страстотерпцев, и они вместе с нами молятся за Россию. В этой серии должны быть священномученик Серафим Чичагов, чудесные исцеления, купание Царской семьи в источнике на Ближней пустынке, посещение ими блж. Паши Саровской. А шестая серия будет посвящена закрытию Саровского монастыря и святым, которые отбывали заключение в Сарлаге. Подробнее пока не могу сказать. Каждая серия — это для меня серьезное испытание, но верю, что Господь управит.
— Олеся Валерьевна, вы — счастливый человек?
— Конечно. У меня все есть. Семья, дети, квартира, интересная работа. Грех жаловаться. Какие-то искушения бывают, но без них обойтись нельзя, иначе мы очерствеем душой.
Твитнуть | Нравится | 0 |
При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна